Организационные основы проведения сбэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

В настоящее время в практике уголовного, гражданского и арбитражного процесса все большее значение приобретает судебная бухгалтерия. Особенно часто требуется применение судебной бухгалтерии по налоговым спорам и спорам о выполнении обязательств сторонами гражданско-правовых сделок.
В соответствии с процессуальным законодательством все споры экономического характера, необходимость разрешения которых стоит перед следственными или судебными органами, разрешаются путем проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы
1.1.Понятие, задачи и порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы в правоохранительной деятельности
1.2.Организация судебно-бухгалтерской экспертизы
на стадии предварительного следствия
1.3.Планирование процесса судебно-бухгалтерской экспертизы
Глава 2. Методологические основы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы
2.1. Стадии проведения процесса судебно-бухгалтерской экспертизы
2.2.Исследование экспертом данных бухгалтерского учета
и иных материалов дела
2.3.Методы и приемы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы
Глава 3. Организация проведения судебно-бухгалтерской экспертизы операций по учету материалов на примере ОАО «Промтехстрой»
3.1. Порядок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы в ОАО «Промтехстрой»
3.2.Методы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы операций с материалами

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ СБЭ.docx

— 161.80 Кб (Скачать документ)

После этого к делу подключается эксперт-бухгалтер. Работу эксперта-бухгалтера можно разделить на 3 стадии:

    • Предварительное ознакомление с материалами дела.
    • Исследование материалов дела и разрешение вопросов.
    • Составление заключения и передач его следователю.

На первой стадии определяется возможность проведения судебно-бухгалтерской  экспертизы, поскольку согласно УПК  эксперт имеет право отказаться отдачи заключения в следующих случаях:

а) нарушения процессуального  порядка назначения экспертизы, которое  существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;

б) выхода поставленных вопросов за пределы компетенции (специальных  познаний) эксперта. Под выходом  за пределы компетенции понимается:

вторжение в другую область  знаний; вторжение в область права;

подмена специальных исследований ознакомлением и оценкой совокупности доказательств, собранных по делу;

в) недостаточности объектов исследования и материалов дела для  дачи заключения при отказе в их дополнении;

г) отсутствия условий, методических средств и оборудования, необходимых  для проведения исследования и дачи заключения.

На второй стадии эксперт-бухгалтер  составляет рабочий план в соответствии с планом расследования.

На третьей стадии эксперт-бухгалтер  формально фиксирует полученные результаты, то есть, составляет письменное заключение и удостоверяет его своей  подписью, а затем передает его  следователю. Кроме того, на данной стадии могут быть разработаны предложения  по профилактике правонарушений, установленных экспертизой.

Таким образом, порядок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы, в частности, операций по учету материалов расчетам, начинается со дня вынесения  постановления судом или следователем и заканчивается составлением заключения эксперта-бухгалтера по материалам дела.

 

3.2.Методы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы операций с материалами

Наиболее распространенными  способами получения доказательств  с использованием документального  материала являются методы документальной экспертизы, подразделяемые на общие и специальные.

К числу общих методов  и способов судебно-бухгалтерской  экспертизы принято относить:

Формальная проверка. Устанавливает  наличие и правильность заполнения необходимых реквизитов (показателей). При этом осуществляется визуальный осмотр документа (наличие на нем  наименования, даты, подписи), его анализ.

Арифметическая проверка. Может включать как сложные расчеты, так и простые. Эта проверка выявляет подлоги в первичных документах (например, завышение итогов в платежных  ведомостях, занижение сумм начисленных и удержанных налогов).

Нормативная проверка документов. Устанавливает соответствие содержания документов правилам, которые зафиксированы  в нормативно- правовых актах, то есть выявляются незаконные по содержанию, но правильные по форме документы. Например, списание естественной убыли по акту; выдача подотчетной суммы по авансам не отчитавшимся ранее лицам;

Сопоставление документов. Позволяет осуществлять контроль нескольких взаимосвязанных документов (например, ведомость начисления заработной платы  сравнивают с нарядом на выполнение работы, а также ее можно сравнить с платежной ведомостью в кассе). Операция, вызывающая сомнение, может  быть исследована по нескольким бухгалтерским  документам. В зависимости от результатов  сходства или различия информации в  этих документах решается вопрос об их доброкачественности.

Встречная проверка. Позволяет  сопоставить отдельные экземпляры одного и того же документа, находящегося в разных организациях, а также  сопоставить данные документов, связанных  между собой одной и той  же операцией. Такие проверки делают при отсутствии материалов ревизии  и при небольшом объеме документов. В иных случаях необходимо требовать  предварительной документальной ревизии.

Метод контрольного сличения. Метод заключается в следующем: к остатку по счёту учета материалов, указанному в отчётности на начало отчётного периода прибавляют сумму  поступивших материалов по документам, и отнимают сумму списанных за этот период материалов. Получают максимально  возможный остаток на конец отчетного  периода. Затем этот остаток сравнивают с фактическим остатком, отражённым в бухгалтерских документах на дату проведения экспертизы.

Также применяются такие методы как:

    • запрос;
    • подтверждение;
    • прослеживание;
    • устный опрос;
    • подготовка альтернативного баланса.

