Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Целью предпринимательской деятельности предприятий является получение прибыли, которая служит основным источником и предпосылкой расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации бухгалтерского учета и финансов на предприятиях, которое позволит не только укрепить финансовое положение предприятий, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1 Общая характеристика субъектов малого предпринимательства……….5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий..5
1.2 Правовые основы функционирования малых предприятий и основные правила (принципы) бухгалтерского учета……………………………………….8
Глава 2 Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях…………12
2.1 Учетная политика...……………………………………………………………12
2.2 Формы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях………22
2.3 Состав отчетности малых предприятий…..………………………………….32
Заключение….……………………………………………………………………..36
Список литературы..………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БУ.docx

— 65.24 Кб (Скачать документ)

     Малое предприятие может вести Книгу  учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой  учет операций ведется весь отчетный год. В последнем случае Книга  учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а  также оттиском печати организации.

     Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета.

Эта форма  указывается в статье для отражения  целостной картины, нежели для практического  применения. Следует признать, что  в условиях повсеместной компьютеризации  и повышенных требований к эффективности  организации бухгалтерского учета  на малых предприятиях она является устаревшей, очень трудоемкой и почти  не находит применения на практике. Возможно по этим причинам, она не вошла  в список форм бухгалтерского учета, упомянутых Типовыми рекомендациями.

     Книга учета доходов и расходов.

     Ещё одну форма учета, которую могут  использовать малые предприятия, введена  в текущем году. Использовать ее могут организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ. Они  ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном вышеупомянутой главой, и освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета за исключением учета основных средств  и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухучете).

НК РФ обязывает организации, перешедших на упрощенную систему налогообложения, вести налоговый учет показателей  своей деятельности, необходимых  для исчисления налоговой базы и  суммы налога, на основании книги  учета доходов и расходов (п. 1 ст. 346.24 НК РФ).

     В отличие от всех предыдущих форм бухгалтерского учета, данная книга не предполагает отражение хозяйственных операций методом двойной записи. Записи в  ней производятся накопительно. Причем их объем зависит от выбранного объекта  налогообложения.

     Если  в качестве такового выбраны доходы, то учитываются лишь доходные хозяйственные операции. Расходные операции в этом случае в книге не отражаются вообще.

     Если  же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным  способом отражают все доходные и  расходные хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Причем заносятся данные по всем поступившим  доходам и произведенным расходам (графы 4 и 6 книги), из которых затем  выделяются доходы и расходы, учитываемые  при расчете единого налога (графы 5 и 7 соответственно).

     Данные  организации ведут учет основных средств и нематериальных активов  в порядке, предусмотренном законодательством  РФ о бухучете. Связано это с  тем, что одним из возможных случаев  потери права на использование упрощенной системы является превышение величины остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, находящегося в собственности налогоплательщика, суммы в 100 000 000 руб. (п. 4 ст. 346.13). При вводе в эксплуатацию объектов должны использоваться унифицированные формы первичных документов по учету основных средств (утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7) и нематериальных активов (утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). Для учета же сумм начисленной амортизации (остаточной стоимости) можно использовать несколько доработанную ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1), вводимую Типовыми рекомендациями.

     Книгу учета доходов и расходов открывается  на один календарный год. Её можно  вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

При ведении  книги в «бумажном» варианте ее листы  нумеруется, прошнуровывается и на последнем из них указывается  их число в книге. Все это подтверждается подписью руководителя организации  и печатью организации. До начала ведения книги она представляется в налоговую инспекцию, где ее заверяют подписью должностного лица инспекции и скрепляют печатью.

   Если  же книга ведется в электронном  виде, то по окончании отчетного (налогового) периода она выводится на бумажные носители. По итогам же налогового периода  с выведенными листами книги  производятся вышеупомянутые операции:

  • брошюровка;
  • прошивка;
  • нумерация листов.

   Напомним, что организации теряют право  применять упрощенную систему налогообложения  также и в случае, когда его  доход с начала отчетного (налогового) периода превысит 15 000 000 руб.

Потеря  права на использование упрощенной системы налогообложения или  же отказ от ее применения по окончании  календарного года повлечет за собой  обязанность ведения бухгалтерского учета в обычно установленном  порядке.  

2.3 Состав  отчетности малых предприятий

    Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам.

    Формы бухгалтерской отчетности, как отражение  финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяют ответить на вопрос, как сработала организация  за прошедший период времени. Они  отражают информацию о прибыльности организации (отчет о прибылях и  убытках) и имеющихся у нее  ресурсах (бухгалтерский баланс).

    Министерство  финансов РФ приказом № 67н утвердило  рекомендованные формы бухгалтерской  отчетности. К сожалению, данный факт практически всегда игнорируется большинством бухгалтеров. Однако именно разработка собственных форм бухгалтерской отчетности является первым шагом на пути к эффективному управлению организацией.

    Грамотный бухгалтерский отчет не только должен содержать всю необходимую информацию, но и не должен содержать ненужных показателей, перегружая пользователя бесполезными данными. Специфика же деятельности субъектов малого бизнеса такова, что в типовых формах отчетности, как правило, оказывается заполненной не более половины из всей совокупности показателей. Поэтому неудивительно, что руководителю организации затруднительно и неинтересно читать бухгалтерские отчеты. Поэтому любая бухгалтерская программа, если она не адаптирована к потребностям конкретной организаций, является ни чем иным, как еще одним инструментом для исчисления налогов.

    Вся система нормативного регулирования  бухгалтерской отчетности начинает работать, только когда отчетность представляется внешним пользователям. Согласно ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам  ее имущества, а также территориальным  органам государственной статистики по месту их регистрации». Следовательно, необходимость руководствоваться нормативными актами по бухгалтерскому учету при составлении бухгалтерской отчетности возникает только тогда, когда указанная отчетность представляется внешним пользователям.

    Пункт 8 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности (утверждены приказом № 67н) гласит: «При разработке и принятии формы бухгалтерского баланса (форма  № 1) рекомендуется применять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма № 1), приведенных в образце  его формы». Состав разделов и групп  статей баланса приведен в п. 20 ПБУ 4/99, там же приведены и названия статей, которые могут быть использованы при разработке формы бухгалтерского баланса. При этом согласий п. 6 ПБУ 4/99 «если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил настоящего Положения, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения».

    Состав  бухгалтерской отчетности регламентирован  приказом Министерства финансов РФ № 67н (Приложение 4). В соответствии с  п. 3 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» бухгалтерская отчетность организаций  делится на промежуточную и годовую. Промежуточная отчетность, в свою очередь, может быть месячной и квартальной.

    Согласно  п. 49 ПБУ 4/99 промежуточная отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и  убытках, если иное не установлено учредителями (участниками) организации. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» организации обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, т. е. не позднее 30 марта, 30 июля и 30 октября  по отчетности за I квартал, полугодие и 9 месяцев соответственно.

    Состав  годовой отчетности субъектов малого предпринимательства зависит от того, подлежит ли их отчетность обязательному  аудиту.

    Согласно  Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат организации:

    • имеющие организационно-правовую форму  открытого акционерного общества;

    • объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

    • обязательный аудит в отношении  которых предусмотрен федеральным законом.

    Если  организация подлежит обязательному  аудиту, то ее годовую бухгалтерскую  отчетность составляют:

    1) бухгалтерский баланс;

    2) отчет о прибылях и убытках;

    3) отчет об изменениях капитала;

    4) отчет о движении денежных  средств;

    5) приложение к бухгалтерскому  балансу;

    6) пояснительная записка;

    7) аудиторское заключение.

    Указаниями  об объеме форм бухгалтерской отчетности предусмотрено, что данные организации  могут не представлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу, если отсутствуют соответствующие  данные. Данное условие выполнимо, только если указанная организация не осуществляла деятельность в отчетном периоде.

    Годовая отчетность организации, не подлежащей обязательному аудиту, состоит:

    1) из бухгалтерского баланса;

    2) из отчета о прибылях и убытках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в  силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

    В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Главной задачей малого предприятия является воспроизводство. Возможности воспроизводства напрямую зависят от тех ресурсов, которыми владеет малое предприятие.

    В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Российской Федерации создается в торговле, посредничестве и в сфере услуг. В российской практике, при отнесении предприятий к субъектам малого предпринимательства, следует руководствоваться Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

    При государственной регистрации малые предприятия и физические лица с момента подачи заявления регистрируются и получают соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Цель регистрации – зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика.

    При организации бухгалтерского учета  основным принципом является – максимальное упрощение  процедур  ведения  бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач: обеспечения сохранности имущества; обеспечения эффективности управления ресурсами; исчисления финансового результата деятельности; определения налоговых обязательств.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях