Порядок формирования и сдачи бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - исследование методологии формирования бухгалтерской отчетности в РФ.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности; пользователей финансовой отчетности и их потребности; общие требования к бухгалтерской отчетности и формированию ее показателей; проанализировать порядок формирования бухгалтерской отчетности и сроки сдачи отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности....………………....………………………………………………........4
1.1 Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………….4
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России…………………………………………………………………9
1.3 Виды, сроки и состав бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………………..13
2.Содержание бухгалтерской отчетности на примере предприятия ЗАО «ТАУРАС-ФЕНИКС»…………………………………………………………..18
2.1Характеристика ЗАО «ТАУРАС-ФЕНИКС»…………………………18
2.2 Подготовка данных для составления бухгалтерской отчетности….20
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Бухг(фин) отчетность.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма министерства финансов РФ и других ведомств;

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основным актом  первого уровня является федеральный  закон "о бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. № 129-фз. [6]. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести  гражданский кодекс РФ, федеральные законы "об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. № 208-фз, постановление правительства РФ "о программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6.03.1998 г. № 283 и др. [1,3,5].

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом  является министерство финансов РФ.

Методические  рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты  в соответствии с отраслевыми  и иными особенностями. Они разрабатываются министерством финансов РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы  самого предприятия определяют особенности  организации и ведения учета  в нем.

21 ноября 1996 г.  Впервые в истории России был  принят специальный федеральный  закон "о бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений, последнее от 24.03.2003 г. № 67н.

Положение следует  отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать закон о бухгалтерском учете.

К настоящему времени  разработано и введено 22 положения по бухгалтерскому учету, перечислим соответствующие нашей теме:

• "учетная  политика организаций". Пбу 1/98, утверждено приказом минфина РФ от 9.12.1998 г. № 60н (в ред. От 30.12.1999г.);

• "бухгалтерская  отчетность организации". Пбу 4/99, утверждено приказом минфина РФ от 6.07.1999 г. № 43н (в ред. От 30.12.1999 г.);

• "события  после отчетной даты". Пбу 7/98, утверждено приказом минфина РФ от 25.11.1998 г. № 56н;

• "доходы организации". Пбу 9/99, утверждено приказом минфина  РФ от 6.05.1999 г. № 32н (в ред. От 30.03.2001 г.);

• "расходы  организаций". Пбу 10/99, утверждено приказом минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н (в ред. От 30.03.2001 г.);

• "учет расчетов по налогу на прибыль". Пбу 18/02, утверждено приказом Минфина РФ от 19.10.2002 г. № 114н. [15].

Указанные положения  по бухгалтерскому учету разработаны  на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с  тем в них отражены основные особенности  российской системы учета.

В системе нормативного регулирования план счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. Не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб плану счетов придается первостепенное значение.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. В России действуют новые план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н. [8].

План счетов 2001 г. Является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и  видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании  плана счетов и инструкции по его  применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с министерством финансов РФ вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета относятся  к документам третьего уровня. Они  разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Укажем перечень основных нормативных документов третьего уровня согласно нашей теме:

• методические указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (утверждены приказом министерства финансов РФ от 13.06. 1995 г. № 49);

• методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом министерства финансов РФ от 20.07.1998 г. № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.03.2000 г. № 32н);

• методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом министерства финансов РФ от 28.12.2001 г. № 119н);

• методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утверждены приказом министерства финансов РФ от 28.06.2000 г. № 60н). [13].

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе.

Основными рабочими документами конкретной организации  являются:

• документ по учетной  политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных документов;

• графики документооборота;

• утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

1.3 Виды, сроки и состав  бухгалтерской отчетности.

В зависимости  от вида деятельности, предприятия обязаны составлять месячную или квартальную отчетность и годовую обязательно с конце отчетного года на 31 декабря.

Квартальная сдается  в течение 30 дней месяца, следующего за отчетным - органу государственной  налоговой инспекции и органу государственной статистической отчетности.

Годовая сдается  до 30 марта года, следующего за отчетным.

