Особенности проведения валютных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей проведения валютных операций в современной экономике, изучить особенности Российского валютного рынка .
В связи с поставленной целью, можно выделить ряд задач:
-изучить сущность валютных операций и их классификацию
- дать характеристику основным принципам и методам проведения валютных операции
-так же, дать определение валютного права, определить порядок совершения валютных операции в России
- рассмотреть механизм валютного регулирования

Работа состоит из  1 файл

введение .docx

— 65.00 Кб (Скачать документ)

В процессе создания эффективной системы валютного регулирования ЦБ РФ исходит из нескольких основных принципов:

  • Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать достижению экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить средством устранения всех сложностей и недостатков, поскольку оно подчиняется макроэкономическому воздействию, определяется общей стратегией и экономической политикой государства.
  • Во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные действия, осуществленные в этой области, могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям. Поведение субъектов хозяйственной деятельности реагирует на любые, даже самые незначительные, меры в области валютного регулирования.
  • В-третьих, валютное законодательство в Российской Федерации находится только в самом начале своего становления. Оно не систематизировано, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно даже для специалистов. Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые часто делаются в пользу регионов, отраслей и даже отдельных организаций, тем эффективнее будет валютная политика государства. Как показала практика, представление льгот не только существенно усложняло работу банковской системы, мешало законодательным органам, делая невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим использованием уже предоставленных льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими, стимулируя иждивенческие настроения у претендентов на льготы.5
  • В-четвертых, не вызывает сомнений необходимость сочетания нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. В этой связи одной из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед Банком России, является участие в создании в максимально короткие сроки комплексной системы государственного валютного контроля, обеспечивающей эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства резидентами и не резидентами в РФ.

Все валютные операции должны осуществляться через уполномоченные банки, получившие в установленном порядке лицензию ЦБ РФ на проведение валютных операций. Уполномоченные банки могут вести текущие счета клиентов в инвалюте, осуществлять не торговые операции (обслуживать клиентов, не проводя расчетов по экспорту и импорту), совершать по поручению клиентов расчеты по экспортно-импортным сделкам и устанавливать с этой целью корреспондентские отношения с иностранными банками (непосредственно или через другой уполномоченный банк, где данный банк имеет свой корреспондентский счет), операции по торговле инвалютой на внутреннем рынке, операции по привлечению и размещению кредитных ресурсов в иностранной валюте внутри РФ, операции на международных кредитных рынках, валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках. Согласно Указу Президента РФ 1444 от 24 сентября 1993 г., Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, главная задача которого — проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством РФ.

В соответствии со ст. 15 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» агенты валютного контроля, основываясь на права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять проверки в сфере валютного законодательства, приостанавливать операции по счетам в банках, действие или лишать резидентов и не резидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций и др.

Таким образом валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяет курс иностранной валюты относительно денежной единицы страны. Валютный рынок является частью финансового рынка страны, существующего наряду с другими видами рынков, такими как рынок ценных бумаг, учетный рынок, рынок краткосрочных кредитов и др.

 

 

 

Глава 2.Правая основа проведения валютных операций

2.1 Понятие и содержание  валютного права

Валютные отношения в их современном  понимании стали складываться относительно недавно, что существенно сказывается  на их правовом регулировании. Именно поэтому проблемы валютного регулирования  и контроля в юридическом аспекте  еще недостаточно изучены. В настоящее  время практически все страны испытывают дефицит правовых норм, регламентирующих национальные валютные отношения, с большими трудностями  происходит ратификация международных  валютно-правовых норм и принципов  международного валютного права. 
При этом следует учитывать, что интенсивное развитие внешнеэкономических связей не только способствует развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, но и обостряет проблему выработки современных правовых механизмов регулирования валютных отношений. 
Рассмотрим некоторые точки зрения ученых-юристов на понятие и содержание валютного права. 
Н.М. Артемов обосновал позицию, согласно которой валютное право следует рассматривать как институт финансового права, а предметом валютного права как института финансового права являются общественные отношения, которые, во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения), накопления и использования валюты, валютных ценностей; во-вторых, предметом которых являются валютные средства; в-третьих, одним из участников которых всегда является государство в лице уполномоченных органов, наделенных общей и специальной компетенцией и властными полномочиями по отношению к другим участникам6

