Показатели уровня жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:05, реферат

Описание

Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)
  1. Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
  2. Развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
  3. Значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
  4. Высокий общеобразовательный уровень населения и сложившееся система подготовки квалифицированных кадров;
  5. Значительный научно-технический потенциал;
  6. Многоотраслевой промышленный комплекс;
  7. Достаточно мощная строительная база;
  8. Комплектность развития внутриреспубликанских регионов;
  9. Многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

     Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, и наёмных работников- в высокопроизводительном труде.   Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального(ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и занятия человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

     Устойчивое  развитие страны рассматривается как  элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели –  как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на ХХI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.

     Стратегическая  цель устойчивого  развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащения культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

     Важнейшими  задачами обеспечения  устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

     Основополагающие  принципы перехода к  устойчивому развитию:

  1. Человек- цель прогресса, а уровень человеческого развития- мера зрелости общества и государства;
  2. Повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
  3. Приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры- важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
  4. Улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
  5. Переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
  6. Усиления взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого ориентированной  экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
  7. Рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное  уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
  8. Развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
  9. Экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
  10. Ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
  11. Повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

     Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР- 2020 и ее разделов.

     Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

     Первый  этап (до 2010 г.)

     Приоритетные  направления этого периода:

  1. Развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
  2. Инновационное развитие национальной экономики;
  3. Наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;
  4. Развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

     Второй  этап(2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новых технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается за счет зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижении науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

     Важнейшим фактором развития человеческого  потенциала и обеспечения устойчивого развития общества является эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность общества будет достигаться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

  1. Реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  2. Гарантирование прав на свободу человека и на свободу реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  3. Дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
 
  1. Солидарная  ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  2. Обеспечение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи- основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков; на преемственность поколений; сохранение самобытности национальных традиций.

     Главными  целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условии для развития человеческого потенциала.

     На  втором этапе (2011-2020гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по качеству и уровню жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

     Минимальная заработная плата  является минимальным  социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составлять не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

     Борьба  с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

     Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление социальной политики.

     Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможность  поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Основная его цель – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

     Важной  составляющей повышения уровня и  качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

     Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ представления помощи.

     Стратегическими целями экологической  политики Республики Беларусь являются: улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.

     На  втором этапе (2011-2020 гг.) потребуются: дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, усиление экологической функции государства, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала.[3, стр. 5-9]

     Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной.

     По  сравнению с 2005г. ВВП в 2020г. предусматривается  повысить в 2,3 – 2,5 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,4 – 2,7, продукцию промышленности – в 1,6 – 1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,4 – 2,6 раза.

     В структуре экономики страны в  прогнозном периоде должна последовательно  снижаться доля производства товаров  до 37-38% в 2020г. и возрастать доля сферы услуг до 50-52% соответственно. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 26-27% против соответственно 24-25 и 21-22% в 2005г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП  доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.[12. стр. 51]

     В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому развитию, в НСУР-2020 предусматриваются: углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике; расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и разработок; разработка программ и механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование инвестиционно-структурной политики; активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов; развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.

Информация о работе Показатели уровня жизни