Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
На современном этапе показателем развития экономики на предприятиях и организациях является их обеспеченность основными средствами. Для полноценного функционирования необходимо не только наличие основных средств, но и поддержка их в соответствующем состоянии. Однако этого недостаточно для решения всех задач, поставленных перед организацией. Необходимо еще и повышать эффективность их использования.
Регистром синтетического учета основных
средств служит журнал-ордер № 13, записи
в котором производят на основании первичных учетных документов.
3.3 Учет поступления и выбытия основных средств в ОАО «Шарлыкский Агроснаб»
Основные средства в ОАО «Шарлыкский Агроснаб» могут поступать:
за счет капитальных вложений;
путем приобретения со стороны;
за счет передачи акционерами (инвесторами) своего имущества в виде вкладов в уставный капитал (фонд);
за счет безвозмездного получения.
Независимо от источника поступления по каждому объекту основных средств составляется акт приема-передачи. Для этого руководителем предприятия образуется комиссия. В акте приема-передачи указывается характеристика объекта, его местонахождение, источник приобретения, год выпуска или постройки, даты ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта и др. После ввода в эксплуатацию на каждый объект оформляется инвентарная карточка, где производится соответствующая запись. Формы акта приема-передачи и инвентарной карточки являются типовыми.
Перемещение основных средств внутри предприятия оформляется накладными.
Выбытие основных средств в ОАО «Шарлыкский Агроснаб» происходит по различным причинам. В соответствии с Положением о порядке списания с баланса основных средств (приказ Минфина РУЗ от 16.08.2004 г. № 101) выбытие основных средств и списание их с баланса может происходить в результате:
а) ликвидации;
б) реализации;
в) обмена;
г) безвозмездной передаче;
д) передачи в уставный капитал в виде учредительного взноса;
е) передачи по договору долгосрочной аренды;
ж) выявления недостачи или потери;
Выбытие основных средств оформляются «Актом о списании основных средств (форма № ОС-4) (Приложение К). и «Актом о списании транспортных средств (форма № ОС-4а) (Приложение Л), которые составляются комиссией, назначенной руководителем предприятия.
3.4. Учет амортизации
основных средств в ОАО «
Существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.
Сумма амортизации
определяется ежемесячно, отдельно по
каждому объекту
Годовая сумма амортизационных отчислений в ОАО «Шарлыкский Агроснаб» определяется линейным способом (Приложение Г) - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств , бывшим в употреблении , устанавливать срок полезного использования с учетом количества лет эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.
Сроком полезного
использования является период, в течение
которого использование объекта основных
средств приносит экономические выгоды
(доход) организации. Срок полезного использования
организация устанавливает самостоятельно
при принятии объекта основных средств
к учету.
Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации
ведется на счете 02 "Амортизация основных средств".
Таблица 3.2 – Корреспонденция счетов по учету амортизации:
№ |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Начислена амортизация основных средств |
20,23.26,44... |
02 |
2 |
Списана амортизация |
02 |
01-В |
3 |
Начислен износ |
010 |
- |
4 |
Корреспонденция при переоценке амортизации |
- |
- |
3.5 Учет затрат на ремонт основных средств
Одним из факторов
обеспечения эффективности
Ремонт основных
средств проводится в соответствии с планом,
который разрабатывается организацией
по видам основных средств с учетом технических
характеристик основных средств, условий
их эксплуатации и других факторов. Системой планово-
К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.
При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. В случае проведения капитального ремонта зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).
Расходы на все виды ремонта (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в затраты на производство готовой продукции.
Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете факта проведения ремонта основных средств, с одной стороны, по дебету счетов учета затрат на производство – счета 20 «Основное производство», счета 25 «Общепроизводственные расходы», счета 26 «Общехозяйственные расходы» и др. – отражается увеличение затрат на производство готовой продукции (работ, услуг). С другой стороны, отражается использование для ремонта определенных видов ресурсов, например, использование материалов – по кредиту счета 10 «Материалы», использование труда рабочих – по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», проведение ремонта силами подрядной организации – по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Таблица 3.3 – Корреспонденции счетов
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Отпущены материалы на ремонт здания цеха |
25 |
10 |
Начислена заработная плата рабочим,проводившим ремонт здания цеха |
25 |
70 |
Начислен единый социальный налог на заработную плату рабочих, проводившихремонт здания цеха |
25 |
69 |
Акцептован счет
подрядной ремонтной |
26 19 |
60 |
Оплачен счет подрядной ремонтной организации |
68 |
51 |
Принят к возмещению из бюджета НДС со стоимости оплаченных ремонтных работ, выполненных подрядной ремонтной организацией |
68 |
19 |
Приемка отремонтированного
объекта из капитального ремонта
оформляется актом приемки-
В этом акте обязательно должно быть следующие реквизиты:
Акт подписывается представителями
ремонтного цеха и цеха или службы,
в котором эксплуатируется
3.6.Инвентаризация основных средств
Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с правилами, установленными Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения и эксплуатации. Порядок (количество инвентаризации в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В ОАО «Агроснаб» инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.
Инвентаризация в ОАО «Агроснаб» проводится в следующих случаях:
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей.
Инвентаризацию в данной
организации проводит постоянно
действующая или рабочая
Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние:
- инвентарных карточек (книг), описей и других регистров аналитического учёта;
- технических паспортов
или другой технической
Члены комиссии в присутствии
должностных и материально
При обнаружении расхождений фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета в инвентаризационной описи делаются соответствующие записи. Недостача основных средств учитывается по аналогии с разным выбытием основных средств. Остаточная стоимость недостающего объекта относится на счет виновного должностного лица.
Различные варианты отражения бухгалтерских операций на счетах при проведении инвентаризации представлены в таблице 8.
Таблица 3.4 - Корреспонденция по инвентаризации основных средств
Содержание хозяйственной операции |
Дб |
Кд |
Сумма, руб. |
Оприходован объект основных средств, выявленный при инвентаризации |
01 |
91 |
25 000 |
Списана первоначальная стоимость недостающего объекта основных средств |
01/в |
01 |
100 000 |
Списана сумма накопленной амортизации недостающего объекта основных средств |
02 |
01/в |
80 000 |
Отражается недостача объекта |
94 |
01/в |
20 000 |
Недостача относится на виновное лицо |
73/2 |
94 |
20 000 |
На виновное лицо относится разница между рыночной и остаточной стоимостью объекта |
73/2 |
98 |
70 000 |
Возмещается недостача |
50 (70) |
73/2 |
20 000 |
Разница между рыночной и остаточной стоимостью списывается на прочий доход |
98 |
91 |
70 000 |
Выявляется и списывается финансовый результат (прибыль) |
91 |
99 |
? |
Недостача списывается в состав прочих расходов (если отсутствует виновное лицо) |
91 |
94 |
20 000 |