Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:05, контрольная работа

Описание

Среди документов первого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета следует назвать указанные выше кодексы. Например, в Гражданском кодексе РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации — наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д., в Трудовом кодексе РФ установлены законодательные основы отношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты, Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

Содержание

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в РФ. 4 уровня. 2
1.1.Новый закон «О бухгалтерском учёте» 7
2. Принципы и международные стандарты бухгалтерского учёта 15
2.1.Международные стандарты финансовой отчетности: основные положения 15
2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО 21
Список использованных источников. 26

Работа состоит из  1 файл

Бух.контрольная.docx

— 53.77 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в РФ. 4 уровня. 2

1.1.Новый закон «О бухгалтерском учёте» 7

2. Принципы и международные стандарты бухгалтерского учёта15

2.1.Международные стандарты финансовой отчетности: основные положения15

2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО 21

Список использованных источников. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в РФ. 4 уровня

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ бухгалтерский учет находится  в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее  методологическое руководство бухгалтерским  учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство  предоставляет право своим отдельным  органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции  и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система  законодательных и нормативных  актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Всю  систему нормативного регулирования  можно подразделить на четыре уровня документов:

  • законы и иные акты законодательства РФ;
  • положения по бухгалтерскому учету;
  • методические указания по ведению бухгалтерского учета;
  • рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его  организации, правила и процедуры  ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся  следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими  кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ. Основным законодательным  актом, регулирующим бухгалтерский  учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

К этой же группе документов относятся федеральные законы «Об  акционерных обществах», «Об обществах  с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях», «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» и др., в  которых законодательно закреплены отдельные особенности ведения  бухгалтерского учета в зависимости  от организационно-правовых форм юридического лица.

Среди документов первого  уровня нормативного регулирования  бухгалтерского учета следует назвать  указанные выше кодексы. Например, в  Гражданском кодексе РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета  в организации — наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации  и т.д., в Трудовом кодексе РФ установлены  законодательные основы отношений  работодателей и работников в  сфере труда и его оплаты, Налоговый  кодекс РФ определяет основы налоговой  системы, что влияет на организацию  бухгалтерского учета при определении  базы для расчета налогов.

В период упрочения рыночных отношений в России происходит становление  их законодательной базы. В этих условиях помимо федеральных законов  принимаются указы Президента РФ, регулирующие отдельные аспекты  организационно-правовых форм хозяйствующих  субъектов, по которым еще не приняты  или по каким-то причинам не действуют  положения федеральных законов. Постановления Правительства РФ уточняют и детализируют отдельные  нормы федеральных законов или  указов Президента РФ.

Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены. На момент написания учебника действуют 20 положений по бухгалтерскому учету:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н;
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). Утверждено приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. № 167;
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000). В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н;
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материальнопроизводственных запасов» (ПБУ 5/01). В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2002 г. № 44н;
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 2бн;
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г № 56н;
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н;
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн;
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н;
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н;
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н;
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н;
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н;
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н;
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н;
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н;
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н;
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03). Утверждено приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н.

Содержание и правила  применения многих положений по бухгалтерскому учету подробнее будут изложены в последующих главах учебника.

Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и  другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений  по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются  и утверждаются в федеральных  и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в  бухгалтерском учете различных  фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические указания: по бухгалтерскому учету  основных средств; по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости  в строительстве и т.д. К числу  важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся  План счетов бухгалтерского учета и  Инструкция по его применению. Об этих документах также будет рассказано в соответствующих главах учебника.

К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы  и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно  в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами  хозяйствующего субъекта. К ним следует  отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда  и его стимулировании, должностные  инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных  документов.

Приведенный выше перечень документов, регламентирующих бухгалтерский  учет в Российской Федерации, основан  на их юридической значимости для  формирования системы бухгалтерского учета. При разрешении различных  хозяйственных споров приоритет  отдается документам более высокого уровня.

Заметим, что принятая хозяйствующим  субъектом учетная политика не может  быть самостоятельно изменена контролирующими  и другими органами.

 

    1. Новый закон «О бухгалтерском учёте»

Принят Федеральный закон  от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ  «О бухгалтерском учете», обязательный для всех организаций. Он вступит в силу с 1 января 2013 года. В наступившем 2012 году компании руководствуются прежним законом. Но к грядущим изменениям нужно подготовиться заблаговременно.

Регулирование и  нормативная база изменятся

Закон № 402-ФЗ официально ввел термин – стандарт бухгалтерского учета. Это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения.

Определено, что органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются уполномоченный федеральный орган и Банк России. Регулирование бухгалтерского учета, согласно статье 22 закона № 402-ФЗ, смогут осуществлять также саморегулируемые организации.

Какие стандарты  будут действовать

В пункте 1 статьи 21 закона № 402-ФЗ предусмотрены стандарты четырех уровней:

1) федеральные стандарты  бухгалтерского учета;

2) отраслевые стандарты,  устанавливающие особенности применения  федеральных стандартов в отдельных  видах экономической деятельности;

3) рекомендации в области  бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического  субъекта, то есть конкретной  компании.

Роль федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) вначале  будут исполнять действующие  ПБУ. Постепенно они будут пересматриваться в направлении сближения с  Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО (п. 4 ст. 20 закона № 402-ФЗ). 
       Позиция Минфина России такова, чтобы включать в ПБУ (а в дальнейшем – в ФСБУ) прямые ссылки на правила МСФО. Например: 
       – «Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности» (п. 22 ПБУ 14/2007);

– «При наличии признаков  обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов  на обесценение и учитывать изменение  стоимости поисковых активов  вследствие обесценения в порядке, определенном Международными стандартами  финансовой отчетности» (п. 20 ПБУ 24/2011).

Но если в первой ссылке применение МСФО – право, то во второй – уже обязанность.  >|ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» утверждены приказами Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н и от 6 октября 2011 г. № 125н соответственно.

Роль МСФО в  регулировании учета

В пункте 4 статьи 20 закона № 402-ФЗ предусмотрено применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов. Однако какие именно МСФО будут использоваться для регламентации бухгалтерского учета, понять проблематично. Дело в том, что закон № 402-ФЗ  (п. 4 ст. 3) не предписывает руководствоваться какими-либо конкретными международными стандартами.

В то же время в России в целях составления консолидированной  финансовой отчетности МСФО, переведенные на русский язык, получат статус нормативных документов.

При этом их текст может  отличаться от первоисточников, официально представленных Фондом МСФО, ввиду  некоторых изъятий (п. 6 Положения  о признании Международных стандартов … утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107).

Минфин России в письме от 12 декабря 2011 г. № 07-02-06/240 рекомендует использовать «российский» вариант МСФО не только для составления консолидированной отчетности, но также и для иных целей. Тем более что законодательство РФ о бухгалтерском учете включает все действующие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты.

Но коллизия заключается  в том, что в целях бухгалтерского учета юридический приоритет  имеет неопределенная характеристика МСФО, приведенная в законе № 402-ФЗ, поскольку он специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Обратите внимание: независимо от времени принятия приоритетными  признаются нормы того закона, который  специально предназначен для регулирования  соответствующих отношений (п. 2.2 постановления  Конституционного суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П).

В итоге инструментарий МСФО, по мнению автора, не будет иметь  нормативного определения. Правда, неопределенность может быть устранена федеральными стандартами. Но в любом случае знание международных стандартов для главного бухгалтера становится насущной необходимостью.

Аналоги отраслевых стандартов существуют и сейчас. К ним относится, в частности, Инструкция по учету  доходов и расходов по обычным  видам деятельности на автомобильном  транспорте, утвержденная приказом Минтранса  России от 24 июня 2003 г. № 153. Она обязательна  к применению, поскольку зарегистрирована в Минюсте России.

Принципиально новой является обязанность компаний осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а также  ведения учета и составления  отчетности, установленная в пункте 1 статьи 19 закона № 402-ФЗ.

По-видимому, порядок такого контроля уместно закрепить в  стандарте экономического субъекта. Правда, законодатель видит его предназначение в упорядочении организации и  ведения бухгалтерского учета (п. 11 ст. 21 закона № 402-ФЗ).

Однако при таком подходе  не ясно, для чего потребовалось  обособлять этот документ от учетной  политики (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

Отменена льгота для «упрощенки»

С 2013 года компании, применяющие  упрощенную систему налогообложения, утрачивают освобождение от обязанности  ведения бухгалтерского учета в  полном объеме. В законе № 402-ФЗ для них льготы нет. Правда, суды и сейчас считают, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, предусмотренное действующим Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», не исключает необходимости составления бухгалтерской отчетности – по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности.>|Данная позиция, изложенная в определении ВАС РФ от 15 февраля 2010 г. № ВАС-15377/09, основана на определении Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