1) постановка, восстановление и ведение
бухгалтерского учета, составление
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной
деятельности организаций и индивидуальных
предпринимателей, экономическое и
финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование,
в том числе связанное с
реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также
представительство в судебных
и налоговых органах по налоговым
и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского
учета и внедрение информационных
технологий;
7) оценка стоимости имущества,
оценка предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских
рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных
проектов, составление бизнес-планов;
9)
проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских
и экспериментальных работ в
области, связанной с аудиторской
деятельностью, и распространение
их результатов, в том числе
на бумажных и электронных
носителях;
11)
обучение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке
специалистов в областях, связанных
с аудиторской деятельностью;
12)
оказание других услуг, связанных
с аудиторской деятельностью.
При
этом Законом предусмотрено, что
аудиторским организациям и индивидуальным
аудиторам запрещается заниматься
какой-либо иной предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита
и оказания сопутствующих ему
услуг, что соответствует норме,
действовавшей ранее во Временных
правилах. Закон концептуально очерчивает
правовое пространство аудита и в ст. 2
" Законодательство
Российской Федерации и иные нормативные
правовые акты, которые регулируют аудиторскую
деятельность " определяет, что аудиторская
деятельность осуществляется в соответствии
с настоящим Законом и принятыми в соответствии
с ним иными федеральными законами, регулирующими
отношения, возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности. Нормы законодательства
Российской Федерации об аудиторской
деятельности, содержащиеся в других федеральных
законах, должны соответствовать настоящему
Закону. Особенности правового положения
аудиторских организаций, осуществляющих
аудиторские проверки сельскохозяйственных
кооперативов и союзов этих кооперативов,
устанавливаются Федеральным законом
"О сельскохозяйственной кооперации". В
статье 3 "Аудиторская организация" дано
определение понятию аудиторская организация.
Аудиторская организация - коммерческая
организация, являющаяся членом одной
из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация приобретает
право осуществлять аудиторскую деятельность
с даты внесения сведений о ней в реестр
аудиторов и аудиторских организаций
саморегулируемой организации аудиторов,
членом которой такая организация является. Статьей
4 "Аудитор" Закона определено, что
аудитором является физическое лицо, отвечающее
квалификационным требованиям, установленным
уполномоченным федеральным органом,
и имеющее квалификационный аттестат
аудитора. В статьея 5 "Обязательный
аудит" приведен перечень критериев,
по которым организации подлежат обязательной
аудиторской проверке. Обязательный аудит
проводится только аудиторскими организациями.
Это позволит повысить качество проведения
обязательного аудита, имеющего важное
экономическое и социальное значение. В
статье 6 "Аудиторское заключение"
указано, что аудиторское заключение -
это официальный документ, предназначенный
для пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, составленный
в соответствии с федеральными правилами
(стандартами) аудиторской деятельности
и содержащий выраженное в установленной
форме мнение аудиторской организации
или индивидуального аудитора о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемого лица и соответствии порядка
ведения его бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации. По сравнению с
Временными правилами в данной статье
Закона определено, что форма, содержание
и порядок представления аудиторского
заключения определяются федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности. В
Законе даны определение и принципы действия
такого важного инструмента работы аудитора
и контроля за его деятельностью, как правила
(стандарты) аудиторской деятельности. Законом
установлено, что федеральные правила
(стандарты) аудиторской деятельности
утверждаются Правительством Российской
Федерации и являются обязательными для
аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, а также для аудируемых лиц,
за исключением положений, в отношении
которых указано, что они имеют рекомендательный
характер. Статьей 8 "Независимость
аудиторских организаций, аудиторов"
более подробно по сравнению с Временными
правилами представлен круг лиц (физических
и юридических), которыми и (или) в отношении
которых не разрешается проводить аудиторские
проверки. При подготовке данной статьи
также был использован опыт реализации
Временных правил. Большое значение как
для аудитора, так и для аудируемого лица
имеет вопрос конфиденциальности информации
при проведении аудита. В Законе этому
серьезному вопросу посвящена отдельная
ст. 9 "Аудиторская тайна". Само понятие
"аудиторская тайна" было введено
ранее частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации. В данной статье
детально расписан порядок использования
информации, получаемой в ходе проведения
аудиторских проверок, а также и при осуществлении
контроля качества в отношении индивидуальных
аудиторов и аудиторских организаций.
