Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:05, реферат
Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г
Если провести аналогии по заработной плате в Беларуси и у её соседей, то во главе опять окажется Польша, заработная плата в которой составила 1160 долларов США, в Латвии - 850 долларов США, Литва - 758 долларов США. Далее следует Россия, где заработная плата составила 484 доллара, затем Беларусь - 375, закрывает список Украина-300 долларов .
Одним из показателей уровня жизни населения является суточное потребление калорий на душу населения. На 2005 год этот показатель по странам следующий: Россия- 3157, Беларусь- 2983, Латвия- 3146, Литва- 3415, Польша- 3301, Украина-3182 калории.
Если вычислять самую высокую заработную плату по регионам, то в Беларуси на лидирующем месте город Минск, в Украине - Днепропетровская, Донецкая области, город Киев. В России в этом списке оказались Ямало-Немецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха, город Москва.
Представляется прискорбным тот факт, что Беларусь занимала в 2008 году третье место в мире по количеству самоубийств на 100 тыс. населения, уступая только Литве (первое место) и России (второе) .
За январь-сентябрь 2010 г. в Беларуси зарегистрировано 1982 случая самоубийств, что равняется 28 случаев на 100 тыс. человек .
Пьянство – одна из самых опасных привычек человека. Не секрет, что на сегодняшний день алкоголизм превратился в одну из самых серьезных угроз для нашего общества. За последние 15 лет в Беларуси стали употреблять алкоголя в два раза больше. Статистика пугает своими цифрами: оказывается, что каждый житель Беларуси выпивает за год 12 литров алкоголя.
В стране уже были приняты две государственные программы по снижению уровня алкоголизации населения и преодолению ее негативных последствий для общества, но, к сожалению, ни одна из них не оправдывает возлагаемых на неё надежд.[14]
В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчёта самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.
Российские учёные предлагают несколько вариантов измерителей уровня жизни населения. Так, Б.А.Райзберг рекомендует использовать структуру и уровень потребления основных видов благ и услуг в расчёте на 1 человека, величину денежных доходов населения, имущественные и денежные накопления населения, среднюю продолжительность жизни, уровень и качество свободного времени. Существуют системы индикаторов жизненного уровня Л.И.Бушуевой, Н.Н.Абакумовой, Р.Я.Подоваловой.
В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трём направлениям.
Некоторые учёные предлагают дополнить указанную систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт». [1, стр.101]
Интегральными индикаторами измерения уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий.
С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
Реальные доходы населения Др (2) определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:
(2)
где ДД - общая сумма денежных доходов населения;
I - индекс потребительских цен.
Реальная заработная плата работников(3) - составная часть реальных доходов (с учетом услуг).
Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:
(3)
где ЗПр - реальная заработная плата,
ЗПН - номинальная заработная плата;
I - индекс потребительских цен.
3
Необходимость и
пути повышения
уровня и качества
жизни в Республике
Беларусь
3.1 Направления социальной политики
Национальная
стратегия устойчивого
В
НСУР-2020 получили дальнейшее развитие
основные положения действующих
прогнозных документов, утверждённых
Президентом и Советом
Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020гг.,Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015гг.,Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы. [3, стр. 4]
Разработка и реализация социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Таким документам является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020года. Этот документ определяет приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.
Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:
Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:
Совершенствование
политики доходов необходимо осуществлять
исходя из принципа постепенного переноса
социальных расходов (оплаты услуг
социальной сферы, в том числе
жилищно-коммунальных, бытовых и
других, а также пенсионного
В
данном контексте приоритетными
направлениями политики в области
оплаты труда являются: кардинальное
повышение уровня заработной платы
работников как основного источника формирования
денежных доходов населения и важного
стимула трудовой активности, повышения
производительности труда и эффективности
хозяйствования во всех звеньях экономики,
роста инвестиционного потенциала населения;
снижение налоговой нагрузки на фонд заработной
платы субъектов хозяйствования всех
форм собственности, что будет способствовать
созданию новых рабочих мест, легализации
теневых доходов населения. [2, стр. 667-670]
3.2 Реформирование социальной сферы
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь предоставлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: