Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:29, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение особенности исчисления и контроля накладных расходов в ОАО «Усатовское» Краснокутского района Саратовской области.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Понятие и классификация накладных расходов;
2. Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
Ежемесячно суммы
Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы», аналитический - по статьям сметы в специальной ведомости. Регистром аналитического учета общехозяйственных расходов является ведомость № 15, которая заполняется по данным разработочных ведомостей, указанных к ведомости № 12. На счетах бухгалтерского учета общехозяйственные расходы отражаются записью:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета:
02 «Амортизация основных средств» - на суммы начисленной амортизации по основным средствам общехозяйственного назначения;
10 «Материалы» - на стоимость материальных ценностей, использованных на общехозяйственные нужды;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы по счетам за выполненные услуги для общехозяйственных нужд;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на суммы начисленной оплаты труда общехозяйственному персоналу, отчислений органам социального страхования и обеспечения;
96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Ремонтный фонд» - на суммы отчислений на ремонт по основным средствам общехозяйственного назначения;
97 «Расходы будущих периодов» - на суммы списанных затрат на подписные издания;
23 «Вспомогательные производства»
50 «Касса» - на суммы мелких платежей наличными на общехозяйственные нужды;
76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» - на суммы страховых платежей (при обязательном страховании) по основным средствам общехозяйственного назначения;
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - на суммы командировочных
расходов и других расходов
подотчетных лиц
76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» - на
суммы платежей по
94 « Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы недостачи потерь материальных ценностей, отнесенных на общехозяйственные нужды.
Списание затрат
По кредиту счета 26 в
течение года ежемесячно или ежеквартально
учтенные суммы в нормативном
или в плановом размере относят
по назначению и включают в себестоимость
продукции основных производств, работ
и услуг вспомогательных
Общехозяйственные расходы не относятся на затраты по орошению, осушению земель, на содержание и использование тракторов и самоходных машин, на текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования, подлежащие последующему распределению, а также на общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пекарни, детские учреждения.
В конце года распределению подлежит сальдо счета, т.е. сумма затрат, учтенных по дебету счета, за вычетом списанных в течение года нормативных (плановых) сумм и поступлений, отраженных по кредиту счета.
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом, кроме организаций, осуществляющие торговую деятельность, используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о ведении указанной деятельности. Такие организации списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».
Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
УЧЕТА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В
ОАО «УСАТОВСКОЕ»
Практическое применение простого “директ - костинга” было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток. Другими словами, отказывались от определения чистого результата по изделиям, центрам ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой списывали постоянные расходы.
По мере внедрения простого “директ - костинга” выяснилось, что некоторые специфические постоянные расходы могут быть отнесены прямо без условного распределения на соответствующие изделия, их группы, центры ответственности, сегменты деятельности, то есть концепция юридического лица постепенно менялась в бухгалтерском учете и возникло понятие полумаржи как разницы маржи и соответствующей суммы прямых постоянных расходов. Понятие полумаржи экономически приближается к понятию финансового результата, ибо характеризует компенсацию косвенных постоянных расходов и получение прибыли.
Второе коренное отличие развитого “директ-костинга” от простого в том, что модель “затраты - выпуск” стала действовать не только в центрах ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой “директ-костинг” позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории “полумаржа по уровням” (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по методу развитого “директ-костинга” стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.[19]
Специалисты, занимающиеся вопросами развитого “директ-костинга”, подразделяют сегменты деятельности на две категории:
рентабельности, ответственности);
Внедрение развитого “директ-костинга” привело к отражению в учете нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая система может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам.
Схема включения в себестоимость переменных и прямых постоянных затрат и отражения марж и полумарж по производственным (внутренним) сегментам при развитом “директ - костинге” приведена в таблице 7.
Таблица 7
Внутренние (производственные) сегменты пирамидальной системы |
Затраты, включаемые в себестоимость на каждом уровне |
Расходы, не включаемые в себестоимость на уровне |
Вид маржи, полумаржи |
Единица продукции (ассортимента) |
Переменные затраты |
Все остальные |
Маржа
|
Готовая продукция (участок) |
Переменные затраты плюс специфические прямые постоянные затраты, относимые на продукцию |
То же |
Полумаржа 1 |
Весь ассортимент продукции (цех) |
Переменные затраты плюс специфические прямые, постоянные затраты, относимые на ассортимент продукции |
Все остальные |
Полумаржа 2 |
Предприятие |
Переменные затраты плюс специфические прямые, постоянные затраты предприятия |
То же |
Полумаржа 3 |
Группа предприятий |
Переменные затраты плюс прямые постоянные затраты по группе предприятий |
* |
Полумаржа 4 |
Компания |
Все затраты |
Не включаются |
Прибыль |
Схема включения переменных и постоянных затрат в себестоимость, отражение марж, полумарж и прибыли при развитом “директ - костинге” по сегментам реализации (внешним) представлена в таблице 8.
Таблица 8
Сегменты реализации пирамидальной системы |
Расходы, включаемые в себестоимость на каждом уровне (по каждому сегменту) |
Расходы, не включаемые в себестоимость на этом уровне |
Вид маржи, полумаржи |
Реализованная операция |
Переменные расходы и расходы по реализации |
Все остальные |
Маржа |
Клиент |
Переменные расходы и расходы по реализации плюс специфические прямые |
То же |
Полумаржа 1 |
Торговые представительства |
Переменные расходы и расходы по реализации плюс специфические прямые постоянные затраты по представительству |
* |
Полумаржа 2 |
Зона (район) реализации |
Переменные расходы и расходы по реализации плюс специфические прямые постоянные затраты по зоне (району) реализации |
* |
Полумаржа 3 |
Компания |
Все расходы |
Не включаются |
Прибыль |
Внедрение в практику развитого “директ - костинга” приводит к тому, что предприятия в целях повышения эффективности производства и контроля деятельности центров ответственности все большую часть постоянных расходов прямо относят на себестоимость этих центров.
Разбивка предприятия на сегменты реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение маржи по уровням дает возможность проведения двойного анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию марж по сегментам - продуктам. С другой стороны, обосабливают распределительную деятельность, определяют и анализируют серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической модели “продукт - рынок”. Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке.
Внедрение нормативов в систему “директ - костинга” вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями “единица работы” и “ нормальная деятельность”, использование которых сильно затрудняет учет, но которые, тем не менее необходимы при системе учета полной себестоимости.
В управленческом учете главенствующей становится система нормативов. Определяют не только нормативную себестоимость, но и нормативную выручку, так как это единственное средство соизмерить поступления и расходы и определить нормативную маржу, то есть использовать модель “затраты - выпуск”.
Преимущества развитого “директ-костинга” очевидны. Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и относительно сложным, технологическим процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.
Основные инновации развитого “директ - костинга”:
В основе многостадийности составления отчета о доходах лежит отчет о маржинальном доходе. Примерный отчет о доходах и расходах при системе директ - костинг представлена в таблице 9.
Таблица 9 – Отчет о доходах и расходах, составленный по методу маржинального дохода
№ строки |
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Объем реализованной продукции |
13404 |
2 |
Переменные затраты |
13311 |
3 |
Маржинальный доход (стр. 1 – стр. 2) |
93 |
4 |
Постоянные расходы |
6849 |
5 |
Чистый доход (убыток) (стр. 3 – стр. 4) |
(6756) |
В представленном отчете имеются
две ступени: верхняя – маржинальный
доход и нижняя – чистый доход,
которые заполняются при
Информация о работе Особенности исчисления и контроля накладных расходов в управленческом учете