Получение аудиторских доказательств при проведении инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является углубленное изучение порядка получения аудиторских доказательств в процессе проведения инвентаризации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить полностью весь процесс инвентаризации.
Раскрыть особенности аудита инвентаризации.
Изучить этапы проведения аудита.

Работа состоит из  1 файл

что то похожее на курсач.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

Одновременно  с инвентаризацией ТМЦ бухгалтерия  предприятия должна проверить записи по всем соответствующим счетам, сопоставляя их с корреспондирующими счетами. Например, по основным средствам необходимо установить, все ли объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по ТМЦ – все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и отражены в учете; по незавершенному производству – все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т.д.

1.5 Внутренние документы по проведению инвентаризации.

      

Помимо  форм документов по учету результатов  инвентаризации при отсутствии типовых  организация должна разработать и другие внутренние документы по проведению инвентаризации. К ним следует отнести конкретные методики проведения инвентаризации отдельных объектов, порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами, порядок урегулирования претензий к инвентаризационной комиссии, порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице и т.д.  
     Одним из вопросов, недостаточно регламентированных нормативно, является инвентаризация вложений во внеоборотные активы. Рассмотрим некоторые аспекты данного вопроса.      

В целях  проведения инвентаризации вложений во внеоборотные активы могут быть выделены следующие виды объектов:  
     -объекты, не завершенные капитальным строительством;  
     -объекты, законченные строительством, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;      

- объекты,  законченные, но почему-либо не  введенные в эксплуатацию; при  этом в описях необходимо указать  причины задержки оформления  сдачи в эксплуатацию указанных объектов;      

- прекращенные  строительством объекты; при этом  в акте приводятся данные о  характере выполненных работ  и их стоимости с указанием  причин прекращения строительства.  Для этого должны использоваться  соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация;  
     - объекты строительства, переведенные на консервацию; при этом в акте указываются документы, подтверждающие перевод объектов на консервацию, а также причины консервации;      

- проектно-изыскательские  работы по неосуществленному  строительству; при этом в акте  приводятся данные о характере  выполненных работ и их стоимости  с указанием причин неосуществления строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.  
     В процессе инвентаризации проводится как натуральная проверка возводимых объектов, так и документальная проверка затрат на строительство.  
     Натуральная проверка возводимых объектов состоит в осмотре объектов строительства. Результат осмотра сопоставляют с данными актов о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) или общего журнала работ (форма N КС-6а), если производителем работ является организация.  
     В случае когда контрольные осмотры невозможны (например, при прокладке канализации), данные в акты вносятся на основании актов скрытых работ.     

В акте отражается наличие фактически выполненного объема работ, произведенных затрат. При этом проверяется:      

- не  числится ли в составе незавершенного  капитального строительства оборудование, сданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;  
     - состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, а также наличие оформленных документов на консервацию объектов.      

Дополнительных  пояснений требует также порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице.      

Поскольку нормативно понятие "пересортица" не определено, организации необходимо самой определить данное понятие  для себя с учетом специфики своего складского хозяйства.      

Например, возможен следующий вариант определения понятия "пересортица".  
     В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице под пересортицей понимается несоответствие учетных и фактических данных по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного наименования с разными отличительными признаками (сорт, вид). При этом рассматриваются ценности одного наименования, находящиеся в подотчете одного материально-ответственного лица, за один и тот же отчетный период и в тождественных количествах.  
     В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице не признается пересортицей несоответствие учетных и фактических данных:      

- по  количеству в отношении номенклатуры  материальных ценностей одного  и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица в разные отчетные периоды;      

- по  количеству в отношении номенклатуры  материальных ценностей одного  и того же наименования, числящихся  в подотчете одного лица не  в тождественных количествах;       

- по  количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете разных лиц (даже в тождественных количествах).      

Под одним  и тем же наименованием материальных ценностей следует понимать материальные ценности одного наименования, одного и того же типа и назначения, сходные по форме и размерам. Например, может быть произведен зачет масел и смазок, расфасованных в мелкую тару, имеющую сходство по внешнему виду.      

О допущенной пересортице материально-ответственные  лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.  
     Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы представляются рабочей инвентаризационной комиссией на рассмотрение постоянно действующей комиссии. Вопрос о зачете окончательно решается руководителем организации.      

Результат проведения зачета по пересортице может  быть отрицательным (в случае, когда  стоимость недостающих ценностей  оказалась больше стоимости ценностей, оставшихся в излишке) или положительным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась меньше стоимости ценностей, оставшихся в излишке). В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, образовалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.  
     Если после зачета недостач излишками по пересортице и применения норм естественной убыли все же образовалась недостача, инвентаризационная комиссия решает вопрос об источниках ее покрытия. Разница может быть отнесена на виновных лиц, а в случае, когда таковые не установлены, разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
 
 
 

1.6 Ошибки проведения инвентаризации и их последствия.      

В целях  обеспечения легитимности и достоверности  результатов инвентаризации следует  принимать меры к соблюдению правил оформления документов и процедур проведения инвентаризации.  
     Ниже в таблице 2 приведены случаи нарушений порядка проведения инвентаризации и описано влияние этих нарушений на легитимность и достоверность результатов инвентаризации.

                                                                                                               Таблица 2

Нарушение Последствие
Неверно оформлен приказ руководителя на проведение инвентаризации (не указаны сроки проведения инвентаризации, состав комиссии, перечень имущества)  Нет оснований для проведения инвентаризации, а следовательно, и признания ее результатов 
 
 
Документально подтверждено отсутствие хотя бы одного члена комиссии во время проведения инвентаризации  Результаты инвентаризации недействительны 
 
 
Инвентаризационная  опись составлена в одном экземпляре  Результаты инвентаризации недействительны 
 
При невозможности  остановки хозяйственной 
деятельности приходные и расходные документы не завизированы председателем 
инвентаризационной комиссии 
Выявленные в результате инвентаризации нарушения могут быть оспорены предъявлением 
документов, оформленных в период проведения инвентаризации 
У материально-ответственных  лиц не взяты 
расписки, что все приходные и расходные 
документы представлены в бухгалтерию 
 
Выявленные в результате инвентаризации нарушения могут быть оспорены предъявлением 
документов, оформленных в период проведения инвентаризации 
Нарушена  процедура инвентаризации: проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот  Могут быть не выявлены нарушения ввиду возможного искажения фактического наличия 
 
На каждой странице описей не выверены итоги: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях  Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации 
 
 
На каждой странице нет записи "Цены, итоги 
проверил" и "Подпись материально-ответственного лица" (для форм, в которых такие подписи предусмотрены) 
Невозможно предъявить претензии к материально- ответственному лицу на основании такого документа 
 
На последней  странице инвентаризационной описи нет подписи материально- ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение (для форм, в которых такие подписи предусмотрены)  Невозможно предъявить претензии к материально- 
ответственному лицу в случае выявления недостач 
 
 
 
 
Ошибки и  исправления не подписаны и не 
заверены членами комиссии 
Исправления считаются  недействительными 
 
Инвентаризационные  описи после утверждения 
результатов содержат незаполненные - строки 
(строки не прочеркнуты) 
Имеется возможность  несанкционированных 
исправлений результатов инвентаризации 
 
Во время  перерывов в работе комиссии не закрыт 
доступ посторонним к помещению, где хранятся 
инвентаризационные описи 
Имеется возможность  несанкционированных 
исправлений результатов инвентаризации 
 
  

     Инвентаризационная  комиссия не несет ответственность  за недостоверность данных, предоставленных другими организациями и используемых в целях составления инвентаризационных актов по материальным ценностям, за сохранность которых на момент инвентаризации работники организации не отвечают.  
 
 
 
 
 

Глава 2. Получение аудиторских доказательств при проведении инвентаризации.

2.1 Определение аудита. Цель, этапы и задачи аудита. Нормативные акты.

Аудит - процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта  или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности компаний.

Для того чтобы иметь основания для  выводов по основным направлениям аудиторской  проверки, аудитор должен собрать  соответствующие доказательства. Федеральный  стандарт аудита № 5 «Аудиторские доказательства» устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Цель  аудита.

Целью аудита является получение доказательств  по вопросам:

- подтверждения  фактического наличия имущества и реальности финансовых обязательств;

- действительности  результатов инвентаризации;

- полноты  и своевременности отражения  результатов проведения инвентаризации.   
 

Этапы проведения аудита:

- планирование  аудита;

- сбор  аудиторских доказательств;

- завершение  аудита.

На основании  этого формируется мнение о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности. В процессе проведения аудита следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Трудовой Кодекс РФ.
  • Налоговый Кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003).
  • Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об аудиторской деятельности».
  • План счетов бухгалтерского учета, финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94.
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций», ПБУ№4/99. Утвержден Приказом Минфина РФ от 06.07.1999.
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н).
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 16.04.2005).
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
  • Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36).
  • "Методические  рекомендации по получению аудиторских  доказательств в конкретном случае (инвентаризация)" (Одобрены Советом  по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 41 от 22.12.2005).

Аудиторские стандарты, применяемые при проверке:

- «Документирование аудита» ( Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (далее – стандарт) N 2)

- «Планирование аудита» ( стандарт) N 3)

- «Существенность в аудите» (стандарт N 4)

- «Аудиторские  доказательства» (стандарт N 5)

Информация о работе Получение аудиторских доказательств при проведении инвентаризации