Организация материальной ответственности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:21, контрольная работа

Описание

Одним из главных вопросов, регулируемых Трудовым кодексом РФ, является организация материальной ответственности работников. В процессе работы сотрудники предприятия могут нанести определенный ущерб имуществу этого предприятия, например, вывести из строя оргтехнику, при переезде поломать мебель, из-за невнимательности не устранить вовремя неполадки оборудования и поэтому выпускать бракованную продукцию. Ущерб, возникший в результате таких действий, может быть возмещен за счет виновного лица. Также в процессе хранения ценностей могут возникать недостачи.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Организация материальной ответственности на предприятии 3
1.2. Виды материальной ответственности…………………................................8
1.3. Индивидуальная и коллективная (бригадная) материальная ответственность.……………………………………………………………………………10
1.4. Учет возмещения материального ущерба…………………...…………15
2. ПРИКАЗ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ 16
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Работа состоит из  1 файл

КР по бухделу.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      бережно относиться к переданному ему для осуществления своих обязанностей имуществу;

      своевременно сообщать администрации о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности имущества;

      вести учет, составлять и предоставлять соответствующие отчеты;

Администрация обязуется:

      создать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенного ему имущества;

      знакомить работника с законодательными актами, устанавливающими правила работы с МЦ;

      проводить в установленном порядке инвентаризацию; (приложение №1)

Размер причиненного ущерба, подлежащего взысканию, определяется в порядке, установленном статьей 246 ТК РФ, по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

При определении ущерба должны быть учтены нормы естественной убыли, но они не применяются в случае хищения или присвоения работникам имущества. Для установления размера причинённого ущерба и выявления причины его возникновения должна быть создана комиссия. Она обязана потребовать письменные объяснения с работника. Истребование объяснения обязательно в силу закона.

Порядок возмещения ущерба прежде всего добровольный. При отказе работника возместить ущерб добросовестно взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя в случаях привлечения к ограниченной материальной ответственности или если работник должен нести полную материальную ответственность, но фактический ущерб, причиненный им, не превышает его среднюю месячную заработную плату.

В судебном порядке также осуществляется взыскание ущерба при полной материальной ответственности, если сумма ущерба превышает среднюю месячную заработную плату работника.

Положения ст. 138 ТК РФ предусматривают, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником в любом случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Ограничения, установленные данной статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

Коллективный договор заключают, если нельзя разграничить ответственность каждого работника за возможный ущерб и заключить с каждым договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Например, на предприятии имеется столовая, в которой работают различные категории сотрудников. Все сотрудники по ленточному графику самостоятельно принимают и используют продукты, которые хранятся в одном помещении. Разграничить ответственность практически не возможно. Поэтому материальные ценности  вверяются группе работников целиком, и договор составляется о полной коллективной материальной ответственности. У коллективного договора есть 2 стороны:

- работодатель;

- члены трудового коллектива;

Решение работодателя о введении полной коллективной материальной ответственности оформляется приказом по предприятию, который впоследствии становится приложением к коллективному договору.

Договор не перезаключается при выбытии из состава коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив (бригаду).

Количество членов бригады в зависимости от конкретных условий работы и профиля (типа) организации устанавливается администрацией. При этом в состав бригады с коллективной материальной ответственностью не могут входить:

- лица, принятые на работу с неполным рабочим днем и на неполную рабочую неделю, если они совместно с другими работниками не распоряжаются ценностями (указанные лица могут направляться на самостоятельные участки работы с полной индивидуальной материальной ответственностью);

- работники вспомогательных профессий (гладильщики, закройщики и т.п.);

- младший обслуживающий персонал, грузчики, подсобные (транспортные) рабочие, сторожа;

- лица, не достигшие 18-летнего возраста;

- практиканты учебных заведений, ученики, обучающиеся непосредственно на предприятиях;

- не имеющие опыта работы с материальными ценностями выпускники высших и средних специальных учебных заведений, системы профессионально-технического образования и лица, прошедшие подготовку на производстве, в течение первого года работы.

Основанием для привлечения коллектива (бригады) к материальной ответственности является прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный коллективом (бригадой) работодателю, а также и ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. При этом коллектив (бригада) и/или член коллектива (бригады) освобождается от материальной ответственности, если будет установлено, что ущерб причинен не по вине членов (члена) коллектива (бригады).

 

1.4. Учет возмещения материального ущерба.

 

В соответствии со ст. 246 Трудового кодекса РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан произвести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба является обязательным. При этом отказ работника представить объяснение не является основанием для освобождения от материальной ответственности. При несогласии с выводами, сделанными в результате проверки, работник вправе обратиться в органы по рассмотрению трудовых споров, поэтому в соответствии со ст. 247 ТК РФ работник и/или его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки.

Информация по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, отражается на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". С этой целью к нему открывается субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", на котором:

1) по дебету отражаются следующие операции:

- сумма, подлежащая взысканию с виновных лиц за недостающие товарно-материальные ценности по фактической себестоимости;

- сумма превышения размера ущерба, взыскиваемого с виновного лица, над фактической себестоимостью недостающих или испорченных ценностей - в тех случаях, когда за недостачу отдельных видов имущества предусмотрена кратная материальная ответственность;

2) по кредиту отражаются следующие операции:

-погашение ущерба виновным лицом при внесении наличных денежных средств в кассу организации; при перечислении на расчетный счет; при удержании сумм ущерба из заработной платы.

- сумма ущерба при отказе судом во взыскании ущерба с виновных лиц.

 

 

 

 

 

 

2. ПРИКАЗ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПРИКАЗ № 1

г. Брянск                                                                                                    от «31» декабря 2009г.

 

"Об учетной политике ООО «Алекс» на 2010 год"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и принять с 1 января 2010 года учетную политику ООО "Алекс" для целей бухгалтерского учета и налогообложения, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО "Алекс", ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.

3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на бухгалтера ООО "Алекс" (Шумейко Н.А.).

 

Исп. директор

Короткий Н.М.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к приказу №1

                                                                                     от 31.12.2009 г.

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «АЛЕКС» на 2010 год

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета  ООО «Алекс», в которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки.

 

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

и налогообложения

 

Организационно-технический раздел

Организация бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 6 Закона №129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ее руководитель.

Бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерский учет в торговой организации ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008 - ПБУ 22/2010), применяемыми с учетом правового положения ООО "ТД "Купец", определенного в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Форма бухгалтерского учета. Информация, содержащаяся в первичных учетных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме в электронном виде с использованием программно-прикладного продукта «1С: Бухгалтерия». Основанием для отражения данных в продукте являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Первичные документы, принимаемые к учету, составляются с применением унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Инвентаризация. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация всего имущества, независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств, проводится в декабре 2011 г., а также в установленных законодательством случаях. Инвентаризация товаров (на складе, отгруженных, в пути, находящихся на хранении, принятых на хранение) проводится 1 раз в месяц.

Система внутреннего контроля. Такая система включает в себя следующие элементы:

- проверка учета товаров, расчетов с поставщиками и покупателями, с прочими дебиторами и кредиторами, контроль активов и обязательств;

- контроль учетной документации и правовых аспектов хозяйственных операций в сфере оптовой торговли и розничных продаж.

Раздельный учет по оптовой и розничной деятельности. В торговой компании ведется раздельный учет доходов и расходов, относящихся к оптовым и розничным продажам. Для организации раздельного учета расходов и доходов, связанных с уставной деятельностью, проводятся следующие мероприятия:

- в структуре организации сформированы два подразделения с условными названиями "оптовый отдел" и "розничный отдел";

- определен состав работников, которые заняты в том или ином отделе;

- направление (вид) деятельности (оптовая торговля или розничные продажи) отражено в наименовании должностей сотрудников и в их должностных инструкциях;

- каждый объект имущества организации (основные средства, товары, НМА и т.д.) приказом руководителя распределяется между основными направлениями деятельности. В том случае, когда это сделать невозможно, указываются проценты использования между двумя видами деятельности;

- расходы торговой компании аналогичным образом распределяются между двумя видами деятельности;

- любые иные виды расходов, характер которых не очевиден, распределяются между оптовыми и розничными продажами организации в процентном отношении (от размера выручки, площади места осуществления торговли).

Информация о работе Организация материальной ответственности на предприятии