Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Целью предпринимательской деятельности предприятий является получение прибыли, которая служит основным источником и предпосылкой расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации бухгалтерского учета и финансов на предприятиях, которое позволит не только укрепить финансовое положение предприятий, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1 Общая характеристика субъектов малого предпринимательства……….5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий..5
1.2 Правовые основы функционирования малых предприятий и основные правила (принципы) бухгалтерского учета……………………………………….8
Глава 2 Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях…………12
2.1 Учетная политика...……………………………………………………………12
2.2 Формы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях………22
2.3 Состав отчетности малых предприятий…..………………………………….32
Заключение….……………………………………………………………………..36
Список литературы..………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БУ.docx

— 65.24 Кб (Скачать документ)
  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

     Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности.

     Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

     К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной  политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации  основных средств, нематериальных и  иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания  выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

   Состав  и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

   Принятая  малым предприятием учетная политика подлежит оформлению соответствующей  организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

   Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого  января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно - распорядительного  документа.

В принятой малым предприятием учетной политике, утвержденной приказом руководителя, определяются:

- рабочий  план счетов бухгалтерского учета;

- формы  первичных учетных документов  для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;

- порядок  проведения инвентаризации;

- методы  оценки видов имущества и обязательств;

- правила  документооборота и технология  обработки учетной информации;

- порядок  контроля хозяйственных операций, а также другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

     Рабочий план счетов бухгалтерского учета на малом предприятии должен содержать  синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и бухгалтерской  отчетности. Он утверждается на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Документирование хозяйственных операций, возникших на малом предприятии, должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Первичные документы по хозяйственным операциям должны удовлетворять следующим требованиям:

- составляться  в момент совершения хозяйственной  операции или сразу после ее  совершения;

- содержать  достоверные сведения о хозяйственных  операциях;

- служить  основанием для формирования  данных в регистрах аналитического  и синтетического учета.

     Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может применять:

- формы,  содержащиеся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, разработанных Росстатом;

- отраслевые  или ведомственные формы;

- самостоятельно  разработанные формы, содержащие  обязательные реквизиты, предусмотренные  Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" (ст. 9) и обеспечивающие  достоверность отражения в бухгалтерском  учете совершенных хозяйственных  операций:

- наименование  документа (формы), код формы. Наименование  документа должно отражать финансово-экономическое  содержание хозяйственной операции, иметь четкое наименование. Документ  может не содержать код формы  или иметь код, установленный  самой организацией и представленный  в ее учетной политике. Наличие  кода формы обязательно в том  случае, если он обрабатывается  автоматизированным способом;

- дату  составления, которая дает возможность  определить конкретную дату совершения  операции, оформленной документом, и необходима для реализации  в бухгалтерском учете принципов  полноты, достоверности, временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности, а также для формирования  данных в налоговом учете. Датой  составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта (например, торгово-закупочного акта, акта о сдаче-приеме выполненных работах и др.) - дата совершения события;

- наименование  организации, от имени которой  составлен документ. Оно позволяет  установить принадлежность первичного  учетного документа к той или  иной организации;

- содержание  хозяйственной операции, которое  должно точно соответствовать  наименованию оформляемого документа;

- измерители  хозяйственной операции (в натуральном  и денежном выражении);

- наименование  должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления, личные подписи и  их расшифровки. В соответствии  с приказом руководителя организации  право подписи документов закрепляется  за определенными должностными  лицами для контроля правомерности  совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах  должны быть расшифровки их  подписей. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном  документе, отсутствует, его может  подписывать лицо, являющееся исполняющим  обязанности или заместитель  этого должностного лица. В таком  случае обязательным является  указание фактической должности  лица, подписавшего документ, и его  фамилии.

     Отсутствие  в первичном учетном документе  реквизитов, определенных законодательством  о бухгалтерском учете, считается  нарушением правил бухгалтерского учета  со стороны малого предприятия.

     Определяя порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств малого предприятия, следует руководствоваться  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина  России от 13.06.1995 N 49н. В соответствии с ними инвентаризации должно подлежать  все имущество малого предприятия  независимо от его местонахождения  и все виды обязательств. Это осуществляется в целях контроля сохранности имущества и приведения в соответствие состояния расчетов, формирования достоверных данных в бухгалтерском учете и отчетности.

Проведение  инвентаризации на предприятиях малого бизнеса обязательно:

- при  передаче имущества организации  в аренду, при его выкупе, продаже  и в других предусмотренных  законодательством случаях;

- перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности (кроме имущества, инвентаризация  которого проводилась не ранее  1 октября отчетного года). При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;

- при  смене материально ответственных  лиц;

- при  установлении фактов хищений  и порчи ценностей;

- в случае  стихийных бедствий, пожара, аварий  и т.п.;

- при  ликвидации (реорганизации) организации  перед составлением ликвидационного  (разделительного) баланса и в  других предусмотренных законодательством  случаях.

     Для проведения инвентаризации малое предприятие  в приказе руководителя должно утвердить  состав постоянно действующей и  рабочей инвентаризационных комиссий, формы и сроки проведения плановых и внезапных инвентаризаций по каждому  виду имущества и обязательств организации.

     Методы  оценки видов имущества и обязательств, используемые малым предприятием, должны соответствовать их совокупности, разрешенной  соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

     Правила документооборота на малом предприятии  реализуются с помощью разрабатываемого графика документооборота, который  необходим для упорядочения работы по составлению и контролю первичных  учетных документов, формируется  в виде схемы или отдельного приказа  руководителя и включает перечень работ  по составлению, проверке и обработке  документов, выполняемых исполнителями  с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения. График разрабатывается в соответствии с требованиями, содержащимися в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105.

   Контроль  соблюдения графика ведет главный  бухгалтер организации, а лица, составившие  и подписавшие первичные учетные  документы, несут ответственность  за соблюдение графика, своевременное  и качественное составление документации, за выполнение временных критериев  по передаче документов для целей  бухгалтерского учета, отчетности и  налогообложения, а также достоверность  сведений, содержащихся в них.

   Изменение учетной политики организации может  производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией,  изменением видов деятельности и т.п.

   Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

   Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения

   В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую  информацию:

- причину  изменения учетной политики;

- содержание  изменения учетной политики;

- порядок  отражения последствий изменения  учетной политики в бухгалтерской  отчетности;

- суммы  корректировок, связанных с изменением  учетной политики, по каждой статье  бухгалтерской отчетности за  каждый из представленных отчетных  периодов, а если организация  обязана раскрывать информацию  о прибыли, приходящейся на  одну акцию, - также по данным  о базовой и разводненной прибыли  (убытку) на акцию;

- сумму  соответствующей корректировки,  относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным  в бухгалтерской отчетности, - до  той степени, до которой это  практически возможно. 

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях