Отчет о движении денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение содержания отчета о движении денежных средств.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

рассмотреть назначение и роль отчета о движении денежных средств, его нормативное регулирование;
изучить технику построения отчета о движении денежных средств, его структуру;
проанализировать типичные ошибки составления отчета о движении денежных средств.
Объектом исследования является движение денежных средств.

Предметом изучения является отчет о движении денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

отчет о дв ден срВ РАЗРАБОТКЕ.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

     Введение 

           Бухгалтерская финансовая отчетность  является «лицом»  любого предприятия.  Она представляет собой систему  данных об имущественном и  финансовом положении организации  и результатах ее хозяйственной  деятельности. То есть бухгалтерская  отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важным целям экономического производства: получение прибыли и сохранение капитала.

           Бухгалтерская отчетность ─ это  единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. 

           Пользователями  такой информации  являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия. Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.

          Данные  бухгалтерской отчетности служат основными  источниками информации для анализа финансового состояния  предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.

           Актуальность темы «Отчет о движении денежных средств» заключается в том, что достаточно важным моментом является характеристика и анализ движения денежных средств предприятий, поскольку данная информация позволяет оценить способность организации управлять денежными потоками в условиях многовариантности  экономической действительности, понять изменения в чистых активах, проанализировать направления денежных потоков и их объем.

           Целью написания данной курсовой  работы является изучение содержания отчета о движении денежных средств.

     Основными задачами данной курсовой работы являются:

  • рассмотреть назначение и роль отчета о движении денежных средств, его нормативное регулирование;
  • изучить технику построения отчета о движении денежных средств, его структуру;
  • проанализировать типичные ошибки составления отчета о движении денежных средств.

       Объектом  исследования является движение денежных средств.

     Предметом изучения является отчет о движении денежных средств.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты отражения информации в отчете о движении денежных средств 

     1.1. Назначение и роль отчета о  движении денежных средств

      

           Отчет о движении денежных  средств - одна из основных  форм финансовой отчетности, в  которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании. Отчет о движении денежных средств дополняет балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Балансовый отчет отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец учетного периода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов финансовой отчетности - денежными средствами - от одной даты балансового отчета до другой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности компании за период; и эта деятельность является основным фактором, который изменяет состояние денежных средств, отражаемых в отчете о движении денежных средств. Информация о движении денежных средств предприятия полезна тем, что она предоставляет пользователям финансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и их эквиваленты [22, с. 116].

           В издании Корниенко С.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность [22, с.117] определено, что отчет о движении денежных средств содержит информацию, которая бывает полезна при оценке финансовой гибкости фирмы. Финансовая гибкость - это способность фирмы генерировать значительные суммы денежных средств с тем, чтобы своевременно реагировать на неожиданно возникающие потребности и возможности. Информация о движении денежных средств за прошлые периоды, особенно о движении денежных средств от основной деятельности, помогает оценить финансовую гибкость. Оценка способности фирмы пережить, например, неожиданное падение спроса может включать в себя анализ движения денежных средств от основной деятельности за прошлые периоды. Чем значительнее потоки денежных средств, тем выше окажется способность фирмы выдержать неблагоприятные изменения экономических условий.

           Некоторые инвесторы и кредиторы считают отчет о движении денежных средств полезным при оценке «качества» доходов фирмы. Определение доходов при учете по методу начислений требует множества бухгалтерских проводок, связанных с начислением, отражением сумм, относящихся к будущим отчетным периодам, распределением и оценкой. Такие корректировки и процедуры делают процесс определения дохода более субъективным, чем хотелось бы некоторым пользователям финансовой отчетности. Такие пользователи полагаются на более объективную оценку эффективности, чем чистая прибыль, - на движение денежных средств от основной деятельности. С точки зрения таких пользователей, чем выше этот показатель, тем выше «качество» дохода. Именно поэтому в международной практике учета отчет о движении денежных средств получил широкое применение. Отчет о движении денежных средств пришел на смену отчету об изменениях финансового положения. Отчет об изменениях финансового положения на протяжении нескольких лет представлял собой обязательную форму финансовой отчетности, отражавшую информацию об источниках и использовании средств фирмы. При подготовке отчета об изменениях финансового положения фирмы были вправе самостоятельно решать, будут ли они определять фонды как оборотный капитал (оборотные активы минус текущие обязательства), или как денежные средства. Изначально, большинство фирм готовили отчет, основываясь на оборотном капитале. Тот факт, что такой формат не удовлетворял многих пользователей, вынудил фирмы перейти на денежный формат представления. Отчет об изменениях финансового положения, составленный в денежном формате, был, по сути, во многом схож с применяемым в настоящее время отчетом о движении денежных средств, и завершил собой переход от отчетности, основанной на оборотном капитале, к отчетности, основанной на денежных средствах.

