Показатели уровня жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:05, реферат

Описание

Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

     Если  провести аналогии по заработной плате в Беларуси и у её соседей, то во главе опять окажется Польша, заработная плата в которой составила 1160 долларов США, в Латвии - 850 долларов США, Литва - 758 долларов США. Далее следует Россия, где заработная плата составила 484 доллара, затем Беларусь - 375, закрывает список Украина-300 долларов .

     Одним из показателей уровня жизни населения является суточное потребление калорий на душу населения. На 2005 год этот показатель по странам следующий: Россия- 3157, Беларусь- 2983, Латвия- 3146, Литва- 3415, Польша- 3301, Украина-3182 калории.

     Если  вычислять самую высокую заработную плату по регионам, то в Беларуси на лидирующем месте город Минск, в Украине - Днепропетровская, Донецкая области, город Киев. В России в этом списке оказались Ямало-Немецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха, город Москва.

     Представляется прискорбным тот факт, что Беларусь занимала в 2008 году третье место в мире по количеству самоубийств на 100 тыс. населения, уступая только Литве (первое место) и России (второе) .

     За  январь-сентябрь 2010 г. в Беларуси зарегистрировано 1982 случая самоубийств, что равняется 28 случаев на 100 тыс. человек .

     Пьянство  – одна из самых опасных привычек человека. Не секрет, что на сегодняшний  день алкоголизм превратился в одну из самых серьезных угроз для  нашего общества. За последние 15 лет  в Беларуси стали употреблять алкоголя в два раза больше. Статистика пугает своими цифрами: оказывается, что каждый житель Беларуси выпивает за год 12 литров алкоголя.

     В стране уже были приняты две государственные  программы по снижению уровня алкоголизации  населения и преодолению ее негативных последствий для общества, но, к сожалению, ни одна из них не оправдывает возлагаемых на неё надежд.[14]

     В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчёта самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.

     Российские  учёные предлагают несколько вариантов  измерителей уровня жизни населения. Так, Б.А.Райзберг  рекомендует использовать структуру и уровень потребления основных видов благ и услуг в расчёте на 1 человека, величину денежных доходов населения, имущественные и денежные накопления населения, среднюю продолжительность жизни, уровень и качество свободного времени. Существуют системы индикаторов жизненного уровня Л.И.Бушуевой, Н.Н.Абакумовой, Р.Я.Подоваловой.

     В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трём направлениям.

  1. Распределение и дифференциация населения по уровню доходов(ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, дециальный коэффициент дифференциации).
  2. Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).
  3. Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот).

     Некоторые учёные предлагают дополнить указанную систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера»,  «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт». [1, стр.101]

     Интегральными индикаторами измерения уровня жизни  являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий.

     С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

     Реальные  доходы населения Др (2) определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

      (2)

     где ДД - общая сумма денежных доходов населения;

           I - индекс потребительских цен.

     Реальная  заработная плата  работников(3) - составная часть реальных доходов (с учетом услуг).

     Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и  услуги:

      (3)

     где ЗПр - реальная заработная плата,

     ЗПН - номинальная заработная плата;

     I - индекс потребительских цен.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Необходимость и  пути повышения  уровня и качества  жизни в Республике  Беларусь 

     3.1 Направления социальной политики

     Национальная  стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана  в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании  и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге ( сентябрь 2002г.).

     В НСУР-2020 получили дальнейшее развитие основные положения действующих  прогнозных документов, утверждённых Президентом и Советом Министров  Республики Беларусь.

     Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020гг.,Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015гг.,Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы. [3, стр. 4]

     Разработка  и реализация социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными  структурами на основе социального  императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Таким документам является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020года. Этот документ определяет приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

     Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:

  1. Соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических. структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития.
  2. Уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально-ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта.
  3. Эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем.
  4. Опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы.
  5. Рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов её финансирования.

     Социальная  политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

     Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

     В соответствии с поставленной целью основными  направлениями социальной политики должны стать:

  1. Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать    средства для удовлетворения своих потребностей .
  2. Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на основе действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.
  3. Обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения.
  4. Повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда.
  5. Постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов.
  6. 6.Содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе.
  7. Улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования.
  8. Снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения.
  9. Повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот. [2, стр. 667-668]

     Совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг  социальной сферы, в том числе  жилищно-коммунальных, бытовых и  других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.[9, стр. 202]

     В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области  оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения. [2, стр. 667-670] 
 
 
 

3.2 Реформирование социальной сферы

       Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь предоставлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.

     Республика  Беларусь обладает совокупностью  благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:

Информация о работе Показатели уровня жизни