Ошибки в бухгалтерской отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Причины возникновения ошибок сгруппированы Минфином в шесть категорий, причем их перечень не является закрытым. Перечислять их не будем, отметим лишь, что наряду с банальными неточностями в вычислениях и неправильным применением бухгалтерского законодательства к причинам ошибок отнесены недобросовестные действия должностных лиц организации.

Содержание

1. Понятие ошибки в бухгалтерской отчётности и порядок их исправления 4
1.1. Понятие ошибки 4
1.2. Ошибки бухгалтерской отчётности 6
1.3. Порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерской отчётности ………………………………………………………………………………15
2. Нормативное регулирование составления отчетности 19
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.10 Кб (Скачать документ)

     6. Существенная ошибка предшествующего  отчетного года, выявленная после  утверждения бухгалтерской отчетности  за этот год, исправляется путем:

     1) производства записей по соответствующим  счетам бухгалтерского учета  за январь текущего отчетного  года. При этом корреспондирующим  счетом в записях является  счет учета нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка);

     2) пересчета сравнительных показателей  бухгалтерской отчетности за  отчетные периоды, представленные  в бухгалтерской отчетности организации  за текущий отчетный год за  исключением случаев, когда невозможно  установить связь этой ошибки  с конкретным периодом либо  невозможно определить влияние  этой ошибки накопительным итогом  в отношении всех предыдущих  отчетных периодов. Под пересчетом  сравнительных показателей бухгалтерской  отчетности понимается исправление  показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего  отчетного периода никогда не  была допущена. При этом пересчет  производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.

     7. Если ошибка была допущена  до начала самого раннего из  представленных в бухгалтерской  отчетности за текущий отчетный  год предшествующих отчетных  периодов, корректировке подлежат  вступительные сальдо по соответствующим  статьям активов, обязательств  и капитала на начало самого  раннего из представленных отчетных  периодов.

     Если  организация практически не может  оценить влияние ошибки на один или  более предшествующих отчетных периодов, представленных в бухгалтерской  отчетности, организация должна скорректировать  вступительное сальдо по соответствующим  статьям активов, обязательств и  капитала на начало самого раннего  из периодов, пересчет за который может  быть сделан практически.

  1. Нормативное регулирование составления  отчетности

       Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой  экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями  государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство  в лице отраслевых министерств и  ведомств, плановых, статистических и  финансовых органов. Изменение системы  общественных отношений, а также  гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации  бухгалтерского учета. В настоящее  время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета  и отчетности, на формирование которой  огромное влияние оказали экономические  преобразования в стране, необходимость  для организаций работать в новых  рыночных условиях, а также активное распространение международных  стандартов финансовой отчетности.

       Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон  от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом  Федерации 20 марта того же года, в  который в 1998 г. были внесены изменения  и дополнения. Данным Законом, который  является фундаментом системы регулирования  бухгалтерского учета, установлены  единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство  бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования  бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление  этого документа трудно переоценить  – в сущности бухгалтерская и  налоговая системы приобрели  одинаковый статус. В качестве одной  из основных задач бухгалтерского учета  названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

       В Законе о бухгалтерском учете  дается определение бухгалтерской  отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении  организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета  по установленным формам.

       Несколько статей этого Закона непосредственно  посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

       В одном ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», Постановления Правительства  РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и  составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом  первого уровня является Гражданский  кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета  и отчетности, в частности, наличие  самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения  годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

       Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие  принципы учета в организациях. В  дальнейшем многие статьи данного Положения  были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных  актов. Заменив ранее действовавшие  положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к  документам первого уровня, поскольку  оно утверждено не законодательным  органом, а приказом Минфина России.

       Второй  уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые  были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в  международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

       В этих ПБУ рассматриваются отдельные  методологические вопросы учета  конкретных операций, например, учета  основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны  с составлением отчетности – это  прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г.  № 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина  России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.

       К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкцию по его  применению, являющиеся базовыми документами  системы бухгалтерского учета в  России, а ранее и в СССР. План счетов – документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

       Третий  уровень объединяет документы рекомендательного  характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

       Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго  уровня, то ежегодные приказы Минфина  России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к  отчетности текущего года, являются документами  третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской  отчетности организаций» или Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/97 «Учет основных средств»).

       Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

        На современном  этапе развития рыночной экономики  за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования  и постановки бухгалтерского учета  и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие  в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация – Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

       Первым  объединением научных и практических работников учета, анализа и аудита на не зависящей от государства основе стала Ассоциация бухгалтеров и  аудиторов «Содружество» (АБ и АС), созданная в 1989 г. АБ и АС представлена в качестве члена-наблюдателя в  Международной федерации бухгалтеров  и аудиторов, является членом Европейской  ассоциации бухгалтеров, Международного координационного совета по методологии  бухгалтерского учета и отчетности стран СНГ и уделяет большое  внимание развитию экономической науки, повышению профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов России.

     Формирование  современной системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под  активным влиянием процесса распространения  во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых  Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО (International Accounting Standard Committee – IASC).

       С целью приведения национальной системы  бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики  и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения  увязки реформы бухгалтерского учета  в России с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном  уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении  реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Заключение

 

       В рыночной экономике бухгалтерская  отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской  отчетности в последние годы пре­терпели  существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным  требованиям, но процесс ее совершенствования  как на отечественном, так и международном  уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтер­ской отчетности постоянно обсуждаются  на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах. Речь идет прежде всего о  создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям  получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.

       Согласно  п. 3 Федерального закона РФ N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете" одной  из основных задач бухгалтерского учета  является формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении.

       Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка. Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49.

Список  используемой литературы

  1. Бабаев  Ю.А. Бухгалтерский учет. Учебник. –  М.,2003;
  2. Вохрушина М.А. Бухгалтерский (управленческий) учет. – М.,2002;
  3. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. М., 1997;
  4. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность– М., 2003;
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99)
  6. Положение  по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22 /2009);

Информация о работе Ошибки в бухгалтерской отчётности