В
Российской Федерации согласно Федеральному
закону «Об аудиторской деятельности»
№ 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности
осуществляет федеральный орган государственного
регулирования аудиторской деятельности
(ФОГРАД). Утверждает федеральные правила
(стандарты) Правительство Российской
Федерации. Поскольку федеральные правила
находятся в процессе разработки и утверждения,
действуют правила (стандарты) аудиторской
деятельности в Российской Федерации,
утвержденные ранее Минфином России; их
действие заканчивается по мере утверждения
федеральных правил.
Федеральные
правила (стандарты) базируются на международных
стандартах аудита.
В
соответствии со ст.7 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности»
предусмотрена следующая классификация
правил (стандартов) аудиторской деятельности:
-
федеральные стандарты аудиторской
деятельности;
-
стандарты саморегулируемой организации
аудиторов.
Федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности
разрабатываются в соответствии
с международными стандартами аудита,
являются обязательными для аудиторских
организаций и аудиторов, саморегулируемых
аудиторских объединений и их
работников, а также для аудируемых
лиц, за исключением положений, в
отношении которых указано, что
они имеют рекомендательный характер.
Данные правила определяют требования
к порядку осуществления аудиторской
деятельности, а также регулируют иные
вопросы.
Саморегулируемые
аудиторские объединения вправе
разрабатывать методические материалы
по применению федеральных стандартов
аудиторской деятельности, которые
не должны противоречить федеральным
правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При этом саморегулируемые аудиторские
объединения вправе предусматривать в
них дополнительные требования по проведению
аудита, если это обусловливается особенностями
проведения аудита.
Аудиторские
организации и индивидуальные аудиторы
в соответствии с требованиями законодательных
и иных нормативных актов Российской
Федерации и федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности
вправе самостоятельно выбирать приемы
и методы своей работы, за исключением
планирования, документирования аудита,
составления рабочей документации
аудитора, аудиторского заключения, которые
осуществляются в соответствии с
федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности.
Стандарты
саморегулируемой организации аудиторов
определяют требования к аудиторским
процедурам, дополнительные к требованиям,
установленным федеральными стандартами
аудиторской деятельности, если это обусловливается
особенностями проведения аудита или
особенностями оказания сопутствующих
аудиту услуг; не могут противоречить
федеральным стандартам аудиторской деятельности;
не должны создавать препятствия осуществлению
аудиторскими организациями, индивидуальными
аудиторами аудиторской деятельности;
являются обязательными для аудиторских
организаций, аудиторов, являющихся членами
указанной саморегулируемой организации
аудиторов.
Правила
(стандарты) по большей части имеют
единую структуру построения и содержат
следующие разделы:
а)
общие принципы правила (стандарта);
б)
основные понятия и определения,
используемые в стандарте;
в)
сущность стандарта;
г)
практические приложения.
В
разделе «Общие принципы правила (стандарта)»
отражаются: цель и необходимость
разработки данного стандарта; объект
стандартизации; сфера применения стандарта;
взаимосвязь с другими стандартами.
Раздел
«Основные понятия и определения,
используемые в стандарте» охватывает
новые термины и их краткую
характеристику.
В
разделе «Сущность стандарта» формулируется
проблема, требующая описания, проводится
ее анализ и приводятся методы решения.
Раздел
«Практические приложения» включает
схемы, таблицы, образцы документов
и другие приложения.
Стандарт
должен содержать такие обязательные
реквизиты, как: номер стандарта, дата
ввода в действие, цель разработки,
сфера применения стандарта, анализ
проблемы, возможные процедуры решения
проблемы.
На
основе международных стандартов аудита
Правительством РФ были разработаны и
утверждены 34 федеральных правила (стандарта)
аудиторской деятельности.
-
Документы, необходимые
для реализации стандартов.
