Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:47, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо, провести анализ их наличия, движения, технического состояния и эффективности использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты анализа основных средств;
выявить особенности организации бухгалтерского учета основных средств на рассматриваемом предприятии;
провести анализ движения и технического состояния основных средств на примере Гомельского вагонного депо;
изучить анализ интенсивности и эффективности использования основных средств.
Белорусская железная дорога занимает в экономике Республики Беларусь особое место, являясь интегрирующим и организующим элементом во взаимодействии производственных субъектов хозяйствования, обеспечения населения в перевозках. Обладая высокой провозной и пропускной способностью, дорога занимает ведущее место в транспортной системе республики. Одним из преимуществ железнодорожного транспорта является относительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта. Данное преимущество обеспечивается эффективным использованием имеющихся финансовых, материальных и трудовыхресурсов. Исключением не являются и основные средства железной дороги. Эффективное использование основных средств способствует снижению стоимости транспортных услуг, повышает конкурентоспособность железной дороги на рынке транспортных услуг.
Одним из важнейших факторов любого производства являются основные средства. Достижение основной цели предпринимательской деятельности коммерческой организации - получение прибыли - обеспечивается многими факторами, среди которых большое значение имеет модернизация действующих и ввод в эксплуатацию новых основных средств, в том числе оборудования, а также эффективное их использование.
Этот фактор для железнодорожного транспорта особо актуален, так как составляющая основных производственных фондов в имуществе организаций весьма существенна.
Эффективное
использование основных средств
улучшает технико-экономические
Актуальность изучения учета и анализа основных средств заключается в том, что основные фонды являются основой материально-технической базы предприятия, которая необходима для осуществления перевозочного процесса, т.е. от технического состояния и наличия основных средств зависит использование производственной мощности предприятия, объем выпускаемой продукции и конечный финансовый результат.
Цель дипломной работы – изучить особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо, провести анализ их наличия, движения, технического состояния и эффективности использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования в данной работе выбрано Гомельского вагонного депо Транспортного РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Основными целями деятельности вагонного депо являются:
Предметом деятельности вагонного депо является обеспечение технического обслуживания пассажирских и грузовых вагонов.
Длянаписании данной работы исходными даннымипослужили первичные документы и отчетность Гомельского вагонного депо, а также машинограммы по счетам, учетные регистры и другие документы.
Для изучения построения бухгалтерского учета и проведения анализа эффективности основных средств при написании дипломной работы использованы такие приемы экономического анализа, как способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов, наблюдение, сопоставление, абстрактно-логический метод, системный подход, метод обобщения теоретического и практического материала.
Структура данной работы представлена тремя главами.
В первой главе дипломной работы раскрываются теоретические аспекты основных средств,экономическая сущность основных средств, изучены аспекты основных средств, в частности, как объекта бухгалтерского учета и анализа, рассмотрена экономико-правовая характеристика Гомельского вагонного депо Транспортного РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Вторая глава раскрывает вопросы бухгалтерского учета основных средств. В ней детально рассматриваются специфические особенности учета движения основных средств и их восстановления,изучена методика расчета и учета амортизационных отчислений, разработаны мероприятия и предложения по совершенствованию и рационализации бухгалтерского учета основных средств на Гомельском вагонном депо.
В третьей главе проведен анализ структуры, динамики, движения и технического состояния основных средств, показателей эффективности использования основных средств и влияющих на них факторов, а также выявлены резервы улучшения использования основных средств, использование которых позволит предприятию нарастить объемы выполняемых работ, сократить себестоимость и тем самым привлечь дополнительных заказчиков.
При выполнении дипломной работы использовалась теоретическая и методическая литература по экономике предприятия, финансовому менеджменту, анализу финансово-хозяйственной деятельности, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок отражение операций, осуществляемых с основными средствами, периодическая печать. Так, при написании даннойработыосновными источниками послужили труды таких авторов как И. В. Новикова, О.И. Волков, Савицкая Г. В.,ГизатуллинаВ. Г., Панкова П. Я., Папковская П. Я., Липатова О. В.,а также нормативная база в области учета и анализа основных средств, в частностиИнструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77), Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами от 20 декабря 2001 г. №127 (в редакции от 25 июня 2010г. №77). Кроме того были использованы статьи из периодической печати, а именно из журналов «Налоги Беларуси», «Бухгалтерский учет и анализ», «Главный бухгалтер».
Исследование вагонного депо с точки зрения организации и ведения бухгалтерского учета основных средств, а также проведение анализа эффективности их использования позволит нам оценить рациональность построения учета, полноту и правильность отражения операций с основными средствами, а также изыскать резервы повышения эффективности использования основных средств и разработать рекомендации по рационализации бухгалтерского учета и мероприятия по реализации выявленных резервов.
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ
1.1 Экономическая сущность основных средств, их состав
и классификация
Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них согласно современной экономической теории обычно выделяются четыре основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Материально-вещественная форма капитала воплощается в основных средствах предприятия, с помощью которым осуществляется воздействие на предметы труда с целью получения конечной готовой продукции (работ, услуг). Без основных средств не может существовать ни одно предприятие, поэтому они играют важную роль в производственном процессе и в деятельности предприятия в целом.
Объекты основных средствсоставляют основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги и выполняются работы. Основные средства занимают основной удельный вес в общей сумме основного капитала хозяйствующего субъекта и принимают непосредственное участие при производстве продукции (работ, услуг). От их количества, стоимости, качественного состояния, эффективности использования и многих других факторов во многом зависят конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
Для осуществления перевозок грузов и пассажиров и обеспечения нормальной работы многочисленных организаций железнодорожного транспорта необходимо располагать основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять.Основных средств железнодорожного транспорта выполняют основную роль в перевозочном процессе, характеризуют производственную мощность всех структурных подразделений, входящих в ее состав, обуславливают объем перевозок и погрузо-разгрузочных работ, уровень производительности труда.
Понятие основных средств появилось не сразу, его синонимами являлись такие понятия как капитал, средства производства, основные фонды. Поэтому следует рассмотреть многовариантность употребления этих терминов различными экономистами в разные периоды времени.
В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно как используется понятие капитала. Под капиталом понимают все, что приносит или способно приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования завода, фабрики, накопленной суммы денег, произведений искусства, таланта инженера и т.д. Нетрудно увидеть общее во всех приведенных примерах: капитал – это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ, это главный элемент производства, выступающий в многообразных формах.
Первую попытку научного анализа капитала предпринял Аристотель. Он ввел понятие «хремастика» (хрема–имущество, владение), подкоторой понимал искусство обеспечения достатка, или деятельность, направленную на накопление богатства, получение прибыли, вложение и накопление капитала. Поскольку в античном мире важную роль играл торговый и ростовщический капитал, то целью торговой деятельности было неограниченное накопление богатства, постоянное увеличение капитала.
Классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо отождествляли капитал с накопленным трудом, запасом (машин, инструментов, сырья, одежды, еды, денег и т. п.). Правда, А. Смит к капиталу относил только ту часть запасов, которая предназначена для дальнейшего производства и приносит доход, и утверждал, что труд –единственный источник стоимости только в условиях простого товарного производства, а при капитализме к таким источникам относятся и другие факторы, в частности, капитал. Эта мысль получила свое логическое завершение в теории трех факторов производства Ж. Б. Сэя. А. Смит и Д. Рикардо в выяснении сущности капитала по сравнению с Аристотелем сделали шаг назад.
К. Маркс определил капитал как стоимость, приносящую прибавочную стоимость. Рыночное производство без прибыли невозможно, поэтому капитал действительно представляет собой самовозрастающую стоимость. Во-вторых, К. Маркс определяет капитал как экономическое отношение, причем отношение эксплуатации. Капитал может приносить прибыль и "самовозрастать" только находясь в движении. В процессе использования ресурсов, между людьми возникают определенные отношения, но не обязательно отношения эксплуатации. Скорее это отношения между экономическими агентами в ходе создания материальных благ и услуг.
В современной экономической науке капитал рассматривается как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал (с небольшим отклонением такого определения придерживается Л. Вальрас, И. Фишер).
Многие американские экономисты (Д. Хайман, П. Хейне, П. Самуэльсон и др.)определяют капитал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. При этом физический капитал рассматривается как машины, здания, сооружения, передаточные устройства, запасы сырья и человеческий капитал.
Если исключить из
Составляющие
капитала, идущие на организацию производства,
играют различную роль в создании
стоимости и прибавочной
Если постоянный капитал рассматривать только с точки зрения материально-вещественного содержания, то он предстает в форме основных фондов.
Любой процесс
труда включает в себя два основных
компонента: средства производства и
рабочая сила. Средства производства
в свою очередь делятся на предмет
труда и средства труда Средства
труда в экономике принято
называть основными средствами труда
или основными фондами
Основные средства –это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Информация о работе Особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо