Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:52, реферат

Описание

Деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которые содержат особенности, отличающие данные предприятия от других коммерческих организаций.

Содержание

1. Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях.
2. Признаки подразделения затрат для целей калькулирования.
3. Основные направления, проведения реформы бухгалтерского учёта согласно Программе реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности.

4. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерское дело!!! печать.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

 

 

1. Особенности  организации бухгалтерского дела  в государственных  унитарных  организациях.

2. Признаки подразделения  затрат для целей калькулирования.

3. Основные направления,  проведения реформы бухгалтерского  учёта согласно Программе реформирования  бухгалтерского учёта в соответствии  с международными стандартами  финансовой отчётности.

 

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях.

Деятельность государственных  и муниципальных унитарных предприятий  регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях», которые содержат особенности, отличающие данные предприятия от других коммерческих организаций.

Унитарные предприятия сохраняются  и действуют на основе государственной  или муниципальной формы собственности. Учредителем этих предприятий является государство, субъект РФ, муниципальное  образование. Имущество принадлежит  унитарным предприятиям на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия могут  быть двух разновидностей с различным  объектом имущественных прав и оперативно-хозяйственной  самостоятельностью:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

 

Различия между ними представлены в табл. 1.

 Таблица 1.  Различия между унитарными предприятиями

Учредитель

Вещное право учредителя

Вещное право юридического лица

Юридическое лицо

1

2

3

4

Государство (Российская Федерация)

Государство (субъект Российской Федерации)

Муниципальное образование

Государство (Российская Федерация)

Государство (субъект Российской Федерации)

Муниципальное образование


Право собственности

 

Право собственности

 

Право собственности

 

Право собственности

 

Право собственности

 

Право собственности


Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

Право оперативного управления

Право оперативного управления


Федеральное государственное  унитарное предприятие

Государственное унитарное  предприятие субъекта Российской Федерации

Муниципальное унитарное  предприятие

Федеральное казенное предприятие

Казенное предприятие  субъекта Российской Федерации

Муниципальное казенное предприятие


       
       

Собственником имущества  унитарного предприятия является государство  или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или  субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками  предприятия.

Унитарное предприятие несет  ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В уставе государственного или муниципального предприятия содержатся сведения о  размере его уставного фонда, а также о порядке и источниках его формирования. Размер уставного  фонда государственного предприятия должен быть не менее чем 5000-кратный МРОТ, уставного фонда муниципального предприятия – не менее чем 1000-кратный размер МРОТ на дату государственной регистрации.

В течение трех месяцев  с момента государственной регистрации  государственного или муниципального предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником  имущества этих предприятий.

Порядок определения состава  имущества, закрепленного за унитарным  предприятием, устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Стоимость имущества, закрепляемого  за унитарным предприятием, при его  учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной  деятельности.

Собственник унитарного предприятия  может не ограничиваться передачей  имущества в уставный фонд. Если передача в хозяйственное ведение  или оперативное управление осуществляется сверх суммы уставного фонда  унитарного предприятия, то такая операция оформляется записями:

  • Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • на стоимость имущества, получаемого сверх суммы уставного фонда при поступлении имущества делается запись: Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет).

Помимо имущества, закрепляемого  за унитарным предприятием собственником  этого имущества, источниками финансирования имущества предприятия являются: целевое бюджетное финансирование, капитальные вложения и дотации  из бюджета; доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности, заемные  средства.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия являются коммерческими организациями, поэтому  органами власти, их создавшими, не предусмотрены  постоянные ассигнования из бюджета  по их текущим расходам. В то же время  государственные и муниципальные  органы власти могут поддерживать стабильное финансовое положение унитарных  предприятий путем целевого бюджетного финансирования, дотаций из бюджета  и ассигнований на капитальные затраты.

Унитарные предприятия могут  приобретать имущество за счет средств, выделяемых им в виде государственной  помощи. Государственная помощь может  быть представлена в форме бюджетных  средств (субвенций, субсидий), бюджетных  кредитов, включая предоставление ресурсов, отличных от денежных средств (земельные  участки, объекты природопользования и т.д.). Учет государственной помощи осуществляется в соответствии с  ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Государственное или муниципальное  предприятие самостоятельно распоряжается  движимым имуществом, принадлежащим  ему на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем ограничены его права  по распоряжению недвижимым имуществом. Продавать недвижимое имущество, сдавать  его в аренду, передавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций государственные  или муниципальные предприятия  могут только с согласия собственника имущества.

В некоторых случаях собственник  изымает имущество унитарного предприятия. При изъятии имущества, внесенного ранее в уставный фонд, производится уменьшение уставного фонда.

В государственном или  муниципальном предприятии может  быть увеличен уставный фонд. Такое  увеличение допускается только после  его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи предприятию  недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления  за ним на праве хозяйственного ведения.

Источниками увеличения уставного  фонда являются имущество, дополнительно  передаваемое собственником, а также  доходы, полученные в результате деятельности государственного или муниципального предприятия.

Решение об увеличении уставного  фонда может быть принято собственником  только на основании утвержденной годовой  бухгалтерской отчетности предприятия  за истекший финансовый год. При этом должно быть соблюдено правило: размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия  с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость  чистых активов, т.е.

Уставный фонд + Резервный  фонд < Чистые активы

Уменьшение уставного  фонда государственного или муниципального предприятия производится:

  • по решению собственника;
  • в соответствии с законодательством.

Собственник имущества вправе уменьшить уставный фонд унитарного предприятия. Но если в результате уменьшения размер уставного фонда окажется меньше установленного законодательством  его минимального размера, решение  об уменьшении уставного фонда не принимается.

В соответствии с действующим  законодательством, собственник имущества  унитарного предприятия обязан уменьшить  его уставный фонд, если по окончании  финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда. При  этом уставный фонд необходимо довести  до размера, не превышающего стоимость  чистых активов предприятия.

Если стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного  фонда, установленного федеральным  законом на дату регистрации предприятия, необходимо восстановить чистые активы до минимального размера уставного  фонда.

Если в течение трех месяцев такое восстановление не произойдет, собственник имущества  государственного или муниципального унитарного предприятия должен принять  решение о ликвидации или реорганизации  предприятия.

Ликвидация унитарного предприятия  влечет за собой прекращение его  деятельности без перехода прав и  обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Если при ликвидации унитарного предприятия установлена его  неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

Реорганизация унитарного предприятия  может быть осуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделения унитарного предприятия на два и несколько унитарных предприятий;
  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

По решению собственника имущества унитарное предприятие  может быть преобразовано в государственное  или муниципальное учреждение.

Преобразование унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством  о приватизации.

Единоличный исполнительный орган унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный  директор), который назначается собственником  имущества предприятия и подчинен ему.

Собственник имущества унитарного предприятия согласовывает прием  на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора, его  изменение и прекращение.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия должна быть утверждена собственником. Отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Аудитора утверждает собственник имущества.

Некоторые особенности создания и  функционирования имеет казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Казенное предприятие создается  на базе государственного или муниципального имущества. Федеральное казенное предприятие  учреждается решением Правительства  РФ. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается  решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Муниципальное  казенное предприятие утверждается решением органа местного самоуправления.

Основания для создания казенного  предприятия:

  1. преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  2. существует необходимость использовать имущество, приватизация которого запрещена;
  3. имеется необходимость осуществления деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализуемых по установленным государственным ценам в целях решения социальных задач;
  4. существует необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  5. необходимо производить отдельные виды продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  6. имеется необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного  предприятия является его устав, который содержит сведения о порядке  распределения и использования  доходов казенного предприятия.

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях