Следователь, который пришел
к выводу о необходимости проведения экспертизы
составляет об этом постановление, в котором
указывает основания для назначения экспертизы,
фамилию эксперта или название экспертного
учреждения, которое само избирает эксперта,
ставит вопрос на решение экспертизы и
прилагает материалы для экспертного
исследования (акты ревизии, первичные
учетные документы, ведомости инвентаризации
и т.д.).
В постановлении о
назначении судебно-бухгалтерской
экспертизы следователь должен
четко обосновать, какие материалы
дела предоставляются в распоряжение
эксперта.
Важную роль в расследовании
имеет время назначения бухгалтерской
экспертизы. Назначение экспертизы
в ходе предварительного следствия
законом не предусмотрено, поэтому
время ее проведения определяет
следователь, исходя из конкретных
обстоятельств дела. На практике
следователь придерживается правила:
так как экспертиза в основном
проводится после ревизии, то
она назначается сразу же после нее.
Демократизация законодательства
и юридическая практика предусматривает
участие обвиняемого в назначении
экспертизы. Обвиняемый, ознакомившись
с постановлением, может возбудить
ходатайство о внесении дополнительных
вопросов на решение экспертизы.
Таким образом, назначение
судебно-бухгалтерской экспертизы
в правоохранительной деятельности
является процессуальным действием,
которое обеспечивает соблюдение
прав обвиняемого в установлении
истины при рассмотрении дела.
1.2.Организация судебно-бухгалтерской
экспертизы
на стадии предварительного
следствия
Судебно-бухгалтерская экспертиза
может назначаться только по возбужденному
уголовному делу.
Если возникла необходимость
в использовании специальных
знаний для установления обстоятельств,
которые являются основанием
для возбуждения уголовного дела,
следователь может по письменному
запросу получить от компетентного
учреждения или компетентного
лица письменную консультацию
по вопросам, которые касаются расследуемого
дела.
Для проведения судебно-бухгалтерской
экспертизы на стадии предварительного
расследования могут привлекаться
как сотрудники экспертных учреждений,
так и компетентные лица, для
которых проведение экспертизы
не является служебной обязанностью.
О назначении экспертизы может
быть издано лишь постановление
следователя, которое не заменяется
другим распорядительным документом.
В постановлении должна
быть вступительная, содержательная
и резолютивная части.
Во вступительной части
указываются дата и место составления
постановления, должность, задание
и фамилия следователя, который
вынес постановление, наименование
уголовного дела, по которому назначена
экспертиза
В содержательной части
постановления излагаются суть
дела и обстоятельства, которые
обусловили необходимость проведения
экспертизы. Излагаются обстоятельства,
которые касаются объекта исследования
и могут иметь значение для
заключения экспертизы (отображение
объекта в бухгалтерском учете
и отчетности, проведенной ревизии
и т.п.). Заканчивается описательная
часть постановления обобщением
оснований для назначения экспертизы.
Резолютивная часть
содержит изложение решения о
назначении судебно-бухгалтерской
экспертизы. В этой части определяется
ее вид по процессуальным признакам
(дополнительная, повторная, комиссионная),
указываются фамилия эксперта, вопросы,
поставленные на вопросы экспертизы,
перечень материалов, которые направлены
в экспертизу. Если предусматривается
проведение экспертизы в экспертном
учреждении, то в резолютивной
части постановления указывается,
что ее проведение поручается
экспертам этого учреждения.
После получения от
руководства учреждения государственной
бухгалтерской экспертизы задания
на проведение судебно-бухгалтерской
экспертизы и оформления подписки
о предупреждении об уголовной ответственности
за отказ от проведения экспертизы и составления
правдивого заключения эксперт-бухгалтер
вступает в процесс, начинает выполнять
свои профессиональные обязанности и
пользоваться процессуальными правами.
Назначить судебно-бухгалтерскую
экспертизу, согласно процессуальному
законодательству, может не только
следователь на стадии предварительного
расследования, но и суд на
стадии судебного разбирательства.
Судебно-бухгалтерская
экспертиза, как правило, проводится
в помещении органа, который ее
назначил, при непосредственном
общении эксперта со следователем.
1.3. Планирование
процесса судебно-бухгалтерской экспертизы
Процессуальными нормами
предусмотрены сроки расследования
уголовных и гражданских дел
правоохранительными органами. В
числе других задач, в постановлении
о назначении экспертизы, предусматривается
срок проведения экспертизы, т.е. дата
начала и дата ее окончания и предоставления
заключения эксперта-бухгалтера. Экспертные
учреждения, выдавая задание эксперту
или группе экспертов, придерживаются
сроков, установленных постановлениями
правоохранительных органов.
Для того чтобы задание
на проведение судебно-бухгалтерской
экспертизы выполнить в установленные
сроки и в полном объеме, руководитель
группы экспертов составляет план-график
проведения экспертизы. Каждый член группы
по заданию руководителя работу расчленяет
на составные элементы и определяет предельный
срок для проведения работ. Так, при подборе
законодательных актов, нормативно-правовых
документов и справочной информации по
теме исследования конкретному эксперту
необходимо составить рабочий план и определить
время для группировки названных документов
по содержанию, хронологии и другим признакам.
Разработанных норм
затрат времени на выполнение
работ, которые включают все
стадии процесса проведения экспертизы,
не имеется, поэтому продолжительность
работ определяется на основании
практического опыта экспертов.
При планировании времени на
проведение экспертных исследований
необходимо применять научные
методы, к которым относятся методы
системного сетевого планирования
и управления (СПУ), позволяющие правильно
организовать выполнение экспертных
работ в оптимальные сроки,
содействующие снижению материальных
и трудовых затрат на выполнение
работ. Сетевое планирование заменяет
календарные графики, которые
не динамичны и при изменении
ситуации их приходится составлять
заново. В отличие от сетевых
графиков, календарные не используются
для прогнозирования работ на
ближайшее время, а так же
для обоснования срока выполнения
работ.
Основными задачами
СПУ являются планирование, предвидение
и выявление возможных осложнений
в выполнении экспертных исследований
ещё до того как они возникают.
Информационной моделью, с помощью
которой планируется и контролируется
выполнение работ, является сетевая
модель (график), которая даёт возможность
алгоритмизировать процессы управления,
т.е. устанавливать определённую
последовательность их. Перечень работ,
включённых в сетевой график проведения
судебно-бухгалтерской экспертизы, приведён
в таблице 1.3.1.
Таблица
1.3.1. – Работы, включенные в сетевой график
поведения судебно-бухгалтерской экспертизы.
№ |
Наименование события |
1 |
Составление задания на проведение
экспертизы |
2 |
Подбор эксперта-бухгалтера |
3 |
Изучение экспертом-бухгалтером
задания на проведение экспертизы |
4 |
Принятие экспертом-бухгалтером
постановления правоохранительных
органов на проведение экспертизы |
5 |
Изучение содержания и
полноты материалов, поданных на исследование
экспертизы |
6 |
Разработка методики проведения
экспертизы |
7 |
Составление плана-графика
проведения экспертизы |
8 |
Подбор законодательных
и нормативно-правовых актов по объектам
экспертного исследования |
9 |
Подбор фотографической
информации по объектам экспертного
исследования |
10 |
Выполнение процедур экспертного
исследования, предусмотренных методикой |
11 |
Формулирование запроса
ЭВМ |
12 |
Алгоритмизация и постановка
задач для решения ЭВМ |
13 |
Удовлетворение запроса
эксперта ЭВМ |
14 |
Группировка и систематизация
результатов экспертизы |
15 |
Обобщение результатов и
составление заключения экспертизы |
16 |
Разработка предложений
по профилактике правонарушений, установленных
экспертизой |
17 |
Вручение выводов экспертизы
правоохранительным органам |
18 |
Направление органом управления
предложений по профилактике правонарушений |
19 |
Допрос эксперта на предварительном
расследовании |
20 |
Допрос эксперта при судебном
(арбитражном) рассмотрении |
Глава 2. Методологические
основы проведения судебно-бухгалтерской
экспертизы
2.1.Стадии проведения
процесса судебно-бухгалтерской экспертизы
Судебно-бухгалтерская экспертиза
представляет собой исследовательский
процесс в поисках истины в
хозяйственных правоотношениях
с целью их правильного решения
правоохранительными органами. Поводится
экспертиза с использованием организационных
методических и технических приёмов,
объединяемых в едином процессе экспертного
исследования. Процесс экспертного
исследования охватывает следующие
стадии: организационную, исследовательскую,
обобщения и реализации результатов
экспертизы (рисунок 2.1.1.)
