- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
- Понятие и
экономическая сущность расходов
Планирование,
прогнозирование и учет текущих
затрат по видам деятельности железных
дорог на базе Номенклатуры расходов
основных видов хозяйственной деятельности
железнодорожного транспорта (далее -
Номенклатура) имеет своей целью
обоснованное определение потребности
в трудовых, материальных и финансовых
ресурсах (в денежном выражении) для
выполнения намеченных объемов продукции
(перевозок, работ, услуг), единообразное
определение состава затрат, включаемых
в те или иные группы расходов, единый
подход к формированию финансовых результатов,
получения необходимой информации для
калькулирования себестоимости перевозок
(товаров, работ, услуг), для ценообразования,
для управления затратами, их анализа
и выявления на этой основе возможностей
их оптимизации.
Планы и прогнозы расходов должны предусматривать
соответствие расходов намечаемым объемам
продукции (перевозок, работ, услуг), ее
качеству и конечным финансовым результатам
деятельности организации при снижении
затрат на единицу продукции (если это
не оказывает отрицательного влияния
на качество этой продукции) прежде всего
за счет:
- лучшего использования имеющихся и внедрения
новых, более совершенных технических
средств и технологических процессов;
- роста производительности на основе
применения трудосберегающих технологий,
улучшения организации труда, механизации
и автоматизации основных и вспомогательных
работ, создания действенной системы мотивации
труда;
- сокращения материальных затрат в результате
экономного расходования материалов,
топлива и электроэнергии, внедрения ресурсосберегающих
технологий, повторного использования
материалов, устранения потерь при транспортировке
и хранении;
- экономии управленческих и других общехозяйственных
расходов посредством информатизации
процессов управления, совершенствования
организационной структуры, повышения
квалификации работников сферы управления,
применения эффективных методов менеджмента;
- ликвидации непроизводительных издержек
и потерь путем совершенствования организации
производства, оперативного принятия
мер по недопущению сбоев в производстве,
укрепления трудовой, технологической
и финансовой дисциплины.
1.3. Учет расходов должен обеспечить:
- формирование полной и достоверной информации
о фактических расходах на перевозки,
изготовление продукции, выполнение работ
и оказание услуг для обоснования управленческих
решений, а также для использования этой
информации заинтересованными организациями;
- контроль за использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами и нормативами;
- своевременное предотвращение негативных
явлений в хозяйственной деятельности,
выявление и мобилизацию внутрихозяйственных
резервов обеспечения финансовой устойчивости;
- соответствие расходов получаемым доходам.
1.4. Для достижения этих целей планирование
и учет расходов должны осуществляться
по единой номенклатуре, которая представляет
собой обоснованную классификацию и систематизированный
перечень расходов. Как при планировании,
так и в учете, отнесение расходов к той
или иной группе должно производиться
в соответствии с настоящей Номенклатурой.
1.5. До введения в действие настоящей Номенклатуры
на железных дорогах России действовала
Номенклатура расходов по основной деятельности
железных дорог Российской Федерации,
утвержденная 31 марта 1998 г.
За период после издания предыдущей номенклатуры
произошли изменения в законодательстве
Российской Федерации и в условиях работы
железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 мая 2001г. №384 утверждена
Программа структурной реформы на железнодорожном
транспорте. Система планирования и учета
расходов, особенно – по видам деятельности,
будет во многом определяться результатами
структурной реформы, проводимой в соответствии
с Программой.
Со времени введения в действие прежней
Номенклатуры расходов, существенно изменилось
нормативное регулирование бухгалтерского
учета. В целях приведения нормативной
базы российского бухгалтерского учета
в соответствие с Международными стандартами
финансовой отчетности (МСФО), Министерством
финансов России за период 1998-2002 годы были
введены в действие новые положения по
бухгалтерскому учету (среди них Положение
по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
ПБУ 10/99 (далее – Положение ПБУ 10/99), утвержденное
приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 6 мая 1999г. № 33-н).
С 1 января 2002 года организации железнодорожного
транспорта перешли к применению нового
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций (далее – План
счетов), утвержденного приказом Минфина
России от 31 октября 2000г. № 94, который значительно
приближен к Международным стандартам
финансовой отчетности. Особенностью
учета расходов является то, что расходы
отражаются на счетах издержек производства
и обращения, а также в составе внереализационных,
операционных и чрезвычайных расходов,
независимо от принятия их для целей налогообложения,
что предусмотрено п.19 Положения ПБУ 10/99.