Аудиторские
услуги могут быть оказаны любому
экономическому субъекту. Предприятия
самостоятельно выбирают аудитора или
аудиторскую фирму и направляют
официальное письмо-предложение. Официальным
ответным документом аудитора или аудиторской
фирмы является письмо-обязательство,
которое готовится согласно Международному
стандарту аудита МСА 210, а также российскому
федеральному правилу (стандарту) №12 «Согласование
условий проведения аудита».о согласии
на проведение аудита. Письмо-обязательство
(Приложение №1) направляется исполнительному
органу экономического субъекта до заключения
договора на проведение аудита во избежание
неправильного понимания им условий предстоящего
договора. Экономический субъект должен
письменно подтвердить согласие с условиями
аудита, предложенными аудиторской организацией.
Если подтверждение получено, условия
письма-обязательства остаются в силе
в течение действия соглашения о проведении
аудиторской проверки. Если цель и масштаб
аудита определены между сторонами в долгосрочном
договоре, то письмо-обязательство может
не составляться либо его содержание должно
представлять дополнительную информацию
для экономического субъекта. Форма и
содержание письма-обязательства аудиторской
организации определяются необходимостью
включения в него ряда обязательных указаний
и дополнительных сведений в соответствии
с особенностями предстоящей аудиторской
проверки и пожеланиями экономического
субъекта об оказании дополнительных
услуг, сопутствующих аудиту. Письмо-обязательство
должно содержать обязательные указания:
по условиям аудиторской проверки;
по обязательствам аудиторской организации;
по обязательствам экономического субъекта. Аудиторская
организация по своему усмотрению или
в соответствии с пожеланиями экономического
субъекта может также дополнительно включать
в текст письма-обязательства: общие сведения
об оказываемых аудиторской организацией
услугах, квалификации персонала, наиболее
крупных клиентах, членстве в российских
и международных аудиторских организациях
и союзах; примерный календарный план
проведения аудита и состав направляемой
группы аудиторов; общую характеристику
применяемых методов проведения проверки;
условия оплаты аудита; предложение об
использовании услуг других аудиторов
(резидентов и нерезидентов), независимых
экспертов в тех аспектах деятельности
проверяемой организации, которые аудиторская
организация и экономический субъект
сочтут необходимыми; согласие экономического
субъекта на использование результатов
предшествующей аудиторской организации;
описание важнейших ограничений ответственности
аудиторской организации; рекомендации
по использованию аудиторского заключения
по назначению; предложение о дальнейшем
развитии договорных отношений между
аудиторской организацией и экономическим
субъектом. Международный стандарт аудита
МСА 310, а также российские правила (стандарты)
аудиторской деятельности требуют, чтобы
аудиторская организация получила знания
о деятельности аудируемого лица (знание
бизнеса) в объеме, достаточном для выявления
и понимания событий, финансово-хозяйственных
операций и методов работы, которые в соответствии
с профессиональным суждением аудитора
могут оказать значительное влияние на
финансовую (бухгалтерскую) отчетность,
либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское
заключение. Подобная информация используется
аудитором при оценке неотъемлемого риска
и риска средств внутреннего контроля,
а также при определении характера, временных
рамок и объема аудиторских процедур.
Уровень знаний аудитора, необходимый
для выполнения аудиторского задания,
включает информацию об экономике в целом
и той области деятельности, в которой
работает аудируемое лицо, а также более
конкретные сведения о том, каким образом
функционирует аудируемое лицо. До заключения
договора аудитор должен получить предварительные
сведения об отрасли и структуре собственности,
руководстве и работе аудируемого лица
и определить, может ли он получить необходимый
объем информации о деятельности аудируемого
лица для проведения аудита. После заключения
договора аудитору следует расширить
объем и степень детализации информации,
поэтому в ходе аудита полученная ранее
информация оценивается, обновляется
и пополняется. Знания о деятельности
аудируемого лица приобретаются за счет
непрерывного сбора и оценки информации
и соотнесения ее с аудиторскими доказательствами
и полученными сведениями на всех стадиях
аудита. Знание деятельности аудируемого
лица является основой для выражения профессионального
мнения аудитора. Понимание деятельности
и правильное использование такой информации
помогает аудитору: оценивать риски и
выявлять проблемные области; эффективно
планировать и проводить аудит; оценивать
аудиторские доказательства; обеспечивать
высокое качество аудита и надежность
выводов аудитора. Аудитор и руководство
аудируемого лица должны достичь согласия
по поводу условий проведения аудита.
