Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что цель учетной политики организации – это обеспечение возможности пользователями бухгалтерской информации объективно судить о состоянии дел в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные положения по формированию, изменению и раскрытию учетной политики организации;
- рассмотреть организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации;
- рассмотреть учетную политику организации для целей налогообложения.

Содержание

Введение 3
1. Учетная политика организации: основные положения по формированию и раскрытию 5
1.1. Основные положения по формированию и изменению учетной политики организации 5
1.2. Изменение и раскрытие учетной политики организации 10
1.3. Раскрытие учетной политики организации 13
2. Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики 17
2.1. Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации 17
2.2. Методические способы ведения бухгалтерского учета 20
2.3. Учетная политика организации для целей налогообложения 29
Заключение 39
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

БУ Учетная политика организации.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

     При раскрытии таких событий и  условий организациям следует руководствоваться  требованиями Положений по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) и «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01).

 

      2. Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики

2.1. Организационно-технические способы  ведения бухгалтерского учета  при формировании учетной политики организации

     Суть  всех способов организации и ведения  бухгалтерского учета подробно рассмотрена  в предыдущих главах настоящего пособия.

     Организационно-техническая  составляющая учетной политики предусматривает  выбор способа организации учетной работы, выбор техники и формы ведения бухгалтерского учета.

     По  этой составляющей при формировании учетной политики организация должна отразить следующие элементы учетной  политики.

     Рабочий план счетов. Как элемент учетной  политики рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности организации, уровня материально-технической базы и других факторов11.

     Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен разрабатываться на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению.

     При разработке рабочего плана счетов необходимо иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана  счетов организация должна утвердить  рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в организации.

     Рабочий план счетов целесообразно разрабатывать  с учетом только тех аспектов хозяйственной  деятельности организации, которые  имели место на момент окончания предыдущего отчетного периода или с большой вероятностью появятся в следующем отчетном периоде.

     Следовательно, нецелесообразно включать в рабочий  план счетов бухгалтерского учета счета  по учету отсутствующих в организации  объектов или счета по учету объектов, вероятность появления которых в новом отчетном периоде достаточно мала.

     В рабочем плане счетов должно быть предусмотрено необходимое количество субсчетов, которые могут быть выбраны  из типового плана счетов и/или добавлены  организацией самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности12.

     При разработке рабочего плана счетов также  должна быть обеспечена полнота аналитических  счетов с указанием их кодовых  обозначений.

     Все применяемые синтетические счета, субсчета и аналитические счета должны позволять адекватно отразить любую хозяйственную операцию, которая имела место на момент окончания предыдущего отчетного периода или с большой вероятностью появится в следующем отчетном периоде.

     Помимо  рабочего плана счетов и форм первичных учетных документов в составе учетной политики утверждаются формы регистров бухгалтерского учета.

     Регистры  бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных  учетных документах, принятых к бухгалтерскому учету (ст. 10 Закона N 129-ФЗ). В дальнейшем указанная информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

     В настоящее время регистры бухгалтерского учета формируются с помощью  компьютерных программ, в которых  ведется бухгалтерский учет.

     К регистрам бухгалтерского учета  относятся:

     - журнал регистрации хозяйственных  операций;

     - журналы-ордера;

     - вспомогательные ведомости;

     - шахматные ведомости;

     - оборотно-сальдовые ведомости;

     - Главная книга и т.д.

     При формировании учетной политики необходимо составлять перечень применяемых ею бухгалтерских регистров и утверждать их формы в учетной политике. Заметим, что Закон о бухгалтерском учете не предусматривает возможности для организаций самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).

     Организация учетной работы. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» организация в зависимости  от объема учетной работы самостоятельно может выбрать один из следующих  способов организации учетной работы:

     - учреждение бухгалтерской службы в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

     - введение в штат должности бухгалтера;

     - передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

     - ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

     Последние три способа организации учетной  работы рекомендованы для применения в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства.

     Дополнениями, внесенными в ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 г. освобождены от обязанности  ведения бухгалтерского учета. Такие  организации обязаны вести бухгалтерский учет только в отношении основных средств и нематериальных активов.

