Отчет по практике в ГУ Центре Занятости Населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 07:20, отчет по практике

Описание

К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Работа состоит из  1 файл

Отчет.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

  Анализируя принципы организации и направления государственного воздействия на занятость в переходный период, видно что в условиях высокого уровня безработицы и необходимости выплаты пособий большому числу безработных не были реализованы страховые принципы функционирования Государственного фонда занятости, поскольку распределение средств среди безработных осуществлялось вне зависимости от сделанных ими отчислений. Пособия по безработице определялись в зависимости от объема ресурсов этого фонда, средства которого использовались преимущественно в рамках пассивной политики, в т.ч. и на другие виды материальной поддержки безработным – оплату жилья, коммунальных услуг, пособия на транспорт, а также выплаты, связанные с преждевременным выходом на пенсию безработных.

  В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов:

инвестиционная  помощь органов службы занятости  по поддержанию жизненно важных предприятий  и льготные кредиты малым предприятиям;

финансовая помощь крупным предприятиям государственной формы собственности в целях сохранения рабочих мест, а также предприятиям социальной сферы;

обучение и  переобучение безработных в соответствии с тенденциями спроса;

организация общественных работ.

  Главным инструментом реализации политики в сфере занятости были в 90-е годы федеральные программы по содействию занятости, направленные на преодоление безработицы в условиях дефицита рабочих мест и поддержания на определенном уровне занятости.

  В конечном счете, основными целями воздействия государства на положение с занятостью было:

расширение доступа  незанятых граждан к активным программам содействия занятости;

осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников и смягчение  последствий массовых увольнений;

дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения, роста конкурентоспособности и  мобильности рабочей силы.

  Весьма перспективным направлением содействия занятости следует считать деятельность государства по поддержке и ускорению развития малого предпринимательства, рост на его основе занятости в стране.

  Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2007 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы развития малого и среднего бизнеса на 2005-2008 гг. Минэкономразвития России – 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах.

  Оценивая результативность государства в сфере занятости, необходимо подчеркнуть следующие моменты: государственное воздействие позволило добиться существенного сокращения безработицы и провести широкий комплекс мер по реализации активной политики.

  Вместе с тем отмечаются основные негативные аспекты государственной политики, появившиеся в отсутствии долгосрочной концепции политики государства на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях, в хроническом кризисе государственного финансирования в лице такого института, как Государственный фонд занятости. Очевидна недостаточная эффективность реализованных государственной службой занятости программ и отсутствие их интеграции с программами социально-экономического развития.

  Самостоятельным объектом рассмотрения выступает региональная политика в сфере занятости и механизмы ее реализации. Неравномерные процессы формирования рыночных отношений с учетом сложившейся в стране системы разделения общественного труда и территориального размещения производительных сил нашли свое выражение в непропорциональном размещении трудоспособного населения по территории и дифференциации в уровне и масштабах безработицы. В 17 субъектах Российской Федерации уровень безработицы превышал общероссийский в 2 и более раза. Наряду с неравномерностью в уровне безработицы и разнонаправленным изменениям в занятости в условиях переходного к рынку периода (в одних регионах занятость снижалась, в других возрастала) региональные рынки труда характеризовались преобладанием скрытых процессов в сфере занятости. Это проявляется в скрытой безработице, вынужденных администрацией внеочередных неоплаченных или частично оплаченных отпусках, распространении неполной занятости.

  Особенности социально-экономического развития, а также состояние рынка труда и занятости регионов как объекта государственного регулирования делали неизбежным различия в направленности региональной политики занятости. Последняя – это органическая часть национальной государственной политики с применением принципов дифференциации. Она, как показано в диссертации, постепенно приводит к формированию самостоятельных систем регулирования занятости на региональном уровне, призванных способствовать преодолению болезненных явлений, связанных с переходом к рынку.

  Только на уровне регионов могли успешно решаться вопросы достижения сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения, максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных потребностей в рабочей силе со стороны предприятий и организаций региона с системой профессиональной подготовки рабочей силы.

