Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:05, контрольная работа
Среди документов первого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета следует назвать указанные выше кодексы. Например, в Гражданском кодексе РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации — наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д., в Трудовом кодексе РФ установлены законодательные основы отношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты, Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в РФ. 4 уровня. 2
1.1.Новый закон «О бухгалтерском учёте» 7
2. Принципы и международные стандарты бухгалтерского учёта 15
2.1.Международные стандарты финансовой отчетности: основные положения 15
2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО 21
Список использованных источников. 26
Между тем компании, не ведущие бухучет в полном объеме, столкнутся с необходимостью отражения в отчетности (бухгалтерском балансе) остатков по счетам бухгалтерского учета на отчетные даты 2013 года, а также сравнительных данных на 31 декабря 2012 года. Эти суммы возникают в результате фиксирования фактов хозяйственной деятельности путем двойной записи.
Отсюда вывод: закон № 402-ФЗ устанавливает для фирм на «упрощенке» обязанность ведения бухгалтерского учета задним числом. Чем нарушает общий принцип о том, что закон обратной силы не имеет. То есть новый закон не распространяется на действия в прошлом, если в нем это не оговорено.
По мнению автора, выйти из данного положения позволит пункт 4 статьи 13 закона № 129-ФЗ. Остатки по счетам компания может сформировать путем инвентаризации активов и обязательств и раскрыть эту информацию в пояснительной записке, которую нужно будет приложить к бухгалтерской отчетности 2013 года. Основанием неприменения правил бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения в прошлые годы будет служить прямая льгота закона № 129-ФЗ (п. 3 ст. 4). В результате нарушения законодательства о бухгалтерском учете строительная организация не допустит.
Отметим: инвентаризацию можно провести на любую дату 2012 года и от нее начать ведение учета в полном объеме.
Ужесточены квалификационные требования
Руководитель сможет самостоятельно вести бухгалтерский учет лишь в компании, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства (п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ).
Во всех других организациях (за исключением кредитных) руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор с внешним исполнителем об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В открытых акционерных обществах главный бухгалтер (или иное должностное лицо, которому поручается ведение бухгалтерского учета) должен отвечать обязательным требованиям, закрепленным в пункте 4 статьи 7 закона № 402-ФЗ, а именно:
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь подтвержденный стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Эти требования, согласно пункту 6 статьи 7 закона № 402-ФЗ, распространяются и на внешних исполнителей, ведущих учет по договору об оказании услуг.
Ввиду установленных ограничений возникают следующие опасения: если названные условия не соблюдены, то расходы компании, являющейся открытым акционерным обществом, на ведение бухучета могут быть не приняты по причине их необоснованности.
Правда, законодатель предусмотрел в пункте 2 статьи 30 закона № 402-ФЗ важное исключение: перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 1 января 2013 года возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета.
Урегулирование разногласий
Как быть при возникновении разногласий между главбухом и директором? Беспокойство бухгалтеров понятно (см. п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г.
№ 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
Ведь в большинстве
случаев налоговый и
Представляется, что закон № 402 облегчит бремя ответственности бухгалтера. В настоящее время главбух обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ и разногласия могут возникать в связи с действиями либо бездействием.
Соответственно главный
бухгалтер оказывается
А в новом законе речь идет об ответственности за информацию в регистрах бухгалтерского учета и за достоверность бухгалтерской отчетности (п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ).
Уточним: разногласия с директором будут ограничены сферой формирования документации. Хотя реальную разницу между старой и новой формулировками выявит только правоприменительная практика.
Новое в учете и отчетности
Начнем с «первички». В законе № 402-ФЗ унифицированные формы больше не упоминаются. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель компании – по представлению главного бухгалтера (п. 4 ст. 9). Их разработку можно начать уже сейчас. А если строительная компания использует какие-либо унифицированные формы, то это решение следует отразить в учетной политике. Обязать их применять вашего контрагента (например, субподрядчика строительства) можно только договором гражданско-правового характера, предусмотрев в нем такое условие.
Обратите внимание на еще
одно нововведение. В настоящее время
в первичном документе
Бухгалтерский учет по-прежнему
ведется посредством двойной
записи на счетах бухгалтерского учета.