Согласно новому Плану счетов значительно
сокращается осуществление расходов за
счет нераспределенной прибыли.
В 2000 г. принят закон № 118-ФЗ «О введении
в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах». В соответствии
с Федеральным закон от 6 августа 2001 г.
№ 110-ФЗ «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса РФ и некоторые
другие акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а также
о признании утратившими силу отдельных
актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах»
часть вторая Налогового кодекса дополнена
главой 25 «Налог на прибыль организаций»,
где предусмотрен систематизированный
перечень доходов и расходов, принимаемых
и не принимаемых для целей налогообложения
и впервые в российской практике введено
понятие налогового учета. Федеральный
закон от 29 мая 2002 г. №57 ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» внес ряд изменений
в налоговый учет.
Настоящая Номенклатура разработана с
учетом положений указанных документов.
1.6. В отличие от предыдущей номенклатуры
расходов, относящейся к основной деятельности
железных дорог (эксплуатационной деятельности
и подсобно-вспомогательной деятельности),
настоящая Номенклатура предусматривает
ее применение по видам деятельности федерального
железнодорожного транспорта в соответствии
с Программой структурной реформы на железнодорожном
транспорте.
1.7. Номенклатура разработана Департаментом
финансов России и Всероссийским научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта
с участием департаментов России, с учетом
предложений железных дорог, исходя из
принципиальных положений Программы структурной
реформы на железнодорожном транспорте,
новых правил бухгалтерского учета и нового
Налогового кодекса.
1.2. ГРУППИРОВКА
СОСТАВА РАСХОДОВ
2.1. В соответствии с Положением ПБУ 10/99
расходы в зависимости от их характера,
а также условий осуществления и направлений
деятельности организации подразделяются
на расходы, связанные с производством
и реализацией (расходы по обычным видам
деятельности), и прочие расходы, в состав
которых включаются внереализационные,
операционные и чрезвычайные расходы.
2.2. В зависимости от отношения к производственному
процессу расходы делятся на непосредственно
вызываемые этим процессом и общехозяйственные,
т. е. расходы по обслуживанию производства
и управлению. В свою очередь расходы,
непосредственно вызванные процессом
производства, подразделяются на специфические
(прямые) для каждого места возникновения
затрат и расходы общие для всех мест возникновения
затрат (видов деятельности). Специфические
(прямые производственные) расходы группируются
по видам деятельности, отраслевым хозяйствам
железнодорожного транспорта, а по локомотивному
хозяйству – по видам тяги.
Общехозяйственные расходы подразделяются
на две группы:
А. Общехозяйственные расходы без расходов
по содержанию аппарата управления;
Б. Расходы по содержанию аппарата управления.
2.3. В зависимости от направления использования
расходы подразделяются на статьи, объединяющие
издержки по целевому назначению: по видам
работ или по видам обслуживания технических
средств. Амортизация основных средств,
как правило, отражается на отдельно выделенных
статьях. Каждой статье в Номенклатуре
присвоен определенный номер для кодирования
первичных документов.
2.4. В зависимости от экономического содержания
расходы, связанные с производством и
реализацией, складываются из следующих
элементов: затраты на оплату труда; материальные
затраты, в т.ч. материалы, топливо, электроэнергия,
прочие материальные; отчисления на социальные
нужды; амортизация; прочие затраты (см.
раздел 3 Номенклатуры). Группировка по
таким элементам осуществляется по каждой
статье, как при разработке плана, так
и при учете фактических затрат.
2.5. По мере совершения хозяйственных операций
в местах возникновения затрат на основании
первичных документов осуществляется
отражение расходов на определенных статьях
Номенклатуры в разрезе элементов затрат.
При этом расходы, отнесенные на статьи
Номенклатуры, используются в дальнейшем
для соответствующих группировок по укрупненным
видам работ, хозяйствам, видам деятельности,
что исключает возможность повторного
отражения таких расходов и не требует
исключения внутрихозяйственных оборотов
при осуществлении группировок.
2.6. Осуществление группировок в разрезе
видов деятельности (грузовые перевозки,
пассажирские перевозки в дальнем следовании
и в пригородном сообщении и др.) и по хозяйствам
производится в соответствии со способами
их формирования.