Предусмотрена ответственность за разглашение
аудиторской тайны. В статье 10 "Контроль
качества работы аудиторских организаций,
аудиторов" более подробно и детально
расписан порядок контроля качества, определена
ответственность аудиторов за уклонение
от проведения внешней проверки качества
и за систематическое нарушение требований
нормативных правовых актов и федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности.
В данной статье указано, что аудиторские
организации и индивидуальные аудиторы
обязаны установить и соблюдать правила
контроля внутреннего качества проводимых
ими аудиторских проверок. Требования,
предъявляемые к указанным правилам, регламентируются
федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности. Система проверки
качества работы индивидуальных аудиторов
и аудиторских организаций внешними проверяющими
устанавливается уполномоченным федеральным
органом, который может как проводить
такие проверки своими силами, так и делегировать
право проведения таких проверок аккредитованным
профессиональным аудиторским объединениям
в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки
качества или непредставление проверяющим
всей необходимой для проверки документации
или иной требуемой информации может служить
основанием аннулирования лицензии на
осуществление аудиторской деятельности
аудиторской организации или индивидуального
аудитора. В ст. 11 "Квалификационный
аттестат аудитора" перечислены условия
в соответствии с которыми выдается аттестат. Квалификационный
аттестат аудитора выдается при условии,
что лицо, претендующее на его получение
1)
сдало квалификационный экзамен 2) имеет
ко дню объявления результатов квалификационного
экзамена стаж работы, связанной с осуществлением
аудиторской деятельности либо ведением
бухгалтерского учета и составлением
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
не менее трех лет. Не менее двух лет из
последних трех лет указанного стажа работы
должны приходиться на работу в аудиторской
организации. В Законе имеется ст. 16 "Основания
и порядок аннулирования квалификационного
аттестата аудитора", в которой перечислены
случаи аннулирования квалификационного
аттестата аудитора. Такое подробное изложение
этого вопроса отсутствовало во Временных
правилах. В Законе присутствуют статья
13 "Права и обязанности аудиторских
организаций, индивидуального аудитора"
и статья 14 "Права и обязанности аудируемых
лиц, лица, заключившего договор оказания
аудиторских услуг". В этих статьях,
применив более чем восьмилетний имеющийся
опыт действия Временных правил, подробнее
охарактеризованы права и обязанности
аудиторов и аудируемых лиц. В
статье 15 «Государственное регулирование
аудиторской деятельности»
говорится о том, что функции государственного
регулирования аудиторской деятельности
осуществляет уполномоченный федеральный орган.
К функциями государственного регулирования
аудиторской деятельности относятся:
1)
выработка государственной политики
в сфере аудиторской деятельности;
2)
нормативно-правовое регулирование
в сфере аудиторской деятельности,
в том числе утверждение федеральных
стандартов аудиторской деятельности,
а также принятие в пределах
своей компетенции иных нормативных
правовых актов, регулирующих аудиторскую
деятельность и (или) предусмотренных
настоящим Федеральным законом;
3)
ведение государственного реестра
саморегулируемых организаций аудиторов,
а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4)
анализ состояния рынка аудиторских
услуг в Российской Федерации;
5)
иные предусмотренные настоящим
Федеральным законом функции.
Новым по сравнению
с Временными правилами является
также предусмотренное ст. 16 Закона
создание совета по аудиторской деятельности
при уполномоченном федеральном
органе. Указано, что совет по аудиторской
деятельности при уполномоченном федеральном
органе создается в целях учета
мнения профессиональных участников рынка
аудиторской деятельности. Положение
о совете по аудиторской деятельности
утверждается руководителем уполномоченного
федерального органа. С
1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный
закон "Об аудиторской деятельности".
Принятие нового Федерального закона
"Об аудиторской деятельности" обусловлено
переходом от лицензирования указанной
деятельности к саморегулированию в этой
области и направлено на законодательное
обеспечение существенного снижения административного
вмешательства в аудиторскую профессию,
освобождение государства от выполнения
избыточных функций по регулированию
аудиторской деятельности, создание механизмов
профессионального и общественного надзора
за деятельностью аудиторов. Лицензирование
аудиторской деятельности отменено
с 1 января 2010 года. Одновременно было введено
обязательное членство аудиторов и аудиторских
организаций в саморегулируемых организациях
аудиторов. На эти организации возложены
функции по ведению реестра аудиторов
и аудиторских организаций, повышению
квалификации аудиторов и контролю качества
работы аудиторов и аудиторских организаций.
