Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:20, курсовая работа
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
Экономическая природа денег предполагает непрерывность их обращения. Деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное движение в сфере обращения, и это движение, связанное, прежде всего с исполнением функций средства обращения и платежа называется денежным обращением.
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Структура и объём налично-денежного оборота………………….... 5
2. Законы денежного обращения….. ………………………………………18
Заключение ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 33
Приложение 1................................................................................……… 35
Приложение 2……………………………………………………………….. 37
Приложение 3………………………………………………………………. 39
V
= U: M,
где V - скорость обращения денег;
U - номинальный объём ВНП;
M - масса денег в обращении.
Для расчёта скорости обращения денег, т.е. их интенсивного движения при выполнении ими функций обращения и платежа, используются два показателя.
Скорость
движения денег в кругообороте стоимости
общественного продукта или кругообороте
доходов:
О
= ВВП или НД/ Денежная
масса (М1
или М2);
Этот
показатель свидетельствует о связи
денежного обращения с
Оборачиваемость
денег в платёжном обороте:
∑Д,
СДМ
где ∑Д - сумма денег на банковских счетах;
СДМ - среднегодовая величина денежной массы в обращении.
Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчётов. Применяются и другие показатели скорости оборота денег.
На скорость обращения денег влияют:
1) общеэкономические факторы - циклическое развитие производства; темпы его роста; движение цен.
2) денежные (монетарные) факторы - структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег); развитие кредитных операций и взаимных расчетов; уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке; внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях; использование электронных денег в расчетах.
Скорость изменяется в зависимости от периодичности выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.
Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.
В
Российской Федерации в практике
статистической работы в зависимости
от полноты охвата оборота наличных
денег различают: во-первых, скорость
возврата денег в кассы учреждений
Центрального банка России как отношение
суммы поступления денег в
кассы банка к среднегодовой
массе денег в обращении; во-вторых,
скорость обращения денег в налично-
Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).
Ускорению обращения денег способствуют развитие системы взаимных расчетов, внедрение ЭВМ в банковское дело, применение систем электронных платежей. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.
Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономическому использованию с целью ограничения эмиссии.
С 01.01.98 г. Центральный банк Российской Федерации установил определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота. Для выявления объема источников поступлений количества денег в кассы учреждений банков и направления их выдач, а также эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по РФ составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
Прогноз
кассовых оборотов составляется по следующим
источникам поступлений и направлениям
выдач наличных денег: 7
Приход
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации | 02 |
Поступления
выручки пассажирского |
05 |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей | 08 |
Поступления выручки зрелищных предприятий | 09 |
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги | 11 |
Поступления налогов и сборов | 12 |
Поступления от реализации недвижимости | 15 |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 16 |
Поступления от предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации | 17 |
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации | 18 |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | 19 |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 20 |
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат | 28 |
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно - обменных операций с физическими лицами | 30 |
Прочие поступления | 32 |
Итого по приходу - символы 02 - 3 |
Расход
Выдачи на заработную плату | 40 |
Выдачи на стипендии | 41 |
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера | 42 |
Выдачи на выплаты социального характера | 44 |
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов | 46 |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений | 50 |
Выдачи на другие цели | 53 |
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 54 |
Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 55 |
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно - обменных операций | 57 |
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | 58 |
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации | 59 |
Выдачи
наличных денег на выплату дохода,
погашение и покупку |
60 |
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации | 61 |
Итого по расходу - символы 40 – 6 |
Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" (форма N 202) или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий по форме 0408027. (см. Приложение 2)
Ежеквартально
территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют
состояние налично-денежного
Прогнозируемые
на предстоящий квартал обороты
в целом по региону по приходу
наличных денег в кассы учреждений
банков и их выдачам, эмиссионному результату
сообщаются территориальными учреждениями
Банка России для сведения Департаменту
регулирования денежного
Для
определения прогнозируемого
Прогнозируемый размер выдач наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера (в дальнейшем по тексту - заработная плата) определяется территориальными учреждениями Банка России по форме 0408002 (см. Приложение 3) исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов.
Прогнозирование
осуществляется на основании фактических
выдач на заработную плату за период,
предшествующий прогнозируемому кварталу.
Для определения
подоходный налог - исходя из удельного веса отчетных данных налоговых инспекций в фактическом фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года и прогнозируемого фонда заработной платы;
удержания из заработной платы квартирной платы и платежей за коммунальные услуги - исходя из динамики отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций (символ 99);
суммы платежей по добровольным видам страхования - по прогнозным данным государственных страховых фирм системы Росгосстраха и других страховых организаций;
взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - в установленном размере от фонда заработной платы;
перечисления заработной платы в учреждения банков для зачисления на счета во вклады граждан - с учетом динамики "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" по символу "Перечисления заработной платы, выплат социального характера, расходов, не относящихся к фонду заработной платы и выплатам социального характера" (символ 85);
заработная плата, выплачиваемая из выручки работникам торговых предприятий, - с учетом фактически сложившегося за прошлое время соотношения этих выплат к объему розничного товарооборота;
заработная
плата, выплачиваемая своим работникам
учреждениями Сбербанка России и
предприятиями Госкомсвязи
К сумме этих выдач на заработную плату прибавляются:
налоги, удерживаемые при выдаче пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
возвращенные в учреждения банков суммы невыплаченной заработной платы (депонированная зарплата) - исходя из динамики, сложившейся в аналогичные прогнозируемому периоду прошлых лет, на основании "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" по символу 28. Прогнозируемый объем депонированных сумм учитывается при определении размера прихода наличных денег по символу "Прочие поступления".
К полученной сумме выдач наличных денег на выплату заработной платы прибавляются выдачи на выплату стипендий, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. Кроме того, вносятся коррективы на выдачи заработной платы за выходные дни по срокам, приходящимся на другие кварталы; выдачи наличных денег на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы, выплатам социального характера и стипендий, - по фактическому размеру этих выплат за предыдущие периоды на основании данных учреждений банков.