Рисунок
2.1.1. – Процесс экспертного исследования
Организационная стадия включает
подготовительные работы в экспертном
учреждении и организационно-методическую
подготовку экспертизы.
Подготовительная работа
в экспертном учреждении включает
ряд работ организационного характера.
Прежде всего это составление задания
на проведение экспертизы в соответствии
с постановлением правоохранительных
органов о назначении судебно-бухгалтерской
экспертизы по конкретному делу, которое
ими расследуется.
Подбор эксперта-бухгалтера
осуществляется исходя их содержания
вопросов, поставленных на решение
экспертизы, отношения их к конкретной
отрасли экономики, так как
по исследуемым вопросам эксперт
должен иметь основательные знания
профессионала и практический
опыт бухгалтерской и контрольно-ревизионной
работы, также необходимую юридически-правовую
подготовку.
После того как экспертное
учреждение выдало задание на
проведение судебно-бухгалтерской
экспертизы конкретному эксперту-бухгалтеру,
он изучает содержание задания.
В частности, он выясняет когда
и где нужно начать проведение экспертизы,
когда её закончить, в какой форме представить
результаты экспертизы и кому.
Дальше эксперт тщательно
изучает постановление правоохранительных
органов о назначении экспертизы.
Он уясняет достаточно ли его знаний
для решения поставленных вопросов, нужно
ли участие других специалистов, требуются
ли специальные экспертизы. Изучая постановление
правоохранительных органов, эксперт-бухгалтер
исследует, насколько указанные в нём
вопросы отвечают профилю судебно-бухгалтерской
экспертизы.
Организационно-методологическая
подготовка экспертизы предполагает
изучение содержания и полноты
материалов, представленных на исследование
экспертизы, разработку методики
проведения экспертизы, составление
плана-графика проведения экспертизы.
Изучение содержания
и полноты материалов, представленных
на исследование экспертизы, предусматривает
ознакомление эксперта-бухгалтера
в правоохранительных органах
с содержание расследуемого дела.
При этом изучаются: акт ревизии
производственной и финансово-хозяйственной
деятельности, инвентаризационные
ведомости, акты проверки, сличительные
ведомости, регистры бухгалтерского
учёта, отчёты материально-ответственных
лиц и др., т.е. все документы,
являющиеся основанием для возбуждения
уголовного или гражданского
дела.
Разработка методики
проведения экспертизы – это
конкретизация приёмов и способов
выполнения работ в соответствии
с целью и планом экспертного
исследования.
В организационно-методической
подготовке экспертизы важным
элементом является составление
плана-графика проведения судебно-бухгалтерской
экспертизы. План-график может быть
календарным, строчным, графическим
(в виде сетевого графика) –
в зависимости от объёма работы,
количества лиц, которые привлечены
к ответственности в уголовном
или гражданском деле, от того,
сколько экспертов-бухгалтеров занято
экспертным исследованием.
Исследовательская стадия
экспертного исследования предполагает
выполнение исследовательских процедур
лично экспертом, а также с
использованием персональных ЭВМ:
формулирование запроса эксперта-бухгалтера
к базе данных, алгоритмизацию
и постановку задач для решения
на ЭВМ, удовлетворение запроса
эксперта-бухгалтера и его диалоговое
общение с ЭВМ, исследование
полученных данных.
Стадия обобщения и
реализации результатов судебно-бухгалтерской
экспертизы включает в себя
два этапа экспертного исследования.
Обобщение результатов
экспертизы предусматривает группировку
и систематизацию результатов
исследования, составление заключения
экспертизы, разработку предложений
по профилактике правонарушений,
установленных экспертизой. Реализация
результатов экспертизы – это
вручение заключения экспертизы
правоохранительным органам, направление
органам управления предложений
по профилактике правонарушений,
допрос эксперта на предварительном
следствии, судебном (арбитражном)
разбирательстве.
Таким образом, судебно-бухгалтерская
экспертиза представляет собой
системное исследование хозяйственных
процессов, в которых возникли
конфликтные ситуации в правоотношениях,
с целью установления доказательств
истины для их правового регулирования.