2. Классификация
эксплуатационных расходов
2.1.Эксплуатационные
расходы железных дорог классифицируют
на основные и общехозяйственные, прямые
и косвенные, зависящие и не зависящие
от размеров движения.
К основным относят расходы, непосредственно
вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным
- расходы по обслуживанию производства
и руководству хозяйством.
Основные расходы, в свою очередь, подразделяют
на расходы, специфические для каждой
отрасли хозяйства, и расходы, общие для
всех отраслей хозяйства. Например, специфическими
основными расходами для вагонного хозяйства
являются затраты на текущий и деповской
ремонт грузовых вагонов и др.
К основным расходам, общим для всех отраслей
хозяйства железных дорог, относятся:
транспортные расходы (в доле, относящейся
к материалам, израсходованным на производственные
и хозяйственные нужды); оплата труда производственного
персонала за непроработанное время (оплата
отпусков, время выполнения государственных
обязанностей, время вынужденного прогула,
выплаты работникам, высвобождаемым с
предприятий и организаций в связи с их
реорганизацией, сокращением численности
работников и др.); скидка со стоимости
форменной одежды, выданной производственному
персоналу; отчисления на социальные нужды
производственного персонала; затраты
по охране труда и производственной санитарии;
износ малоценных и быстроизнашивающихся
предметов производственного назначения
и др.
Общехозяйственные
расходы подразделяют
на общехозяйственные расходы без затрат
на содержание аппарата управления и расходы
на содержание аппарата управления. К
общехозяйственным расходам без расходов
на содержание аппарата управления относят
затраты по содержанию персонала, не относящегося
к аппарату управления (затраты на оплату
труда персонала производственных участков,
цехов и других специалистов, освобожденных
бригадиров); обслуживанию и текущему
ремонту зданий, сооружений и инвентаря
общехозяйственного назначения; амортизация
основных фондов общехозяйственного назначения
отчислениям в резерв на создание ремонтного
фонда; отчислениям во внебюджетный фонд
на выполнение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ общеотраслевого
значения, отчислениям в инвестиционный
фонд, платежи по кредитам банков и др.
К расходам на содержание аппарата управления
относят затраты на оплату труда, командировки
и прочие расходы (отчисления на социальные
нужды, материальные затраты, амортизация
и отчисления в резерв на капитальный
ремонт легковых автомобилей и гаражей
для них и др.).
Прямыми называют расходы, связанные с
выработкой определенной продукция или
выполнением конкретного вида работы
и поэтому непосредственно (прямым способом,
без дополнительных расчетов) относимые
на тот или иной вид продукции или работы.
Косвенные расходы - это расходы, относимые
на несколько видов продукции и распределяемые
на тот или иной вид продукция или работы
не прямым путем, а в результате дополнительных
расчетов. Например, расходы хозяйства
пути не могут быть отнесены только на
грузовые или только на пассажирские перевозки,
так как путевое хозяйство обслуживает
и грузовое, и пассажирское движение. Расходы
этого хозяйства распределяют на грузовые
и пассажирские перевозки пропорционально
соответствующим измерителям.
К зависящим относят расходы, которые
изменяются прямо пропорционально объему
работы или размерам движения. Расходы,
мало зависящие от объема работы или размеров
движения, принято условно относить к
независящим (условно постоянным).
Расходы на железнодорожном транспорте
планируют и учитывают по установленной
Номенклатуре расходов по основной деятельности
железных дорог. Все основные расходы
по перевозкам планируют и учитывают по
подразделениям соответствующих хозяйств:
пассажирского, грузовой и коммерческой
работы, перевозок, локомотивного, вагонного,
пути, гражданских сооружений, сигнализации
и связи, электрификации и электроснабжения.
Расходы хозяйств по отдельным работам,
производственным операциям или нескольким
близким однородным операциям объединяют
в соответствующие статьи расходов. Каждой
статье расходов присвоен определенный
номер. По каждой статье указывают измеритель,
с которым связаны расходы, и приводят
пояснения о том, какие виды затрат относятся
на эту статью расхода. Основные расходы,
специфические для каждой отрасли хозяйства,
имеют свою нумерацию. По основным расходам,
общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственным
расходам для всех хозяйств установлена
единая номенклатура и единая нумерация.
Каждое предприятие использует по основным
общим и общехозяйственным расходам те
статьи, которые имеют к нему отношение.
Кроме номенклатуры расходов, используемой
подразделениями железнодорожного транспорта
по эксплуатационной деятельности (перевозкам),
установлена номенклатура расходов по
подсобно-вспомогательной деятельности,
т.е. для предприятий, финансируемых из
прочих источников (механизированных
дистанций погрузочно-разгрузочных работ,
пунктов льдозаготовок, баз топлива, баз
обслуживания пассажирских вагонов, путевых
машинных станций, карьеров, складов материалов
и др.).
Планируются эксплуатационные расходы
по сети железных дорог, железным дорогам,
отделениям дорог и линейным производственным
структурам. Эксплуатационные расходы
состоят из текущих затрат железных дорог,
необходимых для выполнения перевозок
грузов, пассажиров, багажа и почты.
Планирование эксплуатационных расходов
железных дорог производится по однородным
видам затрат, т.е. по экономическим элементам.
Наибольший удельный вес в эксплуатационных
расходах железнодорожного транспорта
занимают расходы по оплате труда.
Фонд оплаты труда планируется, исходя
из лимита численности персонала, занятого
в перёвозках, и среднемесячной заработной
платы. Численность работников по перевозкам
рассчитывается с учетом задания на рост
производительности труда тремя способами:
по объему работы и нормам выработки или
нормам времени; по числу производственных
объектов и нормам затрат труда на один
объект; по числу хозяйственных единиц
и штатным расписаниям. Размер среднемесячного
заработка устанавливается, исходя из
принятых на предприятии форм, систем,
условий оплаты труда различных профессий,
доплат и премий.
Фонд оплаты труда представляет собой
произведение среднемесячного заработка
на контингент работников. При этом рассчитывают
явочную численность работников и численность
работников, находящихся в отпусках и
выполняющих государственные и общественные
обязанности. Выплаты работникам за дни
болезни входят в фонд заработной платы,
так как они производятся из фонда социального
страхования. Также не включаются в фонд
заработной платы компенсации за неиспользованный
отпуск, командировочные, единовременные
премии, премии за изобретения и технические
усовершенствования.
Отчисления на социальные нужды планируются
по установленным законодательством нормам
страховых взносов, в процентах от фонда
оплаты труда. В расчетах численности
эксплуатационного контингента предусматривается
его сокращение за счет внедрения новой
совершенной техники, автоматизированной
системы управления, прогрессивных технологий,
совершенствования системы мотивации
труда, методов планирования контингента
и оценки качества управления персоналом.
Расходы на материалы, топливо, электроэнергию
рассчитывают по величине этих видов ресурсов,
необходимой для выполнения планируемого
объема перевозок (видов работ и услуг),
и цене единицы соответствующего ресурса.
Количество ресурсов определяется разными
способами:
по объему работ и нормам затрат на единицу
соответствующего измерителя. Этот способ
является основным, им определяют расходы
топлива и электроэнергии на тягу поездов,
расход материалов на эксплуатацию и ремонт
подвижного состава и др.;
по потребному контингенту отдельных
групп работников и нормам на одного работника
(расходы по спецодежде, суточные, командировочные
и др.);
по количеству оборудования, устройств
и нормам затрат на каждую единицу (расходы
на текущее содержание пути, отоплениё,
освещение зданий и т.д.);
по числу линейных предприятий и укрупненным
нормам затрат ресурсов на каждое из них
(общехозяйственные расходы).
При расчете расходов на топливо и электроэнергию
для тяги поездов объем работы выражается
в различных измерителях: тонно-километры
брутто вагонные, локомотиво-километры
линейного пробега, локомотиво-часы простоя
в рабочем состоянии (условный пробег).
Нормы расхода топлива (электроэнергии)
на единицу измерителя устанавливаются
соответственно на 10000 тонно-километров
брутто; на 100 локомотиво-километров линейного
пробега; на 1 час простоя. При этом средняя
норма на тягу поездов рассчитывается
на 10 тонно-километров брутто вагонных.
Величина расходов на топливо и электроэнергию
зависит от цены 1 т условного топлива
и 1 кВт·ч электроэнергии, которые существенно
различаются по дорогам и регионам страны
и принимаются по действующим тарифам
на топливно-энергетические ресурсы.