Необходимость согласования условий по
проведению аудита определяется Международным
стандартом аудита МСА 210, а также российскими
Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Согласованные условия необходимо отразить
документально в договоре, подготовленном
в соответствии с действующим законодательством
РФ (Приложение №2). Аудитор может также
использовать в ходе достижения договоренности
с руководством аудируемого лица форму
письма о проведении аудита — документа,
направляемого аудитором предполагаемому
аудируемому лицу и подписываемого руководством
аудируемого лица в знак согласия с основными
условиями задания по проведению аудита. Договор
(письмо) о проведении аудита является
документальным отражением и подтверждением
того, что аудитор принимает назначение,
соглашается с целями и объемом аудита,
объемом обязательств аудитора перед
аудируемым лицом, а также формой аудиторского
заключения и иных отчетов. Форма и содержание
договоров (писем) о проведении аудита
для различных аудируемых лиц могут иметь
свои особенности, но обычно в них указываются:
цель аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности; ответственность руководства
аудируемого лица за подготовку финансовой
(бухгалтерской) отчетности; объем аудита,
включая ссылки на действующее законодательство,
федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности и правила (стандарты) аккредитованного
профессионального объединения, соблюдаемые
аудитором; форма аудиторского заключения
и любых иных отчетов, которые предполагается
подготовить по результатам аудита; тот
факт, что в связи с применением в ходе
аудита выборочных методов тестирования
и другими свойственными аудиту ограничениями
наряду с ограничениями, присущими системам
бухгалтерского учета и внутреннего контроля
аудируемого лица, имеется неизбежный
риск того, что некоторые, в том числе существенные,
искажения финансовой (бухгалтерской)
отчетности могут остаться необнаруженными;
требование свободного доступа ко всем
бухгалтерским записям, документации
и другой информации, запрашиваемой в
ходе проведения аудита. Повторяющиеся
аудиторские проверки. В случае повторяющихся
на протяжении ряда лет аудиторских проверок
аудитор должен решить, требуют ли обстоятельства
пересмотра условий аудиторского задания
и есть ли необходимость напомнить аудируемому
лицу о действующих условиях задания.
Аудитор может принять решение не составлять
каждый раз новое письмо о задании. Однако
составление нового письма целесообразно
в следующих случаях: неправильное понимание
аудируемым лицом цели и объема аудита;
любые пересмотренные или особые условия
задания; изменения в составе высшего
руководства, совета директоров или изменения
в структуре собственности; значительные
изменения характера или масштабов деятельности
аудируемого лица; требования законодательства. В
случае если аудитора до завершения выполнения
задания просят изменить его условия на
такие, которые предоставляют более низкий
уровень уверенности в достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
нежели разумная уверенность, которая
требуется для выражения мнения в стандартном
аудиторском заключении, аудитор должен
рассмотреть целесообразность такого
изменения. Прежде чем согласиться на изменение
условий аудиторского задания в сторону
оказания сопутствующих услуг, аудитор,
с которым договорились провести аудит
в соответствии с федеральными правилами
(стандартами) аудиторской деятельности,
должен также рассмотреть любые юридические
или договорные последствия таких изменений. Если
аудитор придет к заключению о том, что
изменение условий задания обоснованно,
а также если работа аудитора соответствует
федеральным правилам, которые могут быть
применены к измененному заданию, то подготовленный
отчет или заключение должны соответствовать
пересмотренным условиям задания. Во избежание
введения в заблуждение пользователя
в отчет или заключение не должны включаться
ссылки на: первоначальное задание; любые
процедуры, которые могли быть выполнены
в соответствии с первоначальным заданием,
за исключением случаев, если задание
меняется на задание о согласованных процедурах
и, следовательно, ссылка на проведенные
процедуры составляет один из элементов
соответствующего отчета. В случае изменений
условий задания аудитору и экономическому
субъекту, ранее являвшемуся аудируемым
лицом, необходимо согласовать новые условия.
