Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы:
Изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета организации бухгалтерского учета и учетной политики, быть в курсе последних изменений законодательства.
Проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета и аудита, пользуясь первичными документами бухгалтерии.

Содержание

Введение
1. Характеристика учетной политики организации как объекта учета и аудита
1.1. Понятие учетной политики организации
1.2. Содержание приказа об учетной политики
1.3. Изменения в учетной политике
Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2.1. Цели и задачи аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2.2. Документальное оформление аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2.3. Определение уровня существенности
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
Аудит организации бухгалтерского учета
Аудит учетной политики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

учетная политика.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

       Изменение учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна обязательно включать:

       - причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении;

       - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.

       Изменения учетной политики на год, следующий  за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Планирование  аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

2.1. Цели и задачи аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

       Целью аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики организации – установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения существенных ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности проверяемого предприятия.

       Источниками информации для проверки являются:

       - Положение об учетной политики организации;

       - Положение о бухгалтерии;

       - должностные инструкции сотрудников бухгалтерии;

       - график документооборота;

       - рабочий план счетов;

       - Положения об инвентаризациях;

    - описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации;

       - результаты анкетирования сотрудников бухгалтерии.

       Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям функционирования организации и управления предприятием;
  2. Охарактеризовать системы документации и документооборота;
  3. Дать оценку учетной политики организации и проверить порядок ее соблюдения.

           Объем учетной работы конкретной организации определяется рядом факторов:

    - составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками;

    - количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций;

    - уровнем компьютеризации учетного процесса.

       В зависимости от этого устанавливается  штат бухгалтерии, ее структура и  выбирается форма бухгалтерского учета. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

       В ходе проверки аудиторы на основании  изучения Положения о бухгалтерской  службы, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников  службы выясняют ее организационную  структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использование компьютерных технологий.

       Особое  внимание уделяется проверки наличия  и соблюдения должностных инструкций, так как именно они определяют разделение обязанностей и ответственности между работниками бухгалтерии. В них должны быть предусмотрены:

           - порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность;

           - квалификационные требования;

           - состав работ, соответствующих данной должности;

           - перечень обязанностей  работника;

           - права работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств;

           - функции, за выполнение которых работник несет ответственность.

       Следует проверить, имеется ли в данной организации распределение обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.

       Аудитор должен проверить укомплектованность бухгалтерского аппарата, соблюдения штатной дисциплины, правильность распределения  обязанностей, профессиональную подготовку отдельных работников учета, организацию  труда.

       На  эффективность постановки системы бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом, значительное влияние  оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации  необходимые требования  оформления первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. В связи с этим в бухгалтерии организации должны быть перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные  и справочные  материалы  для  работы  бухгалтеров.

       Аудитор должен установить, насколько обоснованно  разработан и четко выполняется  график документооборота в данной организации. Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихозяйственного контроля, так как график документооборота является важнейшим организационным документом, обеспечивающим функционирование всей системы бухгалтерского учета.

       Указанные выше документы внутренней регламентации  являются также элементом  учетной  политики  организации. Поэтому далее  должны установить  обоснованность  выбора  и  оптимизации учетной  политики организации, соблюдение выбранных предприятием организационных, методических и технических аспектов учетной политики  в  течении календарного  года, таких  как:

       - варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов;

       - варианты оценки производственных запасов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;

       - варианты отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению товарно-материальных ценностей;

       - варианты учета затрат на производство продукции (работ, услуг), распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;

       - методы производственного и варианты сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

       - правила учета процесса  реализации и варианты  определения выручки  от реализации продукции (работ, услуг);

       - порядок признания, учета  и   распределения (использования) прибыли;

       - порядок учета и оценки кредитов банков и займов  других организаций;

       - формы бухгалтерского учета;

       - порядок организации  и  проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

       - порядок оформления   и   представления  внутрипроизводственной отчетности;

       - система внутрихозяйственного контроля.

       После   такого   обзорного   обследования   аудитор должен   сделать   для себя выводы, позволяет ли построенная система в данной организации гарантировать, что хозяйственные операции верно   и   своевременно   отражены   на счетах   и   что   ограничена возможность появления умышленных нарушений и ошибок.

       Типичными ошибками при проверке организации  бухгалтерского учета и учетной  политики предприятии при проведении аудита:

       - отсутствия приказа по учетной политики;

       - неотражение отдельных аспектов учетной политики организации (технический, организационный, методологический аспекты);

       - отсутствие в учетной политики отдельных положений, регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета;

       - ошибки в определении налогов и ставок;

       - совершение хозяйственных операций и наличие бухгалтерских записей, противоречащих законодательным, другим нормативным документам, регулирующим деятельность организации;

       - применение некорректных алгоритмов расчета основных учетных и отчетных показателей;

       - некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

       - приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован январем текущего года;

       - выделенные на отдельные балансы, обособленные подразделения организации не придерживаются учетной политики организации;

       - в составе учетной политики организации отсутствует  обязательные элементы;

       - нарушение основных принципов и допущений, закрепленных в ПБУ 1/98;

       - учетная политика не раскрывается для внешних пользователей бухгалтерской информации;

       - несоответствие применяемых корреспонденцией счетов,  методик основным элементам учетной политики, закрепленной в соответствующем приказе.

       В ходе аудита учетной политики необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица.

       Проверка  предполагает два этапа.

       Первый  этап – проверка учетной политики как основного организационного документа проверяемого экономического субъекта.

       Второй  этап – проверка применения утвержденной учетной политики.

       Для выполнения первого этапа предлагается оценить учетную политику по критериям, которые являются едиными независимо  от  отрасли  и  масштаба деятельности организации. В этой связи предоставляется целесообразным утвердить эти критерии  в  качестве единых подходов в  составе внутрифирменных стандартов аудита,  для этого определить цель, задачи, основные вопросы и источники информации.

       Целью аудита учетной политики является проверка соответствия учетной политики для  целей бухгалтерского учета требованиям  действующего законодательства и  специфике  деятельности  экономического субъекта.

       Задачами  аудита учетной политики для целей бухгалтерского учета является проверка:

    1. наличия учетной политики;
    2. соответствия требованиям законодательства порядка утверждения учетной политики;
    3. полноты и соответствия  требованиям законодательства положений учетной политики;
    4. полноты и соответствия положений учетной политики  специфике деятельности объекта.

       Основные  вопросы, подлежащие выяснению в  ходе аудита учетной политики:

       - наличие учетной политики для целей бухгалтерского учета у экономического субъекта;

       - своевременность утверждения учетной политики для целей бухгалтерского учета;

       - фактическое утверждение учетной политики распорядительным документом по аудируемой организации;

       - обоснованность внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета;

       - адаптивность учетной политики при изменении законодательства.

       Для аудиторских организаций, участвующих  в конкурсах на проведение ежегодного обязательного аудита предприятий, имеющих долю государственной собственности, важной задачей является необходимость  подготовки аудиторских рекомендаций по итогам аудита таких предприятий1.

Информация о работе Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики