Основы сегментной отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, контрольная работа

Описание

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.

Содержание

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ И ИХ РОЛЬ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ. 2
1.1. Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета. 2
1.2. Организация и методология разработки международных стандартов финансовой отчетности. 2
2. СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ. 2
2.1. Основы сегментной отчетности. 2
2.2. Виды отчётных сегментов. 2
2.3. Доходы, расходы и результаты отчетного сегмента. 2
2.4. Активы, обязательства и учётная политика отчетного сегмента. 2
2.5. Раскрытие информации по отчётным сегментам. 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 2

Работа состоит из  1 файл

Основы сегментной отчётности.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Сегментная отчетность должна представляться в полных комплектах публикуемой финансовой отчетности, которые, как известно, состоят из отчетного бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале и примечаний к отчетности.

В финансовой отчетности, консолидирующей финансовую отчетность компаний, сегментная отчетность представляется только в составе сводной финансовой отчетности. Но если дочерняя компания имеет ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынке, она представляет сегментную отчетность и в своей отдельной финансовой отчетности.

Компания, которая объединяет финансовую отчетность компаний со свободно обращающимися на рынке ценными бумагами и финансовую отчетность ассоциированных и иных компаний, в которых она имеет финансовые интересы, сегментную отчетность представляют только в составе объединенной финансовой отчетности данной компании. Аналогично, если какая-либо ассоциированная компания имеет ценные бумаги, свободно обращающиеся на фондовом рынке, она представит сегментную отчетность в своей собственной финансовой отчетности.

Отчетный сегмент —  это хозяйственный или географический сегмент, который определяется по признакам, указанным ниже, по которому представляется сегментная информация в соответствии с МСФО №14.

Хозяйственный сегмент  представляет собою часть операций компании, направленных на производство товаров и услуг, который подвержен рискам и выгодам, отличающим его от рисков и выгод других хозяйственных сегментов. Хозяйственный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.

Наоборот, товары и услуги, включенные в один хозяйственный  сегмент, должны быть сходными по большинству факторов.

Географический сегмент  представляет собой часть операций компании по производству товаров и услуг в конкретной экономической среде, который подвержен рискам и выгодам, возникающим в этой среде и отличающимся от рисков и выгод сегментов, действующих в других экономических условиях. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Риски и прибыли компании зависят от расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от расположения ее операций. Но они могут зависеть и от расположения ее рынков и клиентов. Выбор географического сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.

 

Таблица 1

Факторы, рассматриваемые при выборе отчетного сегмента.

Хозяйственный сегмент

Географический сегмент

Характер товаров и  услуг

Сходство экономических  и политических условий

Характер производственных процессов

Отношения между операциями в разных географических районах

Тип или класс клиентов, потребителей товаров и услуг

Территориальная близость операций

Методы, используемые для  распространения товаров и предоставления услуг

Правила валютного контроля

Характер регулирующей среды: банковские, страховые коммунальные организации

Валютные риски

 

Другие специальные  риски, связанные с операциями в конкретном районе


 

При выборе сегментов  необходимо руководствоваться данными  об организационной структуре компании, которые помогут определить, на чем должны основываться ее географические сегменты: на расположении активов компании или расположении ее клиентов. Выбор состава хозяйственных и географических сегментов, классификация их на первичные и вторичные зачастую основываются на субъективных решениях руководства компании. При выборе отчетных сегментов не следует забывать о пользователях финансовой отчетности. Нужно позаботиться о том, чтобы сегментная отчетность была уместной, надежной и сопоставимой во времени.

2.3. Доходы, расходы и результаты отчетного сегмента.

Доходы сегмента представляют собой сумму той части доходов компании, которая может быть обоснованно отнесена в доходы данного сегмента, а также доходы, непосредственно на полученные в операциях, проведенных самим сегментом. Доходы подразделяются: на доходы, полученные от внешних клиентов и на полученные от других сегментов своей компании.

Доходы сегмента включают долю в доходах совместного предприятия, а также долю сегмента в прибылях ассоциированных компаний, совместных предприятий и в других инвестициях, учтенных по методу долевого участия, если эти доходы (убытки) включены в консолидированный доход или общий доход отчитывающейся компании.

В доходы сегмента не включают результаты чрезвычайных событий, а также доход от дивидендов и процентов, в том числе полученный от других сегментов, прибыли от продажи инвестиций или от погашения долгов, если только операции сегмента не носят главным образом финансового характера.

Расходы сегмента включают расходы, возникшие непосредственно в результате операционной деятельности сегмента, и обоснованную часть соответствующих расходов, которые могут быть распределены на данный сегмент. Расходы сегмента включают обоснованную долю расходов на внешние продажи и операции, а также на операции с другими сегментами данной компании. Расходы компании, проведенные от имени сегмента, относящиеся к его операционной деятельности, должны быть отнесены на данный сегмент, если они могут быть однозначно идентифицированы.

В расходы сегмента включается доля расходов совместного предприятия, которая относится к данному сегменту, если она учитывается по методу пропорционального сведения. В отчетности сегмента, преимущественно проводящего финансовые операции, процентный доход и процентный расход могут быть отражены как сальдированная сумма.

В расходы сегмента не включаются: результаты чрезвычайных обстоятельств; суммы процентов, убытки от продажи инвестиций и погашения долгов, если операции сегмента не являются преимущественно финансовыми; доля компании в убытках ассоциированных, совместных и иных компаний (в других инвестициях), учтенных па методу долевого участия; расходы по налогу на прибыль; общие административные и иные расходы всей компании.