Таким образом, государственное регулирование
аудиторской деятельности в основном
будет сведено к выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых
организаций аудиторов, анализу состояния
рынка аудиторских услуг в РФ. Саморегулированию
в законе посвящены 3 статьи:
1)Статья 17 «Саморегулируемая
организация аудиторов»;
2) Статья 18 «Требования
к членству в саморегулируемой организации
аудиторов»;
3) Статья 19 «Ведение реестра
аудиторов и аудиторских организаций».
В
Законе имеется отдельная статья,
посвященная ответственности за нарушение законодательства
Российской Федерации об аудите (ст. 20).
В отношении члена саморегулируемой организации
аудиторов, допустившего нарушение требований
настоящего Федерального закона, стандартов
аудиторской деятельности, правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций, кодекса
профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая
организация аудиторов может применить
следующие меры дисциплинарного воздействия:
1)
вынести предписание, обязывающее
члена саморегулируемой организации
аудиторов устранить выявленные
по результатам внешней проверки
качества его работы нарушения
и устанавливающее сроки устранения
таких нарушений;
2)
вынести члену саморегулируемой
организации аудиторов предупреждение
в письменной форме о недопустимости
нарушения требований настоящего
Федерального закона, стандартов
аудиторской деятельности, правил
независимости аудиторов и аудиторских
организаций, кодекса
профессиональной этики аудиторов;
3)
наложить штраф на члена саморегулируемой
организации аудиторов;
4)
принять решение о приостановлении
членства аудиторской организации,
аудитора в саморегулируемой
организации аудиторов на срок
до устранения ими выявленных нарушений,
но не более 180 календарных дней со дня,
следующего за днем принятия решения о
приостановлении членства;
5)
принять решение об исключении
аудиторской организации, аудитора
из членов саморегулируемой организации
аудиторов;
6)
применить иные установленные
внутренними документами саморегулируемой
организации аудиторов меры.
Меры дисциплинарного
воздействия применяются саморегулируемой
организацией аудиторов в порядке,
установленном Федеральным законом
"О саморегулируемых организациях".
Статьей 21 «Ведение государственного
реестра саморегулируемых организаций
аудиторо» обязанность ведения
государственного реестра саморегулируемых
организаций аудиторов возложена на уполномоченный
федеральный орган. В данной статье оговорен
список необходимых документов, которые
должна представить некоммерческая
организация, для внесения сведение в
государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов, порядок рассмотрения
федеральным органом представленных документов
вплоть до принятия решения. В Статье 22
«Государственный контроль (надзор) за
деятельностью саморегулируемых организаций
аудиторо» сказано, что государственный
контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов осуществляет уполномоченный
федеральный орган. Предметом
государственного контроля (надзора) за
деятельностью саморегулируемых организаций
аудиторов является соблюдение саморегулируемыми
организациями аудиторов требований законодательства
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов, которые регулируют аудиторскую
деятельность. Государственный
контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов осуществляется
в форме плановых и внеплановых проверок. С принятием
Федерального закона "Об аудиторской
деятельности" российские аудиторы
получили уточненную правовую базу и эффективная
реализация Закона должна способствовать
дальнейшему развитию и укреплению аудита
в России, повышению его авторитета в мировом
сообществе. Успех этого дела будет зависеть
от совместной конструктивной работы
аудиторов, профессиональных аудиторских
объединений и заинтересованных государственных
органов, направленной на развитие аудита
в России.
- Стандарты
аудита.
В
целях обеспечения качества проведения
аудита и оказания аудиторских услуг
возникает необходимость применения
в аудиторской практике единых правил
(стандартов) аудита.
Правила
(стандарты) аудита – это общие
руководящие нормы и правила,
формирующие единые основополагающие
требования, определяющие нормы и
правила по отношению к качеству
и надежности аудита и обеспечивающие
определенный уровень гарантии результатов
аудиторской проверки при их соблюдении.
На
основании аудиторских правил (стандартов)
регулируется качество профессиональной
деятельности аудиторов.
Аудиторские
правила (стандарты) являются основанием
для доказательства в суде качества
проведения аудита и определения
меры ответственности аудиторов.
Стандарты
определяют общий подход к проведению
аудита, масштаб проверки, виды отчетов
аудиторов, вопросы методологии, а
также основные принципы, которым
должны следовать аудиторские организации
и индивидуальные аудиторы.
Следует
иметь в виду, что аудиторские
стандарты определяют правильность
деятельности аудитора в целом, но не
конкретные действия, приемы, способы,
процедуры, применяемые в ходе проведения
аудита, которые могут быть различными,
и рациональность которых аудитором
должна быть обоснована.
В
мировой практике аудиторская деятельность
строится в соответствии с международными
стандартами. Это, во-первых, общие стандарты,
где изложена сущность, цели, задачи
и обязанности сторон; во-вторых,
профессиональные стандарты, где изложены
понятия независимости, объективности,
конфиденциальность выдаваемой информации,
в-третьих, эксплуатационные стандарты,
содержащие методику непосредственно
аудиторских проверок, оценку их соответствия
законодательным актам, и в-четвертых,
стандарты, регламентирующие форму и сроки
представления результатов аудита.
Система
стандартов в обобщенном виде включает
в себя:
-
международные стандарты;
-
национальные стандарты;
-
внутрифирменные стандарты.
Значение
системы стандартов состоит в
том, что она:
- обеспечивает
качество аудиторской проверки;
- содействует
внедрению в аудиторскую практику новых
научных достижений;
- помогает
пользователям понять процесс аудиторской
проверки;
- обеспечивает
связь отдельных элементов аудиторского
процесса;
- создает общественный
имидж профессии.
С
развитием рыночных отношений и
интеграционных процессов в экономике
стран и, в связи с этим, превращением
отдельных аудиторских организаций
в крупные международные группы
появилась необходимость в унификации
аудита в международном масштабе.
Разработкой
профессиональных требований на международном
уровне занимается несколько организаций.
Разработкой
международных стандартов аудита занимается
Международная федерация бухгалтеров
(IFAS), являющаяся международным объединением
лиц бухгалтерской профессии. Эта
организация была основана в октябре
1977 г. с целью координации на мировом уровне
деятельности профессиональных организаций
в области учета, финансовой (бухгалтерской)
отчетности и аудита. Членами IFAS являются
более 150 профессиональных организаций
из 130 стран. Российская Федерация представлена
в ней полноправным членом – Институтом
профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.
В рамках IFAS аудиторскими стандартами
занимается Международный комитет по
аудиторской практике (IAPC).
Система
международных стандартов включает
в себя не только стандарты аудита
(МСА), но и международные руководства
по аудиторской практике.
Система
международных стандартов аудита в
настоящее время насчитывает 39 стандартов,
сгруппированных в несколько
разделов, и 11 положений по международной
практике (ПМАП). Так, система МСА
включает в себя следующие разделы:
«Вводные аспекты», «Обязанности», «Планирование»,
«Внутренний контроль», «Аудиторские
доказательства», «Использование работы
третьих лиц», «Аудиторские выводы
и подготовка отчетов (заключений)», «Специализированные
области», «Сопутствующие услуги».
Положения
по международной аудиторской практике
включают одиннадцать положений, среди
которых пять посвящены компьютеризации
аудиторской деятельности, два –
особенностям аудита малых предприятий
и международных коммерческих банков
и другим вопросам. Главная цель
этих положений – помочь разработчикам
национальных стандартов, тематика которых
соответствует ПМАП.
Международные
стандарты аудита (МСА) предназначены
для применения при аудите финансовой
(бухгалтерской) отчетности. Кроме того,
МСА используются при аудите иной
информации и предоставлении сопутствующих
услуг.
Значение
международных стандартов аудита заключается
в том, что они способствуют развитию
профессии в тех странах, где
уровень профессионализма ниже мирового,
а также интеграции национального
аудита в международные экономические
отношения. Работа над современным вариантом
системы общероссийских аудиторских стандартов
началась в нашей стране в 1995 г. С самого
начала эта система создавалась как национальный
аналог системы Международных аудиторских
стандартов, разрабатываемых МФБ.