Автор работы: Наталья Шиханова, 30 Июля 2010 в 14:29, курсовая работа
Нами выполнена курсовая работа на тему «Отчет о прибылях и убытках: порядок составления и анализ эффективности деятельности организации». Работа состоит из теоретической и практической части.
Цель нашей работы заключается в изложении методики составления отчета о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности), принятой в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в задачи входит определение влияния положений по бухгалтерскому учету на составление отчета о прибылях и убытках, раскрытие схемы построения формы № 2, построчное объяснение составления данной формы бухгалтерской отчетности. Все перечисленные задачи относятся к теоретической части работы. В практической части мы проводим факторный анализ прибыли до налогообложения с учетом инфляции на основе отчета о прибылях и убытках торгового предприятия ООО «Квадрат».
Объектом исследования курсовой работы являются доходы и расходы организации, включаемые в отчет о прибылях и убытках и участвующие в формировании финансового результата.
Период исследования - с 1 января по 31 марта 2008 и аналогичный период предыдущего года.
При написании данной работы мы руководствовались Федеральным законом «О бухгалтерском учете», приказами Министерства финансов РФ, положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Другими источниками информации стали учебные пособия по бухгалтерской (финансовой) отчетности и по ее анализу, а также статьи экономистов и бухгалтеров в периодических изданиях.
Введение 3
Схема построения отчета о прибылях и убытках в России 4
Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках с положениями
по бухгалтерскому учету 9
Техника составления отчета о прибылях и убытках в России 21
Факторный анализ прибыли до налогообложения с учетом
инфляции 29
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 36
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы;
сумма уценки активов;
перечисление средств
(взносов, выплат и т.д.), связанных
с благотворительной
прочие расходы.
Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
Представим
схематично на таблице 2 прочие доходы
и расходы.
Таблица 2 – Состав прочих доходов и расходов организации
ДОХОДЫ | РАСХОДЫ |
Арендные платежи | Расходы по аренде |
Платежи за пользование интеллектуальной собственностью | Расходы по передаче прав пользования интеллектуальной собственностью |
Доходы от участия в уставных капиталах | Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций |
Прибыли, полученные от участия в совместной деятельности без образования юридического лица | Убытки, полученные от участия в совместной деятельности без образования юридического лица |
Поступления от продажи основных средств и прочего имущества | Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием имущества |
Проценты
за предоставленные займы и |
Проценты за использованные займы и кредиты |
Проценты по депозитам | Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями |
Штрафы, пени, неустойки к получению | Штрафы, пени, неустойки к выплате |
Активы, полученные безвозмездно | Активы, переданные безвозмездно |
Поступления в возмещение убытков | Возмещение убытков |
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году | Убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году |
Прибыли от списания кредиторской задолженности | Убытки от списания дебиторской задолженности |
Положительные курсовые разницы | Отрицательные курсовые разницы |
Сумма дооценки активов | Сумма уценки активов |
Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности | Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности |
Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) - в порядке, аналогичном для признания доходов от обычных видов деятельности. При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником;
суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, - в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
суммы
дооценки активов - в отчетном периоде,
к которому относится дата, по состоянию
на которую произведена
иные поступления - по мере образования (выявления).
Раскрытие информации о доходах и расходах организации в бухгалтерской отчетности регламентировано ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы, а расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.
Выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности, а также показывается соответствующая каждому виду доходов часть расходов.
Прочие доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, а прочие расходы могут не показываться развернуто по отношению к соответствующим доходам когда:
а) соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
б) доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;
б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;
расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).
При расчете налога на прибыль бухгалтер должен опираться на ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Смысл данного ПБУ заключается в том, что каждая сумма, которая по-разному отражается в бухгалтерском и налоговом учете, должна быть учтена при корректировке "бухгалтерского" налога на прибыль, ведь согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" в бухгалтерском учете все расходы, понесенные в течение года, отражаются на счетах 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки". И соответственно учитываются при расчете прибыли или убытка, получаемого в результате сопоставления дебетового и кредитового оборота по счету 99 "Прибыли и убытки" на конец каждого отчетного периода.
В
налоговом учете расходами
Аналогичная ситуация складывается и с доходами - их состав в бухгалтерском и налоговом учете не всегда одинаков. Поэтому корректировать прибыль нужно еще и в случае, когда в одном учете (бухгалтерском или налоговом) поступления включили в доходы, а в другом – нет [17].
В этой главе нашей курсовой работы мы подробно рассмотрим порядок заполнения отчета о прибылях и убытках в России.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
По строке 010 указывают доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. Это выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг [5]. Из суммы доходов исключают косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортные пошлины).
2.
Себестоимость проданных
По строке 020 отражают расходы по обычным видам деятельности, доходы от которых отражены по строке 010 формы N 2. Сумму по строке 020 записывают в круглых скобках.
Расходы по обычным видам деятельности - это затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров [5].
Производственные фирмы указывают по этой строке себестоимость проданной готовой продукции.
Торговые фирмы указывают по этой строке покупную стоимость товаров, которые были проданы в отчетном периоде.
Организации, выполняющие работы (оказывающие услуги), указывают по строке 020 все расходы, понесенные при выполнении работ (оказании услуг) и относимые на себестоимость.
Для заполнения этой строки используют данные, отраженные по дебету субсчета 90-2.
3. Валовая прибыль
В строке 029 указывают валовую прибыль организации. Она определяется как разница между строкой 010 и строкой 020. Если организация получила отрицательный результат, то в строке 029 бухгалтер должен указать его в круглых скобках.
4. Коммерческие расходы
По строке 030 необходимо отразить:
- производственным предприятиям - расходы, которые связаны со сбытом продукции;
- торговым организациям - издержки обращения.
Для заполнения этой строки необходимо использовать оборот по кредиту счета 44 "Расходы на продажи" в корреспонденции со счетом 90-7 "Коммерческие расходы".
К коммерческим относятся следующие виды расходов:
- на рекламу продукции (работ, услуг);
-
на оплату вознаграждения
- на транспортировку продукции до места назначения;
-
на погрузо-разгрузочные
- на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации.
Сумму коммерческих расходов (издержек обращения) указывают в круглых скобках.
5. Управленческие расходы
Торговые организации включают управленческие расходы в состав издержек обращения и учитывают на счете 44, поэтому в строке 040 у торговых организаций всегда ставится прочерк. Производственные предприятия учитывают управленческие расходы на счете 26 "Общехозяйственные расходы". К ним относятся следующие виды расходов:
-
заработная плата
- оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг;
- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
-
сумма начисленной амортизации
и расходы на ремонт основных
средств управленческого и
Если
учет готовой продукции (работ, услуг)
ведется по сокращенной себестоимости,
то общехозяйственные расходы