Сегментные результаты (результаты сегмента) определяются сопоставлением его доходов и расходов. Корректировки на долю меньшинства в прибыли (убытках) при расчетах сегментных результатов не принимаются во внимание. 

2.4. Активы, обязательства и учётная политика отчетного сегмента.

Активы сегмента включают краткосрочные активы - запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, которые используются в операционной деятельности сегмента, основные средства, нематериальные активы, но не включают те: активы, которые используются для общих целей компании и для управления ею. Активы, используемые двумя или несколькими сегментами в той части, которая обоснованно и надежно определена как часть активов данного сегмента, включаются в его отчетность.

К активам сегмента относятся  задолженность по займам, инвестиции и другие доходные статьи, если в результаты данного сегмента включаются проценты и дивиденды, получаемые как доходы. Инвестиции, учтенные по методу долевого участия, если прибыли (убытки) по ним формируют сегментные результаты, а также инвестиции в совместные предприятия, учитываемые по методу пропорционального сведения, также отражаются в составе активов сегмента.

Амортизируемый актив, по которому амортизационные отчисления относятся на расходы сегмента, а также деловая репутация, амортизируемая за счет сегмента, включаются в его активы.

Активы сегмента оцениваются  по балансовой стоимости за вычетом отчислений, амортизации и других регулирующих статей и не включают дебиторской задолженности по расчетам, связанным с налогообложением прибыли.

Обязательства сегмента состоят из кредиторской задолженности поставщикам, авансовых поступлений, начисленных обязательств, таких, как резервы на гарантийное обслуживание, относящихся к товарам и услугам у данного сегмента. Обязательства по займам и кредитам отражаются в отчетности сегмента только тогда, когда проценты по ним оплачиваются за счет результатов деятельности данного сегмента. Обязательства по налогу на прибыль в отчетность сегмента не включаются.

Учетная политика сегмента не отличается от общей учетной политики компании, если только не существует специальной учетной политики для сегмента, которая дополняет общую учетную политику. В оценку активов и обязательств сегмента включаются все корректировки, связанные с переоценкой и другими процедурами. В консолидированной (сводной) финансовой отчетности при составлении сегментной отчетности в расчет не принимаются взаимные зачеты и погашения внутригрупповых операций и сальдо.

В специальной учетной  политике для сегмента определяются правила распределения доходов  и расходов по сегментам, методы оценки взаимных расчетов между сегментами, состав расходов и доходов сегмента и т.п.

2.5. Раскрытие информации по отчётным  сегментам.

Стандарт рекомендует  формировать хозяйственные и  географические сегменты как организационные подразделения компаний, не стремиться создавать сегменты только для внешней отчетности. Последнее ведет к ошибкам и напряжению при подготовке информации, снижает контрольные возможности управленческого персонала при оценке результатов и предстоящего на будущее распределения ресурсов.

Если внутренние подразделения  в организационной структуре  компании не подходят под факторы, определенные стандартом и уже приведенные выше в этих комментариях, администрация компании рассматривает другие варианты формирования сегментов на основании этих факторов. Для сегментов, представляющих внутреннюю отчетность необходимо рассмотреть возможность использования их для формирования внешних сегментов более низкого уровня.

Существенно похожие  между собой хозяйственные или  географические сегменты могут быть объединены в один укрупненный сегмент. Схожесть подтверждается наличием устойчивого набора соответствующих факторов и малым отличием одноименных финансовых показателей в течение нескольких лет.

Формирование первичного и вторичного форматов сегментной отчетности основывается главным образом на оценке рисков и размеров прибыли в зависимости от факторов, формирующих хозяйственные и географические сегменты.

В условиях зависимости  рентабельности и основных рисков в работе компании от различий в производимых товарах и оказываемых услугах первичный формат для представления информации должен присваиваться хозяйственным сегментам. Вторичный формат в этих условиях присваивается географическим сегментам.

Если норма рентабельности и основные риски компании зависят  от условий ее работы в разных странах и на разных территориях, первичный формат для представления информации должен отдаваться географическим сегментам, а вторичный - хозяйственным сегментам.

Для большинства компаний сама организационная структура и порядок внутрифирменной отчетности указывает на приоритеты возникновения рисков и основы максимизации прибылей компании. За редкими исключениями, в основу выбора первичного формата сегментной отчетности будет положена организационная структура компании и структура ее внутренних отчетных сегментов,

В некоторых компаниях  риски и прибыли в своей  зависимости от характера производства или от его территориального размещения, четко не проявляются, а в системе управления компания применяет так называемый матричный подход. Внутрифирменная отчетность в таких компаниях также представляется в матричном формате. Стандарт устанавливает, что в таком случае в качестве первичного формата отчетности следует применять отчетность по хозяйственным сегментам. Географические сегменты укладываются во вторичный формат сегментной отчетности.

В конкретной ситуации возможно наилучшим образом раскрыть информацию по сегментам при использовании «матричного представления» сегментной отчетности, при котором и хозяйственным, и географическим сегментам присваивается первичный формат с полным раскрытием всей информации по обоим типам сегментов. Такое раскрытие сегментной информации может быть более уместным для пользователей финансовой отчетности. Следует иметь в виду, что МСФО-14 не требует, но и не запрещает «матричное» представление сегментной отчетности.

Информация по первичному формату отчетности представляется по следующему перечню показателей:

- операционные доходы, включая выручку от продаж (в том числе от внешних клиентов; от других сегментов компании);

- сегментные результаты;

- сегментные активы;

- сегментные обязательства;

Информация о работе Основы сегментной отчётности