Отчет по практике в ГУ Центре Занятости Населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 07:20, отчет по практике

Описание

К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Работа состоит из  1 файл

Отчет.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

  Что касается сущности рынка труда, то он рассматривается как система экономических отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы в условиях определенного соотношения спроса и предложения рабочей силы.

  Характеризуя занятость населения, мы можем увидеть, что переход к рынку в России сопровождался радикальными изменениями в модели функционирования занятости, которые нашли свое выражение в отходе от модели всеобщей занятости, присущей централизованно управляемой рыночной экономикой, и государственных гарантий занятости к модели оптимальной занятости, принимающей в той или иной стране различные модификации в зависимости от уровня ее развития и государственной экономической политики.

  Занятость трактуется как многогранное экономическое понятие, которое можно рассматривать как со стороны субъектов занятости, классифицируя занятое население по статусу и месту в воспроизводстве общественного продукта с выделением работодателей, наемных работников, лиц, работающих за свой счет, членов производственных кооперативов и помогающих членов семьи и других работников, а также по сфере приложения рабочей силы – конкретной отрасли экономики или вида экономической деятельности.

  Это дает основание исследовать занятость как производственный ресурс экономического роста, а также как его социальную составляющую, и предопределило тот факт, что защите и содействию занятости уделяется первостепенное значение, как на национальном, так и на международном уровне.

  Иными словами, занятость представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и кончая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения.

Наконец, нельзя игнорировать и влияние на состояние  занятости в отдельных странах  механизмов глобальной экономики, вызывающих глубокие и устойчивые дисбалансы, проявляющиеся в негативных социальных измерителях.

 

III. Функции Центра занятости. 

3.1. Регистрирует  граждан в целях поиска подходящей  работы и безработных граждан; 

3.2. содействует  гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 

3.3. информирование  населения и работодателей о  положении на рынке труда; 

3.4. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессия), трудоустройства, профессионального обучения; 

3.5. психологическая  поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации  безработных граждан; 

3.6. осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке безработными; 

3.7. организация  проведения оплачиваемых общественных  работ; 

3.8. организация  временного трудоустройства безработных  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, безработных  граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте  от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; 

3.9. социальная  адаптация безработных граждан  на рынке труда; 

3.10. содействие  самозанятости безработных граждан; 

3.11. выдача предложений  для получения работодателями  заключений о целесообразности  привлечения и исполнения иностранных  работников; 

3.12. содействие  гражданам в переселении для   работы в сельской местности; 

3.13. участвует  в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; 

3.14. реализует  программы, предусматривающие мероприятия  по содействию занятости населения  , включая программы содействия  занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 

3.15. осуществляет  функции получателя бюджетных  и внебюджетных средств, предусмотренных   на содержание Центра занятости  и реализацию возложенных на  него функций; 

3.16. участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы; 

3.17. обобщает  практику применения законодательства  о занятости, трудовой миграции, готовит  предложения по их  совершенствованию; 

3.18. формирует  предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной  поддержке безработных граждан, содержанию Центра занятости 

3.19.обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 

3.20. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение  обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы; 

3.21. выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке; 

3.22. осуществляет профессиональную подготовку работников Центра занятости, их переподготовку,  повышение квалификации и стажировку; 

3.23. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов, на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости.

  Снижение численности занятого населения при одновременном заметном старении населения в трудоспособном возрасте. Имеются также тревожные свидетельства ухудшения здоровья населения и роста смертности мужчин в работоспособном возрасте.

  Структурные сдвиги занятости свидетельствуют о снижении удельного веса работников в сфере материального производства и росте удельного веса занятых в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте транспортных средств, бытовой техники и предметов личного пользования, в сфере финансов, кредита и страхования, а также в управлении.    Одновременно наблюдается резкое абсолютное и относительное снижение занятых в науке и научном обслуживании и в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. В период с 1990 по 2004 гг. численность занятых в машиностроении сократилась на 5 млн. человеке, в лесной и деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 1,1 млн. человек.