Формы бухгалтерской  отчетности утверждены приказом Минфина  России от 22 июля 2003 г. № 67н «о формах бухгалтерской отчетности организаций». [11]. Однако этим приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Фирма имеет право вносить в них изменения. Но права предприятий небезграничны. Утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, они должны соблюдать определенные требования. Главное - сохранить принципы построения этих форм. Например, разрабатывая собственную "версию" баланса, фирма не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т.д.).

Если бухгалтер  считает, что данных, указанных в  типовых формах, для формирования полного представления об имущественном  и финансовом положении фирмы  недостаточно, в бухгалтерскую отчетность можно включить те или иные дополнительные показатели.

Какие формы  должны быть в составе бухгалтерской  отчетности, также устанавливает  Минфин России. Так, годовая бухгалтерская  отчетность в себя включает:

  • - бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • - отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • - отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • - отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • - приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • - аудиторское заключение (если фирма должна пройти обязательную аудиторскую проверку по закону);
  • - пояснительная записка.

Малые предприятия, не применяющие "упрощенку" и не обязанные проводить аудиторскую  проверку, в составе годового отчета могут сдавать только две формы - бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Несколько слов об общих требованиях, которые нужно выполнить при составлении отчета. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. Исправления допускаются, но их нужно заверить подписью главного бухгалтера и руководителя фирмы.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством российской федерации (п. 2 ст. 15 федерального закона «о бухгалтерской отчетности»).

Представляемая  годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 федерального закона "о  бухгалтерском учете" бухгалтерская  отчетность может быть представлена пользователю:

  1. - организацией непосредственно;
  2. - передана через представителя организации;
  3. - направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
  4. - передана по телекоммуникационным каналам связи.

Днем представления  организацией бухгалтерской отчетности считается соответственно:

  1. - дата фактической передачи по принадлежности организацией непосредственно;
  2. - дата фактической передачи по принадлежности организацией через своего представителя;
  3. - дата отправки почтового отправления с описью вложения;
  4. - дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь  бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской  отчетности и обязан по просьбе организации  проставить отметку на копии бухгалтерской  отчетности о принятии и дату ее представления.

При получении  бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Однако на практике органы государственной статистики, инспекции федеральной налоговой  службы РФ требуют от организаций представления отчетности на бумажных носителях, а, кроме того, и дискету с файлами, содержащими отчетные формы, или требуют приобретения специального программного обеспечения для представления отчетности на дискетах. Особенно "усердствует" федеральная налоговая служба, принуждая сдавать на дискетах как налоговую, так и бухгалтерскую отчетность.

С 2007 года предприятия  практически принудительно заставляют отправлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи, или, говоря иначе, по электронной почте. Что конечно облегчает работу бухгалтера и имеет свои плюсы. При этом не надо ехать ни к получателю отчетности, ни на почту. Кроме того, и у получателей отчетности, и у почтового отделения установлены определенные часы работы или приемы, и не всегда они составляют полный рабочий день. Отчетность по e-mail можно отправлять вплоть до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.

Недостатком данной формы представления отчетности является то, что "электронная" отчетность только тогда становится официальным  документом, когда она заверена так называемой электронной цифровой подписью в соответствии с федеральным законом РФ n 1-фз от 10 января 2002 г. "об электронной цифровой подписи", так как на ней ни руководитель организации, ни главный бухгалтер не могут поставить своих собственноручных подписей. [4].

Кроме того, сдачу  отчетности по электронной почте  можно производить только имея специальное  программное обеспечение - "средства электронной цифровой подписи", представляющие собой аппаратные и (или) программные  средства, обеспечивающие возможность указания электронной цифровой подписи на отправляемой отчетности, а также заключив договор со специализированной организацией на обслуживание.

Актуальным остается вопрос и о том, не только как предоставить отчетность пользователю, но и на чем ее предоставить. Так, в соответствии с п. 6 ст. 13 "состав бухгалтерской отчетности" федерального закона "о бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях, или при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 вышеназванного закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с федеральным законом № 1-фз от 10.01.2002 г. «об электронной цифровой подписи». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Порядок формирования и сдачи бухгалтерской отчетности