Организация учета затрат и калькулирования продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследовать систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции:
- учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям;
- учет фактических затрат на производство и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению;
- калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;
- выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости;
- выявление резервов снижения себестоимости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1. Теоретические аспекты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
1.1. Общие положения и определения……………………………………....4
1.2. Виды и классификация затрат на производство……………………......7
1.3. Задачи учета затрат на производство………………………………...10
2. Методика учета затрат.
2.1 Организация учета затрат на производство……………………………11
2.2 Методы учета затрат на производство и
калькулирования себестоимости продукции……………………………....14
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов…………..…15
2.4. Нормативно-правовая база…………………………………………….19
Практическое задание……………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

     Недостатки этого метода:

  1. необходимо ежемесячно выявлять себестоимость НЗП, что весьма громоздко;
  2. выписывается большое количество первичных документов;
  3. при большой номенклатуре и огромном количестве документов неизбежны ошибки, поэтому требуется автоматизация учета.

     Как при позаказной калькуляции затрат, расходы по каждому контракту  учитываются раздельно. Для крупных  контрактов характерно размещение рабочей силы на весь срок действия контракта, и большинство возникающих затрат относятся только к данному контракту. Прямой характер большинства затрат позволяет точно рассчитать основную часть расходов по контракту.

    Попередельный метод применяется в отраслях, где сырье проходит несколько  стадий обработки. В этом случае затраты  учитываются по переделам. Этот метод  существует в двух вариантах: полуфабрикатный, бесполуфабрикатный

    Попроцессный  метод применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции, где отсутствует незавершенное производство.

       Попроцессный (попередельный) метод  используется для установления  средней себестоимости партии одинаковых единиц затрат за период времени.

     Этот  метод применяется в тех случаях, когда практически невозможно установить расходы, связанные с отдельными единицами затрат (как это происходит при использовании метода позаказной калькуляции), из-за непрерывного характера процесса производства. Примером единицы продукции, подходящей под определение калькуляции по процессам, является тонна нефти на нефтеперерабатывающем заводе. Нефть перерабатываются непрерывно, и каждая тонна имеет те же характеристики, что и предыдущая. Невозможно установить точные затраты на определенные тонны, прошедшие цикл переработки.

     В тех случаях, когда используется метод калькуляции затрат производства по процессам, все производимые единицы продукции предназначены для создания запасов.

     Все заказы на продажи удовлетворяются  потом за счет этого запаса однородных товаров. Так как отпускаемые товары одинаковые, отпадает необходимость устанавливать себестоимость любой конкретной единицы продукции, а поскольку процесс производства непрерывный, то обычно невозможно установить определенное количество материала или производственное время, отведенные на каждое отдельное изделие.

     Единственной  возможностью является суммирование всех затрат предприятия (или расходов центров затрат, входящих в состав предприятия) за определенный период времени и деление этих расходов на общее количество изделий, произведенных за этот период, для получения среднего показателя затрат производства в расчете на единицу продукции.

     Обычно  производство продукции предприятия включает более одного производственного процесса. Метод калькуляции затрат производства по процессам учитывает это путем открытия отдельных «счетов процессов»,  для каждого процесса и накопления всех затрат по процессу на этих счетах.

     По  мере производства изделия этап выхода продукции одного процесса становится этапом ввода для другого, и это  отражается в счетах процессов таким  образом, что суммарные затраты производства, относящиеся ко всем производимым единицам затрат до момента учета их в качестве готовых изделий, можно легко определить в любое время.

     Когда основные моменты калькуляции затрат производства по процессам применяются к предоставлению предприятием услуг, то для описания используемых методов калькуляции затрат применяется термин «пооперационная калькуляция». Примером такой услуги является консультирование руководства, где единицей продукции служат часы работы. Для услуг такого рода необходим расчет средней стоимости единицы услуги за конкретный период времени, а используемые процедуры будут аналогичны тем, которые применяются при калькуляции затрат производства по процессам.

 

      2.3 Характеристика аналитических  и синтетических счетов. 

     Учет  вспомогательных производств ведут  на активном счете 23 "Вспомогательное  производство". В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных производств с кредита материальных и расчетных счетов в корреспонденции Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.

     По  окончании месяца затраты вспомогательных  производств распределяют между  потребителями услуг пропорционально количеству потребленных услуг в соответствующих единицах измерения в корреспонденции Д-т 25, 26, 29 К-т 23.

     Распределение услуг вспомогательного производства между потребителями производят в разработочной таблице №9. В  ней указывают количественные данные по оказанию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.

     Аналитический учет затрат вспомогательного производства организуется:

     в разрезе калькулируемых объектов –  в карточках учета производства;

     по  цехам – в ведомости №12.