При разработке норм расхода топлива (электроэнергий)
для тяги поездов используются “Инструкция
по техническому нормированию расхода
электрической энергии и топлива для тяги
поездов”, “Методика определения норм
расхода дизельного топлива на тягу поездов",
а также нормативно-методические материалы
отраслевых департаментов железных дорог
России. Средняя норма включает расход
топлива (электроэнергии) на передвижение
вагонов, локомотивов и простой локомотивов
в рабочем состоянии. Диапазон изменения
удельного расхода топлива и электроэнергии
дорогам весьма значителен.
На среднюю величину удельного расхода
топлива и электроэнергии влияют структура
парка локомотивов по их типам, сериям
и мощности; соотношения в объемах тонно-километров
брутто в грузовом и пассажирском движении;
размеры качественных показателей использования
подвижного состава; удельный вес поездной,
вспомогательной и маневровой работы;
количество остановок, приходящихся на
единицу пробега; техническая оснащенность
и состояние пути; профессиональная квалификация
локомотивных бригад и использование
опыта передовых машинистов по экономному
расходованию топлива и электроэнергии;
введение электрического отопления в
пассажирских вагонах и другие факторы.
При установлении нормы расхода электроэнергии
необходимо учитывать возможность применения
рекуперативного торможения а также потери
в линиях электропередач, которые составляют
15% от расходов электроэнергии на тягу
поездов.
Планирование расхода топлива и электроэнергии,
кроме тяги поездов, осуществляется и
для прочих нужд. Величина этих расходов
определяется по количеству оборудования
и устройств, их мощности и времени работы,
объему или площади производственных
помещений, по удельным нормам расхода
топлива (электроэнергии), зависящим от
температуры наружного воздуха. Цены на
1 кг условного топлива л 1 кВт·ч электроэнергии
для прочих нужд выше, чем для тяги поездов.
Планирование расходов на топливо и электроэнергию
для прочих нужд в среднем по сети основывается
на анализе базисного уровня затрат и
расчёт их изменения в планируемом периоде.
Резёрвом сокращения расходов на топливо
для тяги поездов является повышение качества
эксплуатационной работы, совершенствование
технологических процессов и улучшение
качественных показателей использования
подвижного состава. Так, увеличение массы
поезда брутто на 1% снижает удельный расход
топлива для грузовых поездов на 0,2%, пассажирских
- на 0,3%; уменьшение порожнего пробега
вагонов к общему пробегу на 1% сокращает
удельный расход на 0,44%, повышение технической
скорости движения поездов на 1 км/ч увеличивает
удельный расход топлива на 0,97% для грузовых
поездов, для пассажирских - на 1,16%; снижение
вспомогательного пробега локомотивов
в одиночном следовании и при двойной
тяге на 1% уменьшает удельный ход топлива
на 0,23%, в маневровой работе - на 0,67%, при
простое локомотивов в рабочем состоянии
- на 1,3%. Повышение температуры наружного
воздуха на 1 °С сокращает удельный расход
топлива на 0,26%; повышение осевой нагрузки
вагона на 1% уменьшает норму расхода топлива
в грузовом движении на 0,43%, в пассажирском
- на 0,5%; увеличение доли бесстыкового
пути на 1% сокращает норму расхода топлива
в грузовом движении на 0,042%, в пассажирском
- на 0,18%; изменение эквивалентного уклона
на 1% соответственно изменяет норму расхода
топлива на 0,3%.
Материальные затраты планируют по объему
работы подвижного состава и нормам расхода
на единицу работы, по контингенту отдельных
групп работников и нормам затрат на одного
человека.
По тем статьям расходов, где не представляется
воспользоваться расчетно-нормативными
способами расчет расходов на материалы
и другие затраты, используют отчетные
данные (исключая непроизводительные
затраты) и корректируют их применительно
к условиям планируемого периода. Основной
путь сокращения расходов на материалы
заключаются в повышении качества эксплуатационной
и ремонтной работы, производительности
труда, внедрении высокоэффективной технологии
работы и прогрессивных норм расхода материалов,
снижении цен на них.
Амортизационные отчисления планируются
исходя из среднегодовой стоимости основных
средств и норм отчислений на их полное
восстановление. Исходными данными являются
сведения о наличии основных средств на
начало планируемого периода и их структура
по важнейшим видам и группам, а также
данные о намечаемом их поступлении и
выбытии.
3.1.Общепроизводственные
и общехозяйственные расходы
Общепроизводственные
расходы - это затраты на содержание, организацию
и управление производствами (основное,
вспомогательное, обслуживающее).
