Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:12, курсовая работа
Предметом науки "бухгалтерский учёт" являются закономерности формирования информации о деловой активности хозяйствующего субъекта как участника общего экономического пространства, исходя из запросов её пользователей. Это означает, что наука "бухгалтерский учёт" разрабатывает принципы, правила, теории и концепции текущей регистрации, стоимостного измерения, счётного и балансного обобщения хозяйственных факторов.
Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов бухгалтерского учета.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- выявить основные принципы бухгалтерского учета;
- определить их сущность.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...5
1.Общая характеристика бухгалтерского учета………………….……………..5
2.Основные принципы бухгалтерского учета…………………………..………9
1.Принцип целостности………………………………………………...……10
2.Принцип самостоятельности………………………………………………11
3.Принцип регистрации ……………………………………………………..13
4.Принцип непрерывности и соответствия…………………………………16
5.Принцип критического момента учета……………………………………18
6.Принцип начислений ……………………………………………………...20
7.Принцип консерватизма…………………………………………………...22
8.Принцип двустороннего отражения хозяйственных операций…………24
9.Принцип денежного измерения…………………………………………...26
10.Принцип относительности ………………………………………………...27
11.Принцип себестоимости…………………………………………………...28
12.Принцип материальности …………………………………………………30
Заключение ………………………………………………………………………..32
Глоссарий………………………………………………………………………….33
Список использованных источников ……………………………………………35
Бухгалтерская практика основана на сплошном наблюдении. Рассмотрение бухгалтерского процесса, как стохастического даёт поле для более широкого привлечения выборочного наблюдения, основанного на теории вероятности.
При
наблюдении могут возникнуть два
вопроса: каково состояние явлений
и течение процесса? На первый из
них отвечает единовременное наблюдение,
на второй - текущее. Примером первого
в учёте может служить инвентаризация,
примером второго - текущий бухгалтерский
учёт.
Регистрация производится согласно принципу непрерывности. Предприятие, однажды возникнув, будет существовать вечно. Это очень своеобразный принцип, ибо он противоречит здравому смыслу: всякий человек знает, что он умрёт, и все люди рано или поздно умрут тоже; тем более любой завод, магазин, салон и т. п. не могут существовать постоянно, "ибо ничто не вечно под луной". И, тем не менее, этот принцип выдвигается в число основных. Принятое допущение напоминает первый закон механики: "всякое тело находится в состоянии непрерывного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не будет принуждено прекратить это движение". Но в реальной жизни всегда есть трение, и поэтому непрерывное движение невозможно. Эта аналогия позволяет очень эффективно исчислять финансовые результаты и отказаться от попыток переоценки учитываемых объектов. В самом деле, если предприятие существует вечно, зачем переоценивать его активы. Напротив, если предприятие ликвидируется, то его наследство должно быть оценено по текущей рыночной стоимости, а не по их исторической оценке. Если же фирма продаётся целиком, то составлять ни ликвидационный, ни вступительный (начинательный) баланс не нужно (что следует из этого принципа). От смены хозяина фирма не стала другой, точно также как лошадь не становится иной оттого, что у неё сменился наездник. Меняя хозяина, предприятие должно полностью сохранить систему учёта, а уплаченную разницу между учётной стоимостью имущественного комплекса и ценой за него следует отразить на отдельном счёте Главной книги.
Кроме этого, предположения о непрерывном функционировании предприятия позволяет рассматривать отчётный год только как связанный с особенностями хозяйственного цикла и не привязывать его к календарному году. В каждой области народного хозяйства свой цикл, и, следовательно, Министерство финансов или администрация каждого предприятия, его собственники вправе выбирать сроки хозяйственного года для себя и своей фирмы. Бухгалтерский учёт осуществляется непрерывно с момента регистрации предприятия до его ликвидации (в период ликвидации применяются особые правила). Предположение о непрерывности деятельности предприятия означает, что, принимая какое-либо решение по вопросам учётной политики предприятия, следует полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную деятельность, что у него отсутствуют намерения или необходимость внезапно самоликвидироваться или существенно сократить масштабы своей деятельности.
Этот принцип позволяет логично и последовательно реализовывать концепции сохранения и увеличения капитала, подготовить план счетов финансового учёта и программу отчётности (с ранжированием по срочности удовлетворения долгов по обязательствам предприятия), определить единый подход к политике амортизации и т. п.