     Синтетический учет затрат вспомогательного производства ведут в журнале-ордере №10 по данным ведомости №12.

     Учет  расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут на собирательно-распределительном  счете 25 "Учет общепроизводственных расходов", субсчет 1 "Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования". На дебете этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита материальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60.

     По  кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20, 23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.

     Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, потому что они не зависят от объема производства продукции.

     По  окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции и незавершенным  производством пропорционально  сметным (нормативным) ставкам. При  отсутствии сметных ставок расходы  распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.

     Сметную ставку исчисляют путем умножения  суммы сметных расходов за один час  работы оборудования на количество машино-часов  работы оборудования.

     Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдельности в "Ведомости учета затрат цеха №12". Заполняют ее на основании разработочных таблиц №1 "Распределение материалов и заработной платы", разработочных таблиц №6 и №9.

     Учет  и распределение общепроизводственных расходов

     Если  на предприятии принята цеховая  структура управления производством, то для учета производственных (цеховых) расходов используют собирательно-распределительный  счет 25, субсчет 2 "Общепроизводственные расходы". По характеристике счет 25/2 аналогичен счету 25/1.

     В течение месяца в дебет счета 25/2 относят расходы цеха с кредита  материальных, расчетных и прочих счетов в корреспонденции: Д-т 25/2 К-т 10, 70, 69, 71, 60.

     В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью включают в производственную себестоимость продукции (работы, услуг) основного и вспомогательного производства (Д-т 20, 23 К-т 25/2) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения (например, основной заработной плате производственных рабочих).

     Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут  в ведомости №12 в разрезе статей затрат.

     Синтетический учет ведут в журнале-ордере №10 на основании данных ведомости №12.

     Учет  общехозяйственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 26 "Общехозяйственные расходы".

     По  дебеты счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые  в состав общехозяйственных, с кредита  различных счетов: Д-т 26 К-т 70, 10, 69, 02, 79, 60, 76.

     В конце месяца собранные общехозяйственные расходы подлежат полностью списанию на счета 20 и 23 и распределению между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной продукции производственных рабочих: Д-т 20, 23 К-т 26.

     Остатка по счету 26 на конец месяца нет.

     Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут  в ведомости №15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании  первичных документов и разработочных  таблиц №1, 6, 9, листков расшифровок  по прочим расходам.

     Объем общехозяйственных расходов не связан с объемом производства и в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют "некалькулируемыми". Поэтому их относят, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не на производственные счета, а на счет 90 "Продажи", т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции: Д-т 90 К-т 26.

     Учет  расходов будущих периодов осуществляют на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дебет активного счета 97 относят  указанные расходы с кредита  соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки, учтенные на дебете счета 97, расходы списываются в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 "Расходы на продажу". Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями.

     Существуют  несколько способов списания расходов: Арендная плата, подписка на литературу, затраты на ремонт и прочие расходы списываются равными долями в отчетных периодах, к которым они относятся в корреспонденции Д-т 25, 26 К-т 97.

     Освоение  производства нового вида продукции. Расходы, связанные с подготовкой и  освоением новых видов продукции, предварительно учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".

     После испытаний и одобрения этих изделий  их передают в серийное производство. С этого момента затраты на освоение подлежат погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции в течение установленного срока погашения. Сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном периоде продукции данного вида и нормы списания. Норму списания (погашения) на единицу изделия рассчитывают исходя из общей суммы расходов, срока погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.[ 2 стр. 15]

     Списание  расходов оформляют проводкой: Д-т 20 К-т 97.

     Учет  расходов будущих периодов ведут  по дебету счета 97 в ведомости №15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 делают в карточке учета производства, ведомости №12 "Затраты по цеху" и в ведомости №15, журнале-ордере №10.

 

2.4.  Нормативно-правовая база. 

     Основные  нормативные документы используемые, при учете затрат и исчисляющие себестоимость:

  1. Основные положения по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утвержден 23.09.98 г. с последующим изменением)
  2. План счетов и инструкция по его применению (приказ МФ РФ №94н от 31.10.2000г., ред. 07.05.2003 №38н)
  3. Положение о ведении учета и отчетности в РФ (приказ МФ РФ №34н от 24.03.2000)
  4. ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. МФ РФ от 06.05.99г. №33н)
  5. Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой отчетности (приказ МФ РФ №97 от 12.11.96 с изменениями утв. Приказом МФ РФ №81н от 21.11.97г.)
  6. Соответствующие главы Налогового кодекса

     ПБУ 10/99 предусмотрено, что в себестоимость  продукции включаются затраты, непосредственно  связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, услуги по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантий  и надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации. 
 
 
 
 

Информация о работе Организация учета затрат и калькулирования продукции (работ, услуг)