Отличие и взаимосвязь управленческого и налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:42, реферат

Описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Содержание

Введение 3
Сущность управленческого учета 5
Сущность налогового учета 13
Отличия и взаимосвязь управленческого и налогового учета 16
Заключение 22
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

БУУ.docx

— 50.58 Кб (Скачать документ)

Постановка управленческого  учета - сложная задача, которая часто  решается в рамках реорганизации  всей компании. Все проблемы, связанные  с постановкой управленческого  учета, можно обобщенно сформулировать следующим образом: 

сложность в определении  квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учета;

отсутствие понимания  руководством и сотрудниками предприятия  данного участка работы (отсюда проистекает  недостаточное взаимодействие между  специалистами и руководством, между  специалистами и другими сотрудниками предприятия);

отставание на других участках работы: слишком большое различие между бухгалтерским и налоговым  учетом, отсутствие четкой структуры  предприятия;

отсутствие идеологии  на предприятии, которая обеспечивала бы работу коллектива как единого  целого, отношения взаимопомощи, взаимного  уважения и осознание ответственности  за предоставляемую информацию;

сложность в техническом  обеспечении функционирования системы  управленческого учета: отсутствие необходимой компьютерной техники, программного обеспечения и т.п.

Ответственность за решение  всех этих проблем ложится на руководство  предприятия, которое должно проявлять  заинтересованность в создании полноценной  системы управленческого учета  и проявлять инициативу в решении  сопутствующих организационных, психологических  и технических проблем.

Одной из проблем является недостаточное понимание сущности управленческого учета в компании. В практике российских предприятий  большинство из них отталкивается  от принципа, что управленческий учет - это учет затрат, и систему управленческого  учета сводят к системе учета  затрат и распределения их по центрам финансовой ответственности, центрам затрат, видам выпускаемой продукции. Действительно, роль управления затратами велика - только изменив систему учета затрат на предприятии, можно существенно повлиять на прибыль. Однако главной целью управленческого учета является ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и тактических целей предприятия, и по этой причине система управленческого учета должна включать в себя и систему сбора информации по конкурентам, покупателям, качеству продукции, и информацию об эффективности организационной структуры компании, методов стимулирования и т.д. Система управленческого учета должна охватывать все службы предприятия и весь спектр данных о его деятельности.

Система управленческого  учета обеспечивает менеджеров информацией  по следующим группам: 

-  информация для внутренней текущей отчетности в целях планирования и контроля затрат на производство и оценки производительности труда как отдельных работников, так и каждого подразделения предприятия;

- информация для внутренней текущей отчетности по прибыльности производимой продукции, ее потребителям, каналам распределения и т.д., для принятия решений по распределению ресурсов и в некоторых случаях для определения ценовой политики;

- информация для разработки стратегии и тактики внутренней деятельности фирмы, включающая составление долгосрочных планов развития компании, освоение производства новой продукции, обновление оборудования и т.д.;

- информация для внешней отчетности, получаемая в процессе анализа финансового состояния в интересах инвесторов, правительства и других внешних потребителей.

Достоверность информации системы  управленческого учета зависит  от многих факторов: были ли грамотно выделены и учтены цели предприятия и стратегии  их достижения при разработке системы  управленческого учета; правильно  ли выбраны центры финансовой ответственности; соответствует ли технология бизнес-процессов  задачам компании и планируемой  системе управленческого учета; правильно ли выбрана система  распределения накладных расходов; как налажены горизонтальные связи  и распределена система ответственности  по сбору информации и составлению бюджетов; какая система мотивации персонала принята в организации.

При внедрении системы  управленческого учета перед  предприятием кроме перечисленных  проблем будет стоять и много  других: формирование команды, необходимость  обучения персонала, сопротивление  коллектива нововведениям, установление сильных горизонтальных связей и  переход на систему регулярного  менеджмента.

Однако результаты, полученные от внедрения системы управленческого  учета, превзойдут все ожидания, так  как правильно поставленный управленческий учет даст информацию, необходимую  для расстановки приоритетов  в деятельности предприятия и  планирования его дальнейшей деятельности, предоставит базу для оценки перспективности  открывающихся возможностей и снабдит  механизмами контроля за исполнением принятых решений.

 

  1. Сущность налогового учета

 

В связи с возрастающей ролью государства в жизни  общества возникает такое явление, как налоговый учет. Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Основными принципами организации  налогового учета являются:

Имущественной обособленности предприятия – налогоплательщиками  налога на прибыль организацией признаются российские и иностранные предприятия.

Периодичности – налоговым  периодом по налогу на прибыль является календарный год.

Денежного измерителя –  налоговая база по налогу на прибыль  представляет собой денежное выражение  прибыли.

Последовательности применения – порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Непрерывности – объекты  учета отражают в налоговом регистре непрерывно, в хронологическом порядке.

Начислений – для большинства  налогоплательщиков, занимающихся производственной деятельностью, доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они  имели место, независимо от фактической  оплаты.

Соотнесения доходов и  расходов – если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, то доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания  доходов и расходов. Расходы признаются в том периоде, в котором эти  расходы возникают исходя из условий  сделки и принципа равномерного и  пропорционального формирования доходов  и расходов.

Документального подтверждения  – подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные  документы, регистры аналитического учета  и расчет налоговой базы.

Налоги представляют собой  форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. Они  призваны ограничивать стихийность  рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Одним из важнейших условий  стабилизации финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за правовыми нормами законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему и платежи во внебюджетные фонды.

Сущность контроля означает «проверка», а также «наблюдение» с целью проверки. С целью контроля устанавливается достоверность  данных о полноте, своевременности  и эффективности задачи, а также  законность операций, действия и привлечения  к ответственности налогоплательщиков.

Таким образом, контроль направлен  на соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками. Этот контроль осуществляется налоговыми органами в различных  формах:

Налоговая проверка, а также  проверка данных учета и отчетности.

Постановка налогоплательщика  на учет в налоговых органах.

Получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных  с исчислением и уплатой налогов.

Осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

Контрольная работа налоговых  органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством  налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых  органах.

Ведение налогового учета  возможно двумя способами.

Создание автономной системы  налогового учета, не связанной с  бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствии регистра налогового учета. Использование такой системы приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут финансироваться дважды в налоговом и бухгалтерском учете.

Создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в  силу этого более целесообразен  для применения. Он полностью согласован с принципами ведения налогового учета в тех случаях, когда правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. Исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. Для разработки такоой системы необходимо определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают с правилами налогововго учета, по которым правила бухгалтерского учета различны, выделив объекты налогового учета;

Разработать порядок использования  данных бухгалтерского учета для  целей налогового учета.

Разработать формы аналитических  реестров налогового учета, выделенных объектов налогового учета.

Определить объекты раздельного  налогового учета ля налогоплательщика, применение специального налогового режима в других случаях.

 

 

 

  1. Управленческий и налоговый учет: их взаимосвязь и отличия

Управленческое и налоговое  законодательство являются смежными. Основой важнейших налоговых  баз – доходов и расходов, имущества  являются объективные экономические  категории, выражаемые в конкретных объектах управленческого учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации, описывая «особенности» учета для  целей налогообложения содержит управленческую терминологию: основные средства,  нематериальные активы, материально  – производственные запасы, незавершенное  производство, доходы и расходы, которая  имеет принципиальный экономический  смысл только в целях управленческого  учета.

Основные правила управленческого  и налогового учета, их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. Ведение учета на основе первичных  учетных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Порядок ведения и управленческого, и налогового учета организации  должен быть закреплен в документах по учетной политике (принимаемых  соответственно в целях управленческого  учета или налогообложения прибыли), утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Основным отличием налогового учета является то, что система  его ведения в организации  организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации  закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета.

Многочисленные авторы, а  также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом  учете существенно отличающуюся от управленческого учета и не совместимую с последним систему  учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный  закон «О внесении изменений и  дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от управленческого учета системы, а как дополняющей последний.

Проблема состоит в  том, что управленческий и налоговый  учеты отличаются существенно и  предприятиям приходится вести двойную  бухгалтерию, что совершенно нерационально  и требует дополнительных временных  и материальных затрат. Выделяют следующие  черты финансового и налогового учета:

- обязательность ведения:  управленческий учет определен  Законом о бухгалтерском учете,  налоговый -  Налоговым кодексом (гл. 25)

- используемые измерители  – денежное выражение (рубли)

- объект учета – организация  в целом (для налогового учета  объектом являются хозяйственные  операции, осуществленные налогоплательщиком  в течение отчетного периода)

- периодичность составления  в предоставлении отчетности

- обязательное документальное  подтверждение всех хозяйственных  операций

- «исторический характер»,  т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов

- пользователи информации  как внутренние, так и внешние.

Таким образом, можно сделать  вывод, что цели ведения обоих  учетов, приблизительно одинаковые –  формирование полной и достоверной  информации для внутренних и внешних  пользователей. Однако, методики ведения  совершенно разные.

Информация о работе Отличие и взаимосвязь управленческого и налогового учета