Аудитор не должен соглашаться на изменение
условий задания при отсутствии разумного
обоснования. Важным моментом при заключении
договора на аудиторскую проверку является
оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо
стремиться к тому, чтобы не занизить и
не завысить стоимость услуг, так как и
то и другое зачастую оказывает негативное
воздействие на экономического субъекта,
особенно если он впервые обращается в
данную аудиторскую фирму. В Российской
Федерации постепенно складывается рынок
аудиторских услуг, под воздействием которого
и регулируются ставки этих услуг. Все
имеющиеся в настоящее время в России
формы и виды оценки стоимости аудиторских
услуг можно условно разделить на следующие
группы: аккордная оплата; повременная
оплата; сдельная оплата; комбинированная
оплата.
3.
Основные направления
совершенствования
аудиторской деятельности
примененных в РФ.
С
1 января 2009 года вступил в силу новый
Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности". Принятие нового Федерального
закона "Об аудиторской деятельности"
обусловлено переходом от лицензирования
указанной деятельности к саморегулированию
в этой области и направлено на законодательное
обеспечение существенного снижения административного
вмешательства в аудиторскую профессию,
освобождение государства от выполнения
избыточных функций по регулированию
аудиторской деятельности, создание механизмов
профессионального и общественного надзора
за деятельностью аудиторов. Лицензирование
аудиторской деятельности отменено
с 1 января 2010 года. Одновременно было введено
обязательное членство аудиторов и аудиторских
организаций в саморегулируемых организациях
аудиторов. На эти организации возложены
функции по ведению реестра аудиторов
и аудиторских организаций, повышению
квалификации аудиторов и контролю качества
работы аудиторов и аудиторских организаций.
Таким образом, государственное регулирование
аудиторской деятельности в основном
будет сведено к выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых
организаций аудиторов, анализу состояния
рынка аудиторских услуг в РФ. Данный проект
Федерального закона значительно расширяет
функции саморегулируемых аудиторских
объединений. По ст. 21 проекта САО даны
полномочия разрабатывать и устанавливать
требования к вступлению в такое объединение,
а также исключению из него, привлечения
к ответственности членов саморегулируемого
аудиторского объединения за нарушение
устава этого объединения, а также федеральных
стандартов аудиторской деятельности. Проект
предполагает передачу большей части
функций по регулированию аудиторской
деятельности аудиторскому сообществу,
что и отвечает задаче перехода на международную
практику регулирования аудиторской деятельности.
Государство в лице Минфина России будет
лишь вырабатывать государственную политику,
нормативно - правовое регулирование в
сфере аудиторской деятельности, анализировать
отчеты саморегулируемых аудиторских
объединений об исполнении ими и их членами
законодательства Российской Федерации
об аудиторской деятельности, вести государственный
реестр таких объединений, а также осуществлять
надзор за их деятельностью. Организация
саморегулирования аудиторской деятельности
в России отличается и будет отличаться
от международного опыта.
Федеральный Закон "О саморегулируемых
организациях" вступил в действие лишь
7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец,
создал законодательную базу функционирования
саморегулируемых организаций, но его
эффективность, de facto, можно будет оценить
лишь по истечении нескольких лет. В данном
законе так и не было законодательно определено
ограничение числа саморегулируемых организаций,
которое, как преобладает мнение, и не
должно иметь место, поскольку приведет
к существенной концентрации рынка и доминированию
нескольких игроков. Зарубежный опыт саморегулирования
сегодня оценивается зачастую как положительный,
но сегодняшние саморегулируемые организации
не обладают достаточным весом и недостаточно
независимы в своей деятельности. Совершенствование
аудиторской деятельности в России идет
в последние годы достаточно активно.
И, очевидно, законодательное обеспечение
деятельности должно следовать за темпами
развития рынка. Главной задачей реформирования
законодательной базы должно быть, прежде
всего, формирование единых требований
к качеству работы аудиторов в виде обязательных
аудиторских стандартов и их приближение
к международным. Дальнейшее совершенствование
аудиторской деятельности напрямую связано
с обеспечением качества аудиторских
услуг, совершенствованием действующей
системы контроля качества аудиторской
деятельности, соблюдения профессиональной
этики и независимости аудиторскими организациями
и аудиторами. Активизировать процессы
стандартизации деятельности аудиторских
организаций и
Заключение
Современная
предпринимательская деятельность
это, прежде всего неопределенность,
которую нельзя установить заранее.