     Форма ведения бухгалтерского учета. Организация  самостоятельно может выбрать одну из следующих форм ведения бухгалтерского учета:

     - мемориально-ордерную форму;

     - форму «Журнал-Главная»;

     - журнально-ордерную форму;

     - автоматизированную форму;

     - упрощенную форму.

     Последняя форма ведения бухгалтерского учета  может применяться организациями - субъектами малого предпринимательства в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 № 64н.

     Технология  обработки информации. Первичные  и сводные учетные документы  могут составляться на бумажных носителях, в электронном виде и/или на любых машинных носителях.

     В последних случаях организация  обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также  по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ13.

     В зависимости от формы составления  документов организация может выбрать  один из следующих способов обработки  информации:

     - ручной способ;

     - автоматизированный способ, основанный на использовании различных средств вычислительной техники и программ бухгалтерского учета.

2.2. Методические способы ведения  бухгалтерского учета

     Методическая  составляющая учетной политики предусматривает  выбор одного способа ведения  бухгалтерского учета (способов учета  и оценки объектов бухгалтерского учета) из числа способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

     По  этой составляющей при формировании учетной политики организация должна отразить следующие элементы учетной  политики.

     Способ  начисления амортизации нематериальных активов. Согласно п. 15 ПБУ 14/2007 для начисления амортизации объектов нематериальных активов организация может использовать один из следующих способов:

     - линейный способ;

     - способ уменьшаемого остатка;

     - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)14.

     По  нематериальным активам, по которым  невозможно определить срок полезного  использования, нормы амортизационных  отчислений устанавливаются в расчете  на 20 лет но не более срока деятельности организации).

     Способ  отражения в учете амортизационных отчислений по нематериальным активам. Согласно п. 21 ПБУ 14/2007 амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из следующих способов:

     - путем накопления сумм амортизационных отчислений на отдельном счете (на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);

     - путем уменьшения первоначальной стоимости нематериального актива (непосредственно на счете 04 «Нематериальные активы»).

     Второй  способ отражения амортизационных  отчислений используется, как правило, при начислении амортизации по организационным расходам и приобретенной деловой репутации организации.

     Применение  одного из способов отражения в бухгалтерском  учете амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего срока их полезного использования.

     Способ  начисления амортизации объектов основных средств. Согласно п. 18 ПБУ 6/01 для начисления амортизации объектов основных средств  организация может использовать один из следующих способов:

     - линейный способ;

     - способ уменьшаемого остатка;

     - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

     - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

     Применение  одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

     Способ  учета затрат на ремонт основных средств. В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 и  Инструкцией по применению Плана  счетов организация может использовать один из следующих способов учета затрат на ремонт основных средств:

     - фактические затраты на ремонт списываются на расходы на производство текущего отчетного периода;

     - неравномерно производимые фактические затраты на ремонт предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным их списанием на расходы на производство;

     - фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва на ремонт основных средств;

     - фактические затраты на особо сложные виды ремонта списываются в течение ряда лет за счет ранее созданного ремонтного фонда.

     Способ  учета материалов при их приобретении и заготовлении. Согласно п. 5 ПБУ 5/01 и Инструкции по применению Плана счетов (пояснения к счету 10 «Материалы») учет материалов при их приобретении и заготовлении осуществляется одним из следующих способов15:

     - по фактической себестоимости приобретения (заготовления) - с отражением на счете 10 «Материалы»;

     - по учетным ценам (плановой себестоимости приобретения или заготовления).

     Последний способ предусматривает для учета  материалов применение счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

     При выборе способа учета приобретения и заготовления материалов следует  принимать во внимание периодичность  поступления материалов, условия  их поставки, стоимость услуг, связанных с их приобретением и заготовлением, и др.

     Способ  оценки товаров при их приобретении (для организаций розничной торговли). Согласно п. 13 ПБУ 5/01 для организаций, осуществляющих розничную торговлю, предусмотрены следующие способы  оценки товаров при их приобретении:

     - по покупной стоимости (стоимости приобретения товаров);

     - по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

     Порядок формирования покупной стоимости товаров. Согласно п. 6 ПБУ 5/01 формирование покупной стоимости товаров может производиться одним из следующих способов16:

Информация о работе Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики