Организации бухгалтерского учёта операций по экспорту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:08, контрольная работа

Описание

Подъем экономики России невозможно представить без внешнеэкономических связей. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия. Для многих стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и росту доходов. Повышается значимость экспорта как источника столь необходимых стране валютных поступлений.

Содержание

Введение 3
1. Особенности государственного регулирования экспорта и валютных операций 4
2. Бухгалтерский учет экспортных операций по прямому контракту между российским покупателем и иностранным поставщиком. 7
3. Реализация экспортной продукции по договору комиссии с российским посредником 18
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

        Стр.

Введение                                                                                                               3

1. Особенности государственного  регулирования экспорта  и валютных операций                                                                                                                  4

2. Бухгалтерский учет  экспортных операций  по прямому контракту  между российским  покупателем и  иностранным поставщиком.               7

3. Реализация экспортной  продукции по договору  комиссии с российским посредником                                                                                                          18

Заключение 23

Список  литературы     24  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Подъем  экономики России невозможно представить  без внешнеэкономических связей. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия. Для многих стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и росту доходов. Повышается значимость экспорта как источника столь необходимых стране валютных поступлений.

     Если  раньше сфера внешнеэкономических  связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми  операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Сложное законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность организаций, не всегда однозначно трактует отдельные хозяйственные ситуации, что также негативно сказывается на результативности внешнеторговых операций. Поэтому у российских бухгалтеров возникают определенные трудности при отражении в учете данных хозяйственных операций.

     Так как экспорт является одним из основных источников пополнения государственного бюджета, то главная задача государства  – обеспечить предприятиям нормальные условия для осуществления внешнеэкономической  деятельности.

     Целью данной работы является рассмотрение основ организации бухгалтерского учёта операций по экспорту.  
 
 
 
 
 

1. Особенности государственного  регулирования экспорта  и валютных операций

 

     Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и, в частности, в области международной торговли является важной функцией государства.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в целях обеспечения  благоприятных условий для этого вида деятельности, а также для защиты экономических и политических интересов России.

     Основным  нормативным документом, определяющим основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности - и, в  частности, экспортных операций - является Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). Согласно статье 3 Закона N 164-ФЗ государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Законом N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

     Внешнеторговая  деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Товар, согласно Закону N 164-ФЗ, - это предмет внешнеторговой деятельности - движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. А под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

     Регулирование внешней торговли товарами - в том  числе для защиты внутреннего  рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике - осуществляется посредством установления вывозных и ввозных таможенных пошлин (таможенно-тарифное регулирование). В отдельных случаях допускается и нетарифное регулирование.

     В частности, согласно статье 21 Закона N 164-ФЗ экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Правда, в части 2 данной статьи указаны исключительные случаи, в которых Правительство РФ может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются важными для внутреннего рынка РФ по перечню, определяемому Правительством РФ.

     В этом случае согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Закона N 164-ФЗ для осуществления экспорта необходимо будет получать лицензию Министерства промышленности и торговли РФ. Об этом также гласит Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 (в редакции постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108).

     Там сказано, что лицензирование осуществляется в следующих случаях:

     - введение временных количественных  ограничений на экспорт или  импорт отдельных видов товаров;

     - реализация разрешительного порядка  экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

     - предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров;

     - выполнение Российской Федерацией  международных обязательств.

     Осуществление экспортных операций, как правило, предполагает получение российской организацией-экспортером иностранной валюты от покупателя. Поэтому необходимо отметить и некоторые особенности валютного регулирования, имеющие прямое отношение к экспорту. В отдельном разделе мы поговорим о нюансах отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете, но сейчас остановимся на регулятивном аспекте валютных операций.

     Валютные  операции в России должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а также нормативными актами Центрального банка РФ (Инструкциями, Указаниями и т.д.) и Правительства РФ, являющихся органами валютного регулирования.

     В статье 1 Закона N 173-ФЗ введены важные для валютного законодательства термины и понятия. Обратим внимание на некоторые из них.

     Под иностранной валютой понимаются:

     - денежные знаки в виде банкнот,  казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

     - а также средства на банковских  счетах и в банковских вкладах  в денежных единицах иностранных  государств и международных денежных  или расчетных единицах.

     Участниками валютных отношений могут быть резиденты, нерезиденты и уполномоченные банки.

     Валютными операциями, регулируемыми Законом N 173-ФЗ, считаются следующие операции:

     - приобретение резидентом у резидента  и отчуждение резидентом в  пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

     - приобретение резидентом у нерезидента  либо нерезидентом у резидента  и отчуждение резидентом в  пользу нерезидента либо нерезидентом  в пользу резидента валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних  ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

     - приобретение нерезидентом у  нерезидента и отчуждение нерезидентом  в пользу нерезидента валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

     - ввоз на таможенную территорию  РФ и вывоз с таможенной  территории РФ валютных ценностей,  валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

     - перевод иностранной валюты, валюты  РФ, внутренних и внешних ценных  бумаг со счета, открытого за  пределами территории РФ, на счет  того же лица, открытый на территории  РФ, и со счета, открытого на  территории РФ, на счет того  же лица, открытый за пределами территории РФ;

     - перевод нерезидентом валюты  РФ, внутренних и внешних ценных  бумаг со счета (с раздела  счета), открытого на территории  РФ, на счет (раздел счета) того  же лица, открытый на территории  РФ.

     Таким образом, получение российским экспортером (резидентом) иностранной валюты от зарубежного покупателя (нерезидента) при осуществлении экспортной сделки считается валютной операцией, а потому должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона N 173-ФЗ, а также соответствующих Инструкций и Указаний Центрального банка РФ.

2. Бухгалтерский учет экспортных операций по прямому контракту между российским покупателем и иностранным поставщиком.

     В соответствии с подпунктом "г" пункта 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 32н) одним из обязательных условий признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию или товары от поставщика к покупателю.

     Следовательно, отражать выручку от осуществления  экспортных операций можно только в  тот день, когда в соответствии с условиями экспортного контракта  право собственности переходит  к иностранному покупателю. При этом в случае, если в контракте момент перехода собственности отдельно не оговорен, обычно считается, что он совпадает с моментом перехода рисков к покупателю в соответствии с трактовкой базисных условий поставки ИНКОТЕРМС, зафиксированных в данном контракте. Например, если в договоре предусмотрено условие поставки группы D, то переход права собственности - а значит, и реализация товаров (продукции), и признание выручки в бухгалтерском учете - происходят в момент прибытия товаров в порт назначения, а если зафиксировано условие поставки группы С, то в момент передачи товаров перевозчику или их погрузки на судно.

Информация о работе Организации бухгалтерского учёта операций по экспорту