Эффективное производство предполагает
предвидение рисков и стремление
снизить их до возможно более низкого
уровня. Для этого необходим постоянный
контроль со стороны руководства
предприятия за деятельностью работников
и всей организацией в целом. Поэтому
возникла необходимость создания новых
экономических институтов, регулирующих
взаимоотношения различных субъектов
предпринимательской деятельности
и среди них одно из ведущих
мест принадлежит институту аудиторства,
главная цель которого обеспечить контроль
за достоверностью информации, отражаемой
в бухгалтерской (финансовой) и налоговой
отчетности.
В
условиях бухгалтерской и налоговой
реформ аудиторские организации
часто выступали в роли консультантов
по вопросам бухгалтерского учета и
налогообложения. В связи с этим
большое внимание уделялось построению
системы быстрого реагирования на изменения
в законодательстве и информирования
хозяйствующего объекта по вопросам
адаптации к ним. Пройдя первый этап
развития, аудиторский бизнес столкнулся
с новыми задачами, диктуемыми развитием
экономики страны и ее укреплением,
необходимостью принятия общемировых
стандартов и поиском путей совершенствования
деятельности.
В
процессе аудиторской деятельности
немаловажное значение имеет вопрос
правового обеспечения, изучение нормативных
документов, регулирующих аудиторскую
деятельность.
Список
использованной литературы
- 34 федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности
(утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 сентября 2002
г. N 696., в ред. Постановлений Правительства
РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N
228, от 25.08.2006 N 523)
- Аудит № 3,
2009
- Аудитор №
7, 2010
- Аудиторские
ведомости № 3, 2009; №9, 2010; №3, 2010
- Албаров Р.А.
Аудит в организациях промышленности,
торговли и АПК.-М.: дело и Сервис, 2009
- Булгакова Л.И. Аудит
в России: механизм правового регулирования.
– М.: Волтерс Клувер, 2009.
- Бычкова С.М. Аудит
для руководителей и бухгалтеров. – М.:
Инфра-М, 2009.
- Васильева
М.Б. Основы аудита. Улан-Удэ, ВСГТУ, 2009
- Данилевский
Ю.А., Шапигузов С.М. Аудит. М.: ФБК-ПРЕСС,
2010
- Калинин
В.В. Аудиторская деятельность: организационные
основы, стандарты, особенности отраслевого
аудита. Аудит, Юнити, 2009
- Камышанов П.И. Аудит.
Стандарты и практика. – М.: Финансы и статистика,
2010.
- Кожура Р.В. Аудит:
Предпринимательство или юридический
процесс (ободной профессиональной привилегии) //
Аудиторские ведомости. 2010. №11.
- Кочинев Ю.Ю. Аудит.
Теория. Организация. Документация. –
СПб: Питер, 2009.
- Крупченко
Е.А.,Замыцкова О.И. Аудит: М.,2009
- Лабынцев
Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика.
М: "ПРИОР", 2009
- Макальская
А.К. Внутренний аудит. М.: Дело и Сервис,
2010
- Международный
бухгалтерский учет № 3, 2009
- Настольный
аудитор бухгалтера № 1,2009
- Нитецкий В.В. Правовые
основы независимой аудиторской деятельности //
Аудиторские ведомости. 2010. №3.
- Подольский
В.И. Аудит. М., Аудит, 2010
- Подольский В.И.,
Поляк Г.Б., Савин А.А. и др. Аудит. Учебник.
– 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2009.
- Полисюк
Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит
предприятия. М.: Юнити, 2010
- Пупко Г.М. Аудит
и ревизия. – М.: Филинъ, 2010.
- Скобара
В.В. Аудит: Методология и организация.
- М.: ДИС, 2009
- Терехов
А.А. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 2009
- Федеральный
закон "Об аудиторской деятельности"
от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.
- Шеремет
А.Д. Аудит. М., Инфра-М, 2009
- Шишкин А.К.,
Микрюков В.А.Учет, анализ, аудит на предприятии.
М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009
- Экономический
анализ: теория и практика №10, 2009
- Ярцев Н.М. Аудит.
– М.: Дело, 2010.