Финансовый учёт, формируя информацию для составления бухгалтерской отчётности, должен содержать сведения, имеющие ценность для пользователей в процессе принятия ими экономических решений: о предшествующих сделках, отражаемых на счетах в отчётном периоде; о текущих хозяйственных операциях. Следуя этому принципу, финансовая отчётность даёт информацию пользователям не только по окончательно выполненным хозяйственным операциям, но и по обязательствам, по которым необходимо платить в будущем.
Принцип непрерывности также называют принципом действующего предприятия. Он оправдывает последовательное применение принципа исторической оценки стоимости. В текущем финансовом учёте оценка по фактической себестоимости активов и обязательств в момент их возникновения сама по себе не решает всех учётных проблем, но создаёт надёжную основу для корректировки исторических оценок (в ценах соответствующих периодов времени) на основе индексов цен, дисконтных множителей и других поправочных коэффициентов. Последовательное соблюдение данного принципа позволяет в полной мере обеспечить контроль за реальным финансовым ростом капитала.
Отступление от принципа постоянно действующего предприятия допускается в экстремальных условиях - инициативного и вынужденного функционирования предприятия - ликвидации и банкротства. В этих случаях принцип исторической оценки стоимости активов, обязательств и капитала должен быть нарушен в пользу объективно сложившихся конъюнктурных оценок рынка; расчёты деловых партнёров на момент ликвидации предприятия должны быть завершены. Реальная стоимость капитала будет определяться уравнением: Капитал = Активы - Обязательства. Принцип непрерывной деятельности важен ещё и в том отношении, что активы предприятия не следует оценивать по цене их распродажи, т. е. по деньгам, которые можно было бы выручить от продажи активов по частям с последующим прекращением предпринимательской деятельности.
Следовательно,
предприятие является экономической
организацией, призванной функционировать
в течение длительного времени, в рамках
которой координированным образом приобретается,
производится и потребляется богатство
(экономические ресурсы) с целью удовлетворения
человеческих потребностей. Так как бухгалтерский
учёт опирается на принцип непрерывности,
то он не содержит о том, за сколько могли
бы быть реализованы средства предприятия,
если бы оно прекратило свою деятельность.
Принцип критического момента учёта позволяет ответить на простые, но принципиальные вопросы: "Когда признавать совершённую хозяйственную операцию?". От ответа на эти вопросы зависит величина финансового результата, отражаемого как учётная категория.
Традиционно бухгалтерия придерживалась принципа, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована документально на момент перехода права собственности от продавца к покупателю, а равно и при возникновении обязательства платить. Юридически оба момента фиксации факта равнозначны, хотя с экономической точки зрения дело обстоит не совсем так из-за неэквивалентности сделки для каждого из партнёров.
Заранее определённым критическим моментом времени, например, реализации, в которой должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, может быть факт: отгрузки товара поставщиком (продавцам); получения товара покупателем; выставления счёта на оплату товара покупателям; поступления денежных средств на счёт продавца.
Первые три способа фиксации фактов в учёте относят к методу начислений - методу признания факта совершения сделки; последний способ часто называют "кассовым методом" оплаты. В учёте поступлений от реализации и издержек способы фиксации фактов часто комбинируют: поступления от реализации - по кассовому методу, а издержки - по методу начислений. Оборот ценностей на предприятии не имеет конца в силу его непрерывности. Он может быть представлен в зависимости от специфики предпринимательства и типа предприятия схемой операционного цикла предприятия. Этот цикл, по сути, отражает два взаимосвязанных потока активов денежных средств или обязательств к получению - в результате реализации товаров и услуг заказчиками и оттока ресурсов, которые были необходимы для получения этих поступлений, в виде издержек.
В сочетании с принципом консерватизма принцип критического срока учёта имеет две стороны: поступления признаются только тогда, когда на то имеется обоснованная уверенность. Поступление должно быть признано в самом раннем периоде, в котором предприятие выполнило все условия для получения заработанного дохода и есть реальная возможность достоверно оценить сумму денежных или бартерных поступлений; расходы признаются, как только возникает обоснованная возможность их начисления.
Метод учёта по поставке означает признание поступления в периоде, в котором поставляются товары и предоставляются услуги. Метод учёта по договору поручения означает, что поставщик отправляет товары агенту, который берёт на себя их реализацию. Пока товары не проданы, они остаются собственностью поставщика и могут быть ему возвращены. Метод учёта по франшизе (при передаче монопольных прав на торговую марку, ноу-хау и т. п. в пользу покупателя) - поступления и доход признаются в течение периода действия соглашения о передаче прав, а не по факту получения доходов от использования франшизы. Метод учёта по этапам исполнения контракта (в случае длительного характера производства - строительство домов, судов и т. п.) может быть реализован, как: оплата определённой, заранее оговорённой суммы по факту реализации этапов проекта (контракт с твёрдой ценой); оплата в зависимости от фактических затрат на реализацию этапа проекта плюс прибыль исполнителя работ (контракт с возмещением издержек); поступления и доход признаются по мере фактической приёмки - сдачи проекта (метод учёта по совершении контракта). Метод учёта по рассрочке учитывает определённую сумму. Пропорционально части стоимости, которая приходится на данный период.
