Основные модели учета затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание

Задачами курсовой работы будут ознакомиться с различными моделями учета затрат на производстве, их классификацией и структурой, и с моделями учета результатов хозяйственной деятельности. В современных рыночных отношениях цель любого предприятия – это получение максимальной прибыли с наименьшими затратами на производство продукта. Затраты на производство и себестоимость продукции - важнейшие показатели для контроля за производственным процессом, использованием трудовых и производственных ресурсов, для оценки работы производственных и других структурных подразделений и предприятия в целом. Это обусловливает необходимость уделять этим показателям значительное внимание. для предприятия.

Работа состоит из  1 файл

бух.фин.уч.основные модели учета затрат.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)
    1. Нормативный метод учета затрат.
  

           Задачами  нормативного метода учёта затрат  на производство являются своевременное предупреждение рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутрихозяйственного хозрасчёта. В основе своей он содержит технически обоснованные расчётные величины затрат рабочего времени, материальные и денежные ресурсы на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат – важнейшее орудие управления производством. Они отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Следует различать нормы и зависимости от длительности их действия и времени расчета – текущие и плановые.      

Составление сменных планов работ, отпуск материалов на рабочие места, оплата труда рабочих  за выполненные работы производятся на основе текущих или действующих  в настоящее время норм. Ежемесячно составляются нормативные калькуляции  по деталям, узлам, изделиям. Плановые нормы предусматриваются квартальными и годовыми планами, рассчитываются на основе ожидаемых на планируемый период норм с учётом эффективности от внедрения организационно-технических мероприятий.       

При сопоставлении фактически произведённых  затрат с утверждёнными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются  новые нормативы затрат на следующий  отчётный период. В связи с этим появляется необходимость в организации  учёта изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они  могут изменяться при внедрении  новой технологии, реализации рационализаторских предложений. Эти факты фиксируются  в специальных документах (извещениях об изменении норм) с указанием  причин и виновников (инициаторов) изменений, статей затрат, цехов, номеров технологических  операций, узлов, изделий, процентного  или денежного их выражения.      

Правильный  и своевременный учёт изменений  норм позволяет руководителям предприятий  осуществлять контроль за выполнением  планов организационно-технических  мероприятий, внедрением новой техники  и технологии, повышением производительности труда, а также оперативно решать и устанавливать недостатки в  работе, если изменения произошли  в сторону увеличения затрат.

Извещения об изменениях норм должны оформляться:

а) технологическим отделом – по расходу материалов;

б) отделом – по изменению цен на материальные ресурсы;

в) отделом труда и заработной платы – по изменениям норм времени, выработки, обслуживания и расценок;

г) конструкторским отделом – по изменениям применяемости деталей, узлов и полуфабрикатов;

д) службой главного энергетика – по изменениям норм расхода топлива и энергии.

Изменения норм вносятся в технологическую  и техническую документацию в  момент поступления извещения, а  в нормативные калькуляции – на начало следующего после получения извещений месяца. Причины изменений кодируются в разрезе основных групп технико-экономических факторов, применяемых при расчёте заданий по снижению себестоимости продукции:

– повышение технического уровня производства;

– улучшение организации производства и труда;

– изменение объёма и структуры производства;

– улучшение использования природных ресурсов;

– развитие производства.      

Для разработки нормативных калькуляций  на предприятиях создаётся нормативное  бюро (группа) при планово-экономическом  отделе. Сюда поступают от соответствующих  подразделений нормы и нормативы, создаётся фонд нормативной информации, составляются нормативные калькуляции, отчёты об изменениях норм, расчёт и  анализ отклонений от норм. Нормативные калькуляции составляются на детали, узлы и изделия, их данные используются: для исчисления фактической себестоимости конкретных видов изделий, для оценки незавершённого производства и себестоимости брака продукции.

Пример. При следующих показателях: нормативная себестоимость единицы продукции – 12 000 руб., выпуск – 500 ед.; затраты отчетного месяца составили перерасход в сумме 12 000 руб., экономия – в сумме 9000 руб.; незавершенное производство на начало месяца – 100 ед. с нормативной себестоимостью за 1 ед. 1220 руб.      

Требуется определить фактическую себестоимость  всего выпуска и единицы продукции. При этом:

1. Нормативная себестоимость – 600 000 руб. (1200 руб. ´ 500 ед).

2. Отклонения от норм: экономия – 9000 руб., перерасход + 12000 руб.

3. Изменение норм составляет + 2000 руб., так как стоимость незавершенного производства по старым нормам – 122 000 руб. (1220 руб. ´ ´ 100 ед.), а по новым нормам – 120 000 руб. (1200 руб. ´ 100 ед.).

4. Таким образом, фактическая себестоимость выпуска составила: 605 000 руб. (600 000 + 12000 – 9000 + 2000).

Для расчета  фактической себестоимости единицы  продукции необходимо рассчитать индексы  отклонений от норм и изменений норм.

Индекс (%) 

Индекс экономии (-) 1,5% .

Индекс перерасхода (+) 2%

Индекс изменения (+) 0,33%      

Фактическая себестоимость единицы продукции  составила 1210 руб. (1200 руб. + (2% от 1200 руб.) – (1,5% от 1200 руб.) + (0,33% от 1200 руб.) = 1200 руб. + 24 руб. 00 коп. – 18 руб. 00 коп. + 4 руб.).  

2. 5 Системы  учета затрат  в мировой практике.  

