Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:05, реферат
Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г
Белорусская
модель социально-экономического
развития - это, прежде всего, высокоэффективная
экономика с развитым предпринимательством
и рыночной инфраструктурой, действенным
государственным регулированием, заинтересовывающим
предпринимателей в расширении и совершенствовании
производства, и наёмных работников- в
высокопроизводительном труде. Переход
к устойчивому развитию - это смена стратегии
развития цивилизации, переход к построению
постиндустриального(
Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели – как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на ХХI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащения культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Основополагающие принципы перехода к устойчивому развитию:
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР- 2020 и ее разделов.
Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (до 2010 г.)
Приоритетные направления этого периода:
Второй этап(2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новых технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается за счет зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижении науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Важнейшим фактором развития человеческого потенциала и обеспечения устойчивого развития общества является эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность общества будет достигаться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:
Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условии для развития человеческого потенциала.
На втором этапе (2011-2020гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по качеству и уровню жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составлять не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной политики.
Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Основная его цель – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ представления помощи.
Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются: улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.
На втором этапе (2011-2020 гг.) потребуются: дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, усиление экологической функции государства, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала.[3, стр. 5-9]
Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной.
По сравнению с 2005г. ВВП в 2020г. предусматривается повысить в 2,3 – 2,5 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,4 – 2,7, продукцию промышленности – в 1,6 – 1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,4 – 2,6 раза.
В структуре экономики страны в прогнозном периоде должна последовательно снижаться доля производства товаров до 37-38% в 2020г. и возрастать доля сферы услуг до 50-52% соответственно. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 26-27% против соответственно 24-25 и 21-22% в 2005г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.[12. стр. 51]
В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому развитию, в НСУР-2020 предусматриваются: углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике; расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и разработок; разработка программ и механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование инвестиционно-структурной политики; активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов; развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.