  Региональная политика занятости в 1992-2002 гг. не могла быть признана достаточно эффективной.

  Из-за нехватки финансовых ресурсов в регионах не в полной мере развертывалась работа по борьбе с безработицей. Недостаточное внимание уделялось повышению качества рабочей силы с учетом требований социально-экономического развития.

При этом государство, реализуя политику выравнивания бюджетного обеспечения регионов, не смогло обеспечить приемлемый уровень оздоровления региональных бюджетов. В результате первоочередными в регионе были меры по организации материальной поддержки безработных.

Более того, трансформация системы финансирования политики занятости, связанная с ликвидацией Государственного фонда занятости и переходом на бюджетное финансирование, привела к тому, что региональные службы занятости фактически лишились возможности оказывать финансовую поддержку безработным в виде предоставления ссуд на открытие собственного дела.

  При неоднозначной оценке результативности государственной политики в сфере занятости в регионе, в диссертации подчеркивается важность накопленного опыта по регулированию регионального рынка труда и развертыванию активной политики в этой сфере. Вместе с тем отмечается отсутствие методов оценки и анализа результативности деятельности служб занятости на местах и, прежде всего, оценки эффективности затрат на мероприятия по содействию занятости по основным направлениям, что свидетельствует о многих неиспользованных резервах совершенствования их деятельности.

  Достижение высоких темпов экономического роста и повышение уровня конкурентоспособности национальной промышленности не может быть достигнуто без долгосрочной национальной промышленной политики, понимаемой как часть структурной политики и как инструмент реализации долгосрочных интересов государства на основе выбора приоритетов и средств их достижения. Одной из целей национальной промышленной политики должно быть достижение высокого уровня занятости и использования трудового потенциала страны.

  Одно из количественных требований – достаточный и стабильный рост трудовых ресурсов. Это означает проведение специальных мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции.

  Результатом повышения качественных характеристик рабочей силы и занятости должно стать формирование в развитии в нем сегмента инновационной занятости, способного обеспечить потребности в трудовых и кадровых ресурсах наукоемких и высокотехнологических производств и включающего механизмы ее воспроизводства. Регион представляет собой такое территориальное образование, которое располагает широкими возможностями в экономической, финансовой, правовой и других сферах деятельности в отличие от следующего, более низкого уровня территориального деления.

  Государственное регулирование занятости может быть результативным только в рамках реализации промышленной политики при наличии приоритетов, отражающих специфику развития регионов. Это должно найти свое конкретное выражение в государственной поддержке стратегически важных для региона отраслей, а также градообразующих предприятий, на базе которых в стране функционирует 487 моноструктурных городов и 332 городских поселка.

  Обосновывается важность формирования информационного обеспечения региональной политики занятости, адекватного современным требованиям. Весьма неполной является и статистика малого предпринимательства, в которой имеется много белых пятен.  

  IV. Права Центра занятости. 

4.1. Запрашивать  и получать сведения, необходимые  для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра  занятости; 

4.2. быть получателем  бюджетных и иных  средств,  распоряжаться полученными финансовыми  средствами в соответствии с утвержденными сметами заходов и расходов; 

4.3. взаимодействовать   на договорной основе с физическими  и юридическими лицами, участвующими  в реализации мероприятий по  содействию занятости населения; 

4.4. входить в  состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультационных органов, связанных с деятельности Центра занятости.

  Сегодня актуальным представляется создание межведомственной информационной системы, которая бы максимально аккумулировала имеющуюся государственную и ведомственную статистику и дополняла бы ее теми новыми элементами, которые позволяют получать детализированную картину состояния занятости и происходящие в ней сдвиги.

Ключевыми составными элементами такой системы должны стать показатели состояния регионального рынка труда в части характеристики занятости населения; масштабов и уровня безработицы; миграции населения, а также показатели результативности государственной региональной политики. Последнее предполагает наличие и оценку финансовых показателей, позволяющих оценить ее результативность и эффективность.

Информация о работе Отчет по практике в ГУ Центре Занятости Населения