Но исключения из общего правила могут
быть установлены федеральным
Из состава бухгалтерской отчетности будет исключено аудиторское заключение – в статье 14 закона № 402-ФЗ оно не упоминается. И это методически правильно, поскольку отчитывающаяся компания данный документ не составляет.
Законодатель пересмотрел
и адреса представления бухгалтерской
отчетности (ст. 18 закона № 402-ФЗ). Указано
лишь, что один обязательный экземпляр
годовой бухгалтерской (финансовой)
отчетности нужно будет представлять
в орган государственной
Важно
До утверждения органами государственного регулирования бухучета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ, до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ (п. 1 ст. 30).
2.1. Международные стандарты
Для российских компаний причиной
перехода на МСФО чаще всего является
осуществление
В банковском секторе активное внедрение МСФО было вызвано в первую очередь тем, что сотрудничество с любым западным финансовым институтом невозможно без представления отчетности по международным стандартам. К тому же согласно проекту методических рекомендаций ЦБ РФ "О порядке составления кредитными организациями финансовой отчетности" банкам придется использовать более жесткий стандарт раскрытия информации при составлении отчетности по МСФО за 2007 г., особенно в вопросах рисков.
Наконец, особенно актуальным вопрос о переходе на международные стандарты финансовой отчетности становится в свете предстоящего в ближайшем будущем присоединения России к ВТО, так как применение МСФО упрощает выход компаний на рынок, стимулирует привлечение инвестиций, снижая при этом цену привлекаемого капитала, выравнивает конкурентные позиции компаний, способствует интеграции экономики страны в мировую хозяйственную систему в целом.
Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на 2004 - 2010 гг. предусмотрен полный перевод на МСФО консолидированной отчетности всех российских компаний, включая те, чьи ценные бумаги будут обращаться на фондовых рынках других стран в 2008 - 2010 гг.
Различные национальные стандарты
могут по-разному учитывать
В соответствии с МСФО компания готовит пять основных отчетов о своей деятельности.
1. Бухгалтерский баланс. Отражает финансовое состояние компании на дату составления.
2. Отчет о прибылях
и убытках. Отражает доход и
расходы организации,
3. Отчет о движении
денежных средств. Отражает
4. Отчет о состоянии акционерного капитала. Показывает инвестиции владельцев (акционеров) и полученные ими выплаты на вложенный капитал (дивиденды) в течение отчетного периода.
5. Учетная политика и пояснения. Содержит методики учета операций.
Дополнительной формой отчетности является отчет о совокупной прибыли. В настоящее время эта форма отчетности до конца не разработана и на практике не используется. Но в перспективе она должна содержать важную информацию по формированию прибыли. В 2003 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB) выпустил пересмотренную версию стандарта МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Одним из основных требований стало агрегирование информации на основе схожих характеристик и ведение формы совокупного дохода. IASB решил дать возможность представлять информацию о доходах и расходах либо в рамках единой формы отчета о совокупном доходе, либо в двух отдельных отчетах - отдельно в отчете о прибылях и убытках и отдельно в отчете о совокупном доходе.
Финансовую отчетность дополняют разъяснения и дополнения, так называемые ноты, которые раскрывают информацию, содержащуюся в статьях рассмотренных отчетов.
Учитывая универсальность международных стандартов для применения всеми организациями, выделим те стандарты, которые имеют отношение к кредитным организациям.
IAS 1 "Представление финансовой отчетности"
Предполагает раскрытие всех существенных аспектов учетной политики и формирования финансовой отчетности.
IAS 7 "Отчеты о движении денежных средств"
Информация о движении
денежных средств помогает оценить
потребности в денежных средствах
и способность создавать
IAS 8 "Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки"
В финансовой отчетности должны получить отражение все статьи прошлых периодов с учетом корректировок вследствие изменения учетной политики, а также определение требований по раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные.
IAS 10 "События после отчетной даты"
Задача Стандарта состоит в предписании процедур внесения корректировок и раскрытия информации в связи с событиями, имевшими место после утверждения финансовой отчетности.
IAS 12 "Налоги на прибыль"
Рассматривает порядок учета налога на прибыль, а также определяет налоговые последствия.
IAS 14 "Сегментная отчетность"
Стандарт предъявляет
требования к открытым акционерным
компаниям и большим
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