           В настоящее время в соответствии  с МСФО отчет о движении  денежных средств признается  в качестве основного финансового  отчета и его следует представлять  за каждый период, в котором  представляется финансовая отчетность. Помимо этого отчета полный комплект финансовой отчетности содержит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, а также информацию об учетной политике и примечания к финансовой отчетности. Все вышеперечисленные отчеты взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как описывают различные аспекты одной и той же финансово-хозяйственной деятельности компании и имеют одну и ту же цель - дать пользователям отчетности наиболее полную информацию о компании для принятия экономических решений.

           Отчет о движении денежных  средств рассматривается как  приложение к годовой бухгалтерской  отчетности и его не обязательно  представлять в системе промежуточной  бухгалтерской отчетности.

           Таким образом, отчет о движении  денежных средств предоставляет информацию, которая полезна как внутренним, так и внешним пользователям. С ее помощью они могут оценить, как предприятие создает и использует денежные средства, способно ли оно производить достаточно денежных средств, чтобы погасить свои текущие обязательства, выплачивать дивиденды, приспосабливаться к меняющимся условиям. Кроме того, данная информация позволяет определить требуется ли предприятию дополнительное финансирование, иная дивидендная политика, и т.д. В этом и заключается большая значимость отчета о движении денежных средств, как в российской, так и зарубежной практике бухгалтерского (финансового) учета. 
 

     1.2. Нормативное  регулирование бухгалтерской  отчетности  в России

      

          Переход на рыночные условия  хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России. Это, прежде всего, связано с тем, что бухгалтерская отчетность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта (пользователя) рынка необходимой ему финансовой информацией. Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.

          Первый  уровень образуют федеральные  законы, указы президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности. Основным нормативным актом на данном уровне является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава ІІІ «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13—17. Этот закон вступил в действие 21 ноября 1996 г. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 конституции). Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.

          К нормативным документам первого   уровня относятся также Гражданский   кодекс Российской Федерации,  в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

          В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учете», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учета.

          Второй уровень составляют положения  (стандарты) бухгалтерского учета.  К числу таких документов, прежде всего, относится Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчетности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Минфином России.

     Содержание  ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных  как в Законе «О бухгалтерском  учете», так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности. Следует  подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистического наблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99.

          Третий  уровень включает документы,  на основе которых, по существу, установлен порядок формирования  и составления бухгалтерской  отчетности. К ним относятся методические  рекомендации, инструкции, приказы Минфина России, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой:

  • Приказ Минфина РФ от 28.07.1995 N 81 (ред. от 23.01.2001) "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации", раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации;
  • Приказ Минфина РФ от 28.11.1996 N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.12.1996 N 1209);
  • Приказ Минфина РФ от 30.12.1996 N 112 (ред. от 12.05.1999) "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности";
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023);
  • Приказ Минфина РФ от 12.01.2001 N 2н (ред. от 06.12.2002) "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций".

          Четвертый уровень нормативного  регулирования бухгалтерской отчетности  включает указания, инструкции и  другие документы в рамках  учетной политики самих хозяйствующих  субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

          Движение денежных средств в  Российской Федерации регулируется  следующими основными нормативными  документами:

  • Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
  • Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 25.12.2007) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788);
  • Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (ред. от 26.02.1996) "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с "Порядком ...", утв. ЦБ РФ 22.09.1993 N 40);
  • "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 N 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47)
  • Указание ЦБ РФ от 03.12.1997 N 51-У (ред. от 22.02.1999) "О введении новых форматов расчетных документов";
  • Указание ЦБ РФ от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами".

Информация о работе Отчет о движении денежных средств