  На основе анализа структурных сдвигов в занятости, выявлена тенденция определенного роста численности занятых в сфере малого бизнеса, которая возросла с 7,4 млн. человек в 2001 г. до 8,7 млн. человек в 2004 г.

  Одной из отличительной особенности занятости в данный период следует считать разнообразие ее форм, отличающихся между собой по стабильности режима работы, количеством отработанных часов.

  Характеризуя динамику и структурные сдвиги в занятости населения, в работе занятость рассматривается как составная часть экономически активного населения, другой частью которого являются безработные.

  Выявлены и охарактеризованы наиболее очевидные процессы эволюции государственной политики занятости и ее совершенствования. Прежде всего, общим следует считать интеграцию государственной политики занятости с промышленной политикой. При этом регулирование рынка труда рассматривается как составной элемент государственного регулирования экономики. В последние годы наблюдается переориентация на новую концепцию государственного регулирования, где главным выступает создание условий для устойчивого роста с учетом эффективной занятости.

  Важное влияние на трансформацию политики в сфере занятости оказывали интеграционные процессы в странах Западной и Центральной Европы, призванные наладить свободное перемещение рабочей силы в рамках Европейского союза как одного из условий обеспечения эффективной занятости.

  При наличии плодотворно работающей системы обязательного страхования от безработицы и являющейся базой для поддержания материального обеспечения безработных граждан, немаловажной является и финансовая поддержка безработных и всей политики занятости из бюджета. Таким путем удается оказывать материальную помощь безработным на достаточно высоком уровне и не порождать бедность.

В зарубежных странах  создана и успешно функционирует  система содействия занятости и  борьбы с безработицей. Главным объектом воздействия становится длительная безработица сроком более 3-6 месяцев, на ликвидацию которой направлена отлаженная работа государственных служб занятости, а также действующих негосударственных агентств по трудоустройству.

  Социальная и экономическая результативность государственного регулирования занятости в различных странах неодинакова, но свое конкретное выражение находит в уровне безработицы, которая существенно различается – от 5,6% в Австрии и 6,7% в Бельгии до 10,3% в Греции и 10,7% в Испании. Среди стран – членов Европейского союза средний уровень безработицы составлял 7,6% в 2002 г.

  В последние годы наблюдаются изменения в содержании активной политики в сфере занятости – переход от использования общественных работ к системе мер по созданию новых рабочих мест и к развертыванию переобучения безработных в соответствии с требованиями рынка, исходя из того, что основной целью политики государства в отношении безработных должна стать помощь в трудоустройстве.

  Исследование процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости населения начинается с анализа действующей законодательной базы и конкретизирующих её нормативно-правовых актов.

Правовые основы государственного регулирования занятости  в нашей стране разрабатывались  в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ.

  Основным законодательным актом выступает федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в который по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе – оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.

  Данным законом определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения.

Вносимые им существенные изменения сводятся к  четкому разграничению функций  федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах

  В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других.

Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.

  Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

  Оценивая процесс эволюции законодательной базы подчеркнуто, что он является прямым отражением процесса реализации государственной административной реформы, а также накопленного опыта успешного функционирования органов службы занятости населения в регионах, проведение последними политики содействия занятости и борьбы с безработицей с учетом их специфики и особенностей их социально-экономического развития

  Характеризуя законодательную базу политики занятости, в работе подчеркивается особая роль других законодательных актов, касающихся занятости населения, в частности, федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 180-ФЗ, предусматривающего поддержку малого предпринимательства в рамках федеральных региональных, отраслевых программ. Последние включают меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения и направлены на рост занятости.

  Вместе с тем для крупномасштабного решения проблем занятости в действующем в настоящее время законодательстве отсутствуют акты по регулированию трудовой миграции.

Информация о работе Отчет по практике в ГУ Центре Занятости Населения