Запрос представляет собой  поиск информации у осведомленных лиц. Использование данного метода должно быть согласовано с правоохранительными органами в зависимости от вида расследуемого дела. В случае необходимости эксперт-бухгалтер по согласованию с правоохранительными органами может подготовить запрос в адрес третьей стороны на подтверждение необходимой информации. Ответы на запросы могут предоставить эксперту сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают экспертные доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Подтверждение необходимо для получения  информации о реальности остатков на счетах учета дебиторской и кредиторской задолженности от третьей стороны.

Прослеживание представляет собой процедуру, в ходе которой  эксперт-бухгалтер проверяет некоторые  первичные документы, отражение  их данных в регистрах синтетического и аналитического учета, соответствие типовой корреспонденции счетов, плану счетов и действующим положениям по бухгалтерскому учету.

Устный опрос лиц, участвующих  в деле, может осуществляться на протяжении всего экспертного производства. Эксперт вправе уточнять обстоятельства дела у правоохранительных органов, представителей сторон, участников процесса.

Подготовка альтернативного  баланса осуществляется для получения  доказательств реальности и полноты  отражения в учете готовой  продукции. Эксперт-бухгалтер может  составить баланс израсходованного сырья и материалов на единицу  продукции по нормам и фактического выхода продукции. Баланс сырья, материалов и готовой продукции позволяет  выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и установить достоверность, реальность финансового результата.

В целом порядок проверки документов, объекты и методы проверки определяются экспертом конкретно  по каждому делу с учетом применяемых  на предприятии форм организации  бухгалтерского учета, а также объемов  хозяйственной деятельности.

В целом порядок проверки документов, объекты и методы проверки определяются экспертом конкретно  по каждому делу с учетом применяемых  на предприятии форм организации  бухгалтерского учета, а также объемов хозяйственной деятельности.

Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов, к которым относятся материалы, определен на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.06.2001 г. № 44 н, Методических указаний по бухгалтерскому учету материально производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119 н (в ред. от 23.04.2002 г.), и Методических указаний по инвентаризации и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49.

Материально-производственные запасы - это активы (имущество), которые в процессе промышленного производства под воздействием живого труда работников и при помощи средств труда переходят в готовую продукцию. Они, как правило, целиком потребляются в одном производственном цикле и стоимость свою полностью переносят на себестоимость вновь созданного продукта.

В процессе производства материально-производственные запасы используются различными способами.

Основные задачи учета  материально-производственных запасов:

  • контроль за поступлением в организацию материалов по объему и ассортименту;
  • контроль за соблюдением норм производственного потребления и точным распределением по объектам калькулирования для получения достоверных показателей себестоимости продукции и отдельных видов изделий;
  • контроль за соблюдением складских запасов установленным нормам, обеспечивающих беспрерывный выпуск продукции;
  • контроль за сохранностью материально-производственных запасов в местах их хранения и движения;
  • правильное и своевременное документальное отражение операций заготовления, поступления, отпуска материалов и расчетов с поставщиками;
  • выявление фактических затрат, связанных с заготовлением материально-производственных запасов;
  • своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей их вовлечения в оборот;
  • проведение анализа эффективности запасов.

Для выполнения этих задач  учета материалов необходимо:

  • наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
  • размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типосорторазмерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т. д.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия.

В местах хранения каждого  вида запасов следует прикреплять  ярлык с указанием данных о  находящихся запасах, оснащение  мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой, о также применение централизованной доставки материалов со складов организации  в цеха (подразделения) по согласованным  графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных  участков непосредственно на объекты  строительства по комплектовочным  ведомостям. Определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и т. д.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также сохранность вверенных им запасов, заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности и т.п.

Важнейшим условием организации  учета материалов является их группировка  по определенным признакам, в зависимости  от той роли, которую они играют в процессе производства.   Внутри каждого вида материалы подразделяются на укрупненные группы по физическим свойствам. Внутри укрупненных групп предусматривается перечень всех видов и марок материалов.

Систематизированный перечень всех материалов, используемых на предприятии, представляет собой номенклатуру конкретного  предприятия, которая охватывает виды, однородные группы и подгруппы, включающие марки и сорта материалов. Каждому  наименованию в номенклатуре соответствует  отдельный номенклатурный номер, который  затем используется для отражения  движения и наличия материалов каждого  наименования. В той же номенклатуре зафиксирована учетная цена за единицу, в связи с чем систематизированные перечни материалов получили название «номенклатур-ценников». Они предназначены для оперативного учета движения материалов на складе, аналитического учета по номенклатурным номерам и оценки в текущем учете по учетным ценам.

В синтетическом учете  группировка материалов отражена на счете 10 «Материалы» и открытые к  нему субсчета:

  1. Сырье и материалы.
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.
  3. Топливо.
  4. Тара и тарные материалы.
  5. Запасные части.
  6. Прочие материалы.
  7. Материалы, переданные в переработку на сторону.
  8. Строительные материалы.
  9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.
  10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе.
  11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

Сырье и основные материалы  образуют материальную (вещественную) основу продукта. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, хлопок и т. п.) и добывающей промышленности (руда, уголь и т. п.), а материалами - продукцию обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности (металл, ткань, сахар и т. п.).

Вспомогательные материалы  используются для воздействия на сырье и основные материалы и  придания продукту определенных потребительских  свойств (например, лаки и краски для  автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или  для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процессов  производства (смазочные, обтирочные материалы  и т. п.), а также для содействия производственному процессу, включая  выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.

Информация о работе Организационные основы проведения сбэ