Аналогичной позиции придерживаются Г.А. Тосунян и А.В. Емелин, которые считают, что валютное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу валютных ценностей7

Валютные правоотношения носят  комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения и регулируются Федеральным законом N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", где в ст. 2 указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. 
В немецкой правовой доктрине указывается, что валютное право существует как публичное и частное право, при этом публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право - это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей. Частное валютное право "родилось в Германии... Постепенно оно появилось почти во всех европейских и во многих неевропейских странах"8 Примечательно, что именно в немецкой юриспруденции впервые было сформулировано понятие "международное частное валютное право".

Специфика объекта правового регулирования (валюта и валютные ценности, валютные операции) и субъектного состава (резиденты и нерезиденты) валютных правоотношений свидетельствует о  том, что они имеют конституционно-правовой, финансово-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и международно-правовой характер. При этом финансово-правовые нормы  в регулировании валютных отношений имеют приоритетное значение. В связи с этим следует отметить мнение А.В. Емелина, который подчеркивает важность именно системного подхода к изучению и регулированию валютных правоотношений как возникающих в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения. Такой подход позволит уравновесить финансово-правовую и гражданско-правовую составляющие рассматриваемого института 9Большинство норм российского валютного законодательства имеют публично-правовой характер, но одновременно обладают и частноправовым эффектом. Следует отметить, что действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично-правовые нормы валютного права признаются в российских судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом такого иностранного государства. 
Исторически институт валютного регулирования и валютного контроля зародился в системе финансового права, поскольку валютные отношения складывались исключительно в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, перераспределения и использования валюты и валютных ценностей. С отменой государственной валютной монополии валютные отношения дополнились новыми объектами и субъектами, в результате чего правовое регулирование валютных отношений не могло осуществляться только в рамках одной отрасли права и преимущественно императивными методами. Качественные изменения, затронувшие эти процессы, актуализировали необходимость совершенствования валютного законодательства. В первую очередь, проявилась необходимость уточнения и законодательного закрепления таких ключевых понятий валютного права, как "валюта", "деньги", "валютный курс", "валютная операция", "валютная сделка". Далее публично-правовая природа валютного права обусловила необходимость законодательного закрепления таких понятий, как "валютное регулирование", "валютный контроль", "валютное правонарушение", "валютная ответственность". 
Одновременно некоторые категории валютного права имеют публично-правовую и частноправовую природу. Например, валютное правонарушение - универсальная категория, используемая для целей финансово-правового и гражданско-правового регулирования. В первом случае данный деликт выражает нарушение лицом законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также законодательства об осуществлении валютных сделок. Во втором случае валютное правонарушение характеризует нарушение установленного порядка совершения гражданско-правовых сделок с валютными ценностями. 
Комплексным правовым институтом является и ответственность за нарушения валютного законодательства, включающая административные и уголовно-правовые меры воздействия к правонарушителям. 
Валютное право имеет свой предмет регулирования. Предмет валютного права - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе валютной деятельности государства и осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. 
Правовое регулирование валютных отношений осуществляется на основе общих и специальных методов. Методы валютного права составляют его качественную сторону, поскольку позволяют судить о степени вмешательства государства в валютные отношения, уровне либерализации и открытости финансового рынка для иностранных субъектов, валюты и валютных ценностей других государств. 
Метод валютно-правового регулирования - это обусловленная комплексным характером совокупность специфических юридических признаков валютного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования валютных отношений. 
Методы валютного права обусловлены регулируемыми общественными отношениями, которые, в свою очередь, складываются в процессе валютной деятельности государства или осуществления частными субъектами валютных операций. Учитывая эту специфику, государство применяет различные способы правового воздействия на субъекты валютного права. 
Таким образом, под методом валютно-правового регулирования следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов валютного права. 
Как мы выяснили, валютное право является комплексной отраслью законодательства, состоящей из норм публичных и частных отраслей права. 
Методы валютного права классифицируются на общие и особенные. Общие методы обусловлены юридической природой валютных отношений, их публичным и частноправовым характером. Специальные методы используются в процессе реализации отдельных валютных операций или направлений валютной деятельности государства. 
Императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением валютной деятельности государства, а является выразителем основных особенностей публичных отраслей права в сфере валютного регулирования. 
Кроме императивного метода государство при регулировании валютных отношений использует диспозитивный метод. Названный способ правового регулирования проявляется в установлении гражданским законодательством отдельных правил осуществления валютных операций. 
Рассматривая соотношение императивного метода и метода, основанного на юридическом равенстве сторон, следует отметить, что приоритеты между ними определяются в зависимости от принятой в данном государстве концепции вмешательства в экономику, находящей свое отражение в принципах осуществления валютной политики, принятых в государстве, а также в степени соответствия этих принципов действительности.