К ним относятся: расходы по содержанию
и эксплуатации машин и оборудования;
амор-тизационные отчисления и затраты
на ремонт имущества, используемого в
производстве; расходы на отопление, освещение
и содержание помещений; арендная плата
за помещения; оплата труда работников,
занятых обслуживанием производства;
другие аналогичные по назначению расходы.
Общепроизводственные расходы отражаются
по дебету счета
25
"Общепроизводственные расходы"
с кредита счетов учета производственных
запасов, расчетов с работниками по оплате
труда и др.
Д25 К02,05,10,21,60,76,70,69… Учтена сумма общепроизводственных
расходов.
Расходы, учтенные на собирательно-распределительном
счете 25, в последний день истекшего месяца
списываются в дебет счетов 20
"Основное производство", 23
"Вспомогательные производства", 29
"Обслуживающие производства и хозяйства".
Порядок распределения организация устанавливает
самостоятельно (например, пропорционально
прямым затратам производства или величин
зарплаты сотрудников производства).
Установленный
порядок распределения затрат закрепляется
в учетной политике.
Проводки:
Д20 К25 Списаны общепроизводственные расходы,
связанные с деятельностью основного
производства
Д23 К25 Списаны общепроизводственные расходы,
связанные с деятельностью вспомогательного
производства
Д29 К25 Списаны общепроизводственные расходы,
связанные с деятельностью обслуживающего
производства
Аналитический учет общепроизводственных
расходов ведут по каждому цеху в ведомостях
учета затрат цехов (форма №12), которые
заполняются на основе первичных документов
и разработочных таблиц распределения
материалов, зарплаты, услуг вспомогательных
производств и т.д.
Общехозяйственные расходы - расходы,
непосредственно не связанные с производственным
процессом.
К общехозяйственным
расходам без расходов на содержание аппарата
управления относят затраты по содержанию
персонала, не относящегося к аппарату
управления (затраты на оплату труда персонала
производственных участков, цехов и других
специалистов, освобожденных бригадиров);
обслуживанию и текущему ремонту зданий,
сооружений и инвентаря общехозяйственного
назначения; амортизация основных фондов
общехозяйственного назначения, отчисления
в резерв на создание ремонтного фонда;
отчислениям во внебюджетный фонд на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ общеотраслевого значения, отчислениям
в инвестиционный фонд, платежи по кредитам
банков и др.
К расходам
на содержание аппарата управления
относят затраты на оплату
труда, командировки и прочие
расходы (отчисления на социальные
нужды, материальные затраты,
амортизация и отчисления в
резерв на капитальный ремонт
легковых автомобилей и гаражей
для них и др.).
Общехозяйственные
расходы отражаются по дебету собирательно-распределительного
счета
26
"Общехозяйственные расходы" с кредита
счетов учета производственных запасов,
расчетов с работниками по оплате труда,
расчетов с другими организациями (лицами)
и др.
Проводки:
Д26 К02,05,10,21,60,76,70,69… Учтена сумма общехозяйственных
расходов.
Аналитический учет общехозяйственных
расходов ведется в ведомостях учета общехозяйственных
расходов, расходов будущих периодов и
непроизводственных расходов (форма №15),
которые составляют на основании первичных
документов и разработочных талиц.
Общехозяйственные расходы списываются
в зависимости
от способа
формирования себестоимости.
- Если
готовая продукция учитывается по полной
производственной себестоимости, то расходы,
учтенные на счете 26, списываются в дебет
счетов 20 "Основное производство",
23 "Вспомогательные производства, 29
"Обслуживающие производства и хозяйства"
(если вспомогательные и обслуживающие
производства и хозяйства выполняли работы
и услуги на сторону). Порядок распределения
общехозяйственных расходов на основное,
вспомогательное и обслуживающее производство
организация устанавливает самостоятельно
в учетной политике (например, пропорционально
прямых затрат этих производств).
- Если
используется сокращенная себестоимость,
то расходы со счета 26 сразу списываются
на субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".
Счета 25 и 26 в конце месяца закрываются
и сальдо не имеют.
Организации,
оказывающие услуги посреднического
характера: агенты, брокеры, дилеры, комиссионеры
на 26 счете указывают все свои
расходы. Учет по счету 20 «Основное производство»
не ведут.
3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ
РАСХОДОВ В ОАО «РЖД»