Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Для достижения поставленных целей определим задачи работы:

- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности;

- рассмотреть Закон «Об аудиторской деятельности», ознакомится со стандартами аудиторской деятельности;

- рассмотреть основные направления совершенствования аудита примененных в РФ.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. 5
2.Нормативно-правовая база аудиторской деятельности. 10
2.1 Закон об аудиторской деятельности (временные правила). 10
2.2 Стандарты аудита 21
Документы, необходимые для реализации стандартов
27
3.Основные направления совершенствования аудиторской деятельности, примененных в РФ. 33
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.27 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     
Введение 3
1.Теоретические аспекты правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. 5
2.Нормативно-правовая база аудиторской деятельности. 10
2.1 Закон об аудиторской деятельности (временные правила). 10
2.2 Стандарты аудита 21
    1. Документы, необходимые для реализации стандартов
27
3.Основные направления совершенствования аудиторской деятельности, примененных в РФ. 33
Заключение 36
Список  использованной литературы 37
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Предпосылкой  появления аудита в России стала  перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской  активности наших граждан. Аудит  явился новой формой контролирования  финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций  и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

     Период  становления российского аудита характеризовался директивным созданием  аудиторских фирм, работой по организации  аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, создание саморегулируемых организаций, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

     Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение  участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения  на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих  концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

     На  данном этапе развития аудиторской  деятельности, когда в целом рынок  аудита насыщен профессиональными  субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых  аудиторами услуг. Решение этого  вопроса связано с четкой организацией и эффективной работой системы  аттестации аудиторов, установлением  требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации  системы повышения профессионального  уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита.

     Вышесказанное определяет актуальность исследования выбранной темы работы.

     Цель  работы – рассмотреть правовое регулирование  аудиторской деятельности в РФ.

     Для достижения поставленных целей определим  задачи работы:

         - рассмотреть нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности;

     - рассмотреть Закон «Об аудиторской  деятельности», ознакомится со стандартами аудиторской деятельности;

     - рассмотреть основные направления  совершенствования аудита примененных  в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты правового  регулирования аудиторской  деятельности в РФ.

     К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации
  5. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
  6. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
  7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008 г. № 395-1 от 02.12.1990 г.)
  8. Закон «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. от 03.11.2006 г.)
  9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в ред. от 29 апреля 2008 г.)
  10. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., в ред. от 26 июня 2008 г.)
  11. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 29 ноября 2007 г.)
  12. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 8 мая 1998 г. (в ред. от 6 декабря 2007 г.)
  13. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 23 марта 2002 г.)
  14. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ
  15. 36 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696., в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523)

     Из  приведенного перечня нормативных  документов по регулированию аудиторской  деятельности можно выделить: кодексы  и федеральные законы; постановления  Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные  стандарты.

     Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой  практике.

     В мировой практике можно выделить 2 различные концепции регулирования  аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в  таких европейских странах, как  Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где  аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них  фактически возлагаются функции  государственного контроля за аудиторской  деятельностью.

     Вторая  концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская  деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих  субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно  общественными аудиторскими объединениями.

     В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  на стадии становления. Происходит процесс  определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, определение роли и  функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди  представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

     Эта система включает 4 основных уровня (табл. 1), расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными  видами документов, областью регулирования  и степенью их разработанности. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ представлена на рис.1 

Таблица. 1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

     
Уровни регули-рования      Виды  и наименования нормативных документов      Область регулирования и использования      Степень разработанности
     I      Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ Определяет  место, цель и задачи аудита в финансово-экономической  системе      Закон принят
     I I      Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют  общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают  нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских  услуг Федеральные стандарты (разработано и утверждено 36 стандарта)
     Законодательные и  подзаконные акты Устанавливают общие положения по регулированию  аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Разработаны и  утверждены с соответствии с ФЗ нормативные  документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.
     III Внутренние  правила (стандарты) аккредитованных  профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской  деятельности на уровне профессиональных объединений      Разработаны аккредитивными профессиональными  аудиторскими объединениями 
     Нормативные документы  министерств и ведомств Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский      Министерствами  и ведомствами принят и разрабатывается  ряд документов по видам аудита
     IV      Внутренние  аудиторские стандарты      При проведении аудита и сопутствующих  аудиту услуг      Разработаны и приняты аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами
 

     Первый (верхний) уровень включает закон  об аудиторской деятельности, который  был принят 30.12.2008г.. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

     К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся  федеральные правила (стандарты). Они  определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В  настоящее время разработано и принято Правительством РФ 34 федеральных стандарта.

     Третий  уровень охватывает внутренние стандарты  профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств  и ведомств, устанавливающие правила  организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно  к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

     Четвертый уровень включает внутренние стандарты  аудиторской деятельности, которые  разрабатывают аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и  практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

     

     

     

     

     

       

     

     

     

       

       

       

     

     

       
 
 
 
 

     Рис.1. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ 

  1. Нормативно-правовая база аудиторской  деятельности.

    2.1 Закон об аудиторской  деятельности (временные  правила).

     Принятие  Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует новый  этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное  становление системы российского  аудита и создал перспективы его  дальнейшего развития. Аудит занял  сове место среди других видов  финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей  непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

     Закон был подготовлен рабочей группой  с участием МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены  правовые и нормативные положения  аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться  в контексте других важнейших  правовых документов: Гражданского кодекса  РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бухгалтерском учете») и др.

     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 26 статей, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также и права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

     Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского  аудита, чему способствовало значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской  деятельности Постановления Правительства  РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ 
 

     Рассмотрим  положения Закона и уточним новые  нормы правовых основ регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации, введенные им.           

     В  соответствии со статьей 1 Закона аудиторская  деятельность, аудит - это предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей. Это определение не имеет принципиальных отличий от применявшегося во Временных  правилах.  В то же время присутствует существенное различие в определении цели аудита во Временных правилах и в данной статье Закона. Так, во Временных правилах было установлено, что основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Законом же предусмотрено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Такое понятие, сформулированное на основе международного опыта точнее отражает цель аудита.         Важную роль играет установленный в первой статье Закона детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволит более конкретно, с законодательным обоснованием оценивать возможность осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Так, для целей Закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

Информация о работе Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в РФ