    В мировой практике выработана четкая система управленческих данных, направленных на решение стандартных управленческих задач (к ним относятся управление логистикой, планирование и прогнозирование деятельности, финансовый учет и анализ), и поддерживающей их сбор и контроль документации. В западных компаниях подразделения, выполняющие функции контроллинга ( контроллинг – это совокупность подсистем управленческого учета, анализа финансового-хозяйственной деятельности и подсистемы принятия решений), присутствуют практически на каждом предприятии независимо от сферы его деятельности. Как правило, к элементам управленческого учета, составляющим функционал контроллинговых подразделений в иностранных  компаниях, относят следующие области:

a) расчеты затрат и объемов деятельности; 

b) инвестиционные расчеты;

c) финансовые расчеты.   

  Методы управления затратами могут быть построены как на классических системах расчета затрат (таблица 1), так и на современном методе процессно-ориентированной калькуляции затрат, который считают следующим шагом в развитии управленческих технологий. На основе данных управленческого учета затрат и объемов деятельности компании выстраивают тактику поддержания продуктового портфеля на уровне допустимой рентабельности, принимают решения о прекращении/сокращении выпуска нерентабельных или недостаточно рентабельных продуктов, передаче части цепочки добавленной стоимости во внешний  аутсорсинг.   
 

Таблица 1. Классические системы расчета  затрат. 

Объем отнесения

затрат /   
Привязка ко времени

Расчет фактических  затрат Расчет нормативных  затрат Расчет плановых затрат
Расчет  полных затрат Расчет фактических  затрат на базе полных затрат Расчет нормативных  затрат на базе полных затрат Расчет плановых затрат на базе полных затрат
Расчет  частичных затрат Расчет фактических  затрат на базе частичных затрат Расчет нормативных  затрат на базе частичных затрат Расчет плановых затрат на базе частичных затрат
 

  
             На основе данных управленческого  учета затрат и объемов деятельности  компании выстраивают тактику  поддержания продуктового портфеля  на уровне допустимой рентабельности, принимают решения о прекращении/сокращении  выпуска нерентабельных или недостаточно рентабельных продуктов, передаче части цепочки добавленной стоимости во внешний  аутсорсинг. Управленческий учет поставляет информацию для управления затратами, на его данных основываются решения об оптимизации численности персонала, вопросы управления ценообразованием, каналами сбыта и пр.       

Следующий элемент – инвестиционные расчеты. Они могут базироваться на статических или динамических методах сравнения инвестиционных проектов:

  • по затратам;
  • по прибыли;
  • по рентабельности;
  • по амортизации;
  • метод расчета чистой текущей стоимости (стоимости капитала при минимальной норме доходности);
  • метод расчета внутренней нормы доходности;
  • метод расчета аннуитета.
 

      Первые 4 метода относят к статическим  методам, ориентированным на конкретный период сопоставления инвестиционных проектов, последние три метода ориентированы  на жизненный цикл проекта. Выбор  конкретного метода зависит от объекта  инвестиций и целей. И, наконец, финансовые расчеты интегрируют процессы бюджетирования и управленческого учета в  компании, поскольку основаны на ключевых бюджетах компании. К важнейшим (но не исчерпывающим) видам финансовых расчетов относятся формирование отчета о движении денежных средств, дополняющего баланс, и отчет о прибылях и  убытках. На основе финансовых расчетов многие компании строят оперативное  управление ликвидностью, решая задачи синхронизации по объемам и срокам поступлений и выбытий денежных средств на счета компании. Ежедневные финансовые расчеты, построенные на данных управленческого учета, предназначены  для поддержки функции управления финансами, в т. ч. казначейских функций.   

 
 

  1. Модели  учета затрат результатов  хозяйственной деятельности. 
  

     Для учета результатов хозяйственной  деятельности применяется метод  полной себестоимости и метод сокращенной себестоимости. Соответственно и себестоимость продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете может определяться двумя путями:

  1. как полная себестоимость, включающая все расходы производственного назначения;
  2. как частичная (сокращенная) себестоимость, включающая только прямые расходы.
 

     При определении полной себестоимости в сумму затрат на производство продукции включаются все затраты, в том числе и косвенные. При реализации продукции прибыль рассчитывается как выручка за минусом полной себестоимости, включающей прямые и косвенные затраты, распределенные на данный вид или партию продукции. Полная себестоимость может рассчитываться по фактическим и по плановым (нормативным) затратам.     

В действующем бухгалтерском законодательстве не установлен точный перечень расходов, относящихся к прямым. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, непосредственно  на счет 20 списывается стоимость  производственных запасов и расходы  на оплату труда, а также все иные расходы, «связанные непосредственно  с выпуском продукции».Таким образом, организация в своей учетной  политике самостоятельно определяет, что относится к прямым расходам. Кроме того, она определяет порядок  отражения в учете амортизационных  отчислений, а также тех или  иных производственных услуг сторонних  организаций и т. д. В налоговом  же законодательстве перечень прямых расходов носит закрытый характер. Расходы на производство и реализацию делятся на две группы (п. 1 ст. 318 НК РФ): прямые и косвенные.     

  Может быть определена как полная, так и усеченная себестоимость производимой продукции. Полная себестоимость (absorption costing) рассчитывается с учетом всех понесенных предприятием затрат. Усеченная себестоимость (direct costing) предполагает отнесение на себестоимость единицы продукции только переменных затрат. Постоянная часть общепроизводственных затрат, а также коммерческие и общехозяйственные расходы списываются на уменьшение выручки в конце отчетного периода без распределения на выпущенную продукцию.     

Информация о работе Основные модели учета затрат