Нестабильность
курса рубля заставляет использовать
некоторые общие подходы к оценке хозяйственных
операций, совершаемых с использованием
иностранных денежных единиц. Общий принцип
оценивания состоит в том, что бы максимально
приблизить масштаб денежных единиц к
моменту совершения хозяйственной операции.
Принцип (метод) начислений (метод записи в бухгалтерском учёте операций в момент их совершения) состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесённые в отчётном период, считаются доходами и расходами отчётного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчётному периоду, не признаются доходами и расходами этого периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Метод начислений в учёте доходов и расходов позволяет "отразить финансовые последствия для фирмы возникающих фактов хозяйственной жизни в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда фирма получает или выплачивает деньги. Метод включает два приёма:
1) констатация - признание доходов в момент их получения и расходов в момент их возникновения;
2) трансформация счетов.
Отсрочка - расходы или доходы будущих периодов. Она необходима: в случае возникновения затрат, которые могут быть отнесены к двум или более отчётным периодам . Например, стоимость здания, вспомогательные материалы, авансом оплаченная страховка. Трансформация затрагивает счета активов (кредитуются) и счета расходов (дебетуются); в случае возникновения доходов, которые должны быть отнесены к двум и более отчётным периодам. Например, получение авансом комиссионных за услуги, которые будут оказаны впоследствии. Трансформация затрагивает счёт пассивов (дебетуется) и счёт доходов (кредитуется).
Начисление - констатация расходов или доходов, которые уже не имеют место, но ещё не были зарегистрированы и проведены по кассе. Начисление необходимо:
в случае причитающихся, но не зарегистрированных и не полученных доходов. Например, заработанные, но до сих пор не полученные комиссионные или комиссионные, счета на которые не были выставлены клиентам. Трансформация затрагивает счёт активов (дебетуется) и счёт доходов (кредитуется); в случае возникших, но незарегистрированных и не понесённых расходов. Например, заработная плата работников за текущий отчётный период, но выплачиваемая в следующий отчётный период. Трансформация затрагивает счёт расходов (дебетуется) и счёт пассивов (кредитуется).
Фирмы
часто несут затраты, которые
оказывают благоприятное
Авансированные
расходы выплачиваются вперёд и
относятся к будущему. Среди них
арендная плата, выплаты страховки,
и приобретение расходных материалов.
Та часть расходов, которая пошла на проведение
текущих операций данного периода, рассматривается
как расходы данного периода, а та часть,
которая ещё не нашла в этом отчётном периоде
своего применения, рассматривается как
расходы будущих периодов. Если в конце
месяца не сделаны корректирующие записи
по отнесению авансированных расходов,
то и Баланс, и Отчёт о прибылях и убытках
считаются составленными неверно. В этом
случае оценка активов будет завышена,
а расходы - занижены. Следствием этого
станет завышение капитала в Балансе и
чистой прибыли в Отчёте о прибылях и убытках.
2.7.
Принцип консерватизма
Принцип консерватизма означает, что счётный работник всегда должен быть склонен к наиболее реальным оценкам активов и обязательств. Поскольку они прямо влияют на валюту баланса, то следует руководствоваться мотивами осторожности. Трудно объективно оценить стоимость акций, облигаций, нематериальных активов. Осознавая недостаточность и противоречивость использования принципа фактической стоимости в оценки реального имущественного положения, представленного балансом предприятия, бухгалтеру данным принципом предписывается предусмотрительность вероятных денежных оценок. Особенно ощутимо это проявляется при переоценках по восстановительной стоимости в условиях инфляции, в оценке финансовых активов по биржевым котировкам и доходов будущих периодов, признания полученных процентных доходов, дивидендов. Консерватизм означает, что когда бухгалтерам не ясно, как оценить активы, они обычно выбирают наименьшую оценку из возможных, т. е. если рыночная стоимость предмета выше себестоимости - ценности показываются в отчёте по себестоимости, и наоборот, если рыночная стоимость предмета ниже себестоимости - в отчёте проставляются рыночные цены. Таким образом, бухгалтеры обеспечивают осторожность оценки, как активов, так и исчисленной прибыли.