 
2.2 Порядок совершения  валютных операций в России

В Российской Федерации провозглашаются  несколько очень важных принципов  валютной политики, свидетельствующих  о том, что эта политика должна строиться прежде всего на основе экономических, рыночных механизмов и инструментов, а не на основе административно-правового (публично-правового) воздействия. В частности, в ст. 3 Федерального закона "О ВРиВК" прямо закреплено, что основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования (п. 1 ст. 3); 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 3). 
Следует обратить внимание, что здесь речь идет о принципах валютного регулирования и валютного контроля как направлении валютной политики, выражающемся в определенных условиях установления валютно-правового режима, т.е. фактически только о валютном регулировании как процессе определения порядка осуществления валютных операций. Что касается валютного контроля как элемента валютной политики, то к нему относится другой принцип, установленный ст. 3 Федерального закона "О ВРиВК", - принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (п. 5 ст. 3). 
Таким образом, посредством законодательного закрепления принципов валютно-правового режима и валютной политики в Российской Федерации должен преобладать диспозитивный метод, а не императивный. Однако в настоящее время вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации не позволяют регулировать валютные отношения исключительно частноправовыми методами. В современных условиях диспозитивный метод правового регулирования валютных отношений не является доминирующим. Он применяется только при условии, что какие-либо валютные отношения не урегулированы императивным методом. Объясняется такое соотношение методов валютного права приобретенным характером ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" над иным законодательством, регулирующим валютные отношения. 
Рассмотрим сочетание диспозитивного и императивного методов регулирования на примере соотношение норм ГК РФ и Закона о валютном регулировании. ГК РФ устанавливает три важные общие нормы: 
- все правоотношения, связанные с валютными ценностями, регулируются в первую очередь Законом о валютном регулировании; 
- право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях; 
- ГК РФ устанавливает приоритет (верховенство) норм Закона о валютном регулировании над общими нормами ГК РФ, т.е. к гражданско-правовым отношениям, усложненным присутствием валютных ценностей, нормы ГК РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам специального (валютного) законодательства. 
Согласно п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. В соответствии со ст. 141 ГК РФ виды имущества, признаваемые валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Эта же статья устанавливает, что право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях. Другая норма ГК РФ (п. 3 ст. 317) устанавливает, что использование иностранной валюты, а также документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке. 
Валютные отношения важны для всего государства в целом, они направлены на обеспечение и поддержание его экономического суверенитета, поэтому их правовое регулирование должно осуществляться как диспозитивным, так и императивным методом. При этом ни валютное регулирование, ни валютный контроль не должны напрямую ограничивать внешнеторговую деятельность, а должны оказывать на нее лишь косвенное влияние через регламентацию платежей и расчетов по внешней торговле. 
Следующей группой методов валютного права являются специальные методы: репатриации валютной выручки, валютных ограничений, установления валютного курса и т.д. 
Таким образом, в Российской Федерации валютное право - это комплексная отрасль российского законодательства, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей, осуществления валютных операций, валютного контроля и привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства.

Информация о работе Особенности проведения валютных операций