Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и отражение в учете ее результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
1. Изучить теоретические основы бухгалтерского учета по инвентаризации активов и обязательств;
2. Изучить организацию учета по инвентаризации активов и обязательств;
3. Выявить пути совершенствования учета по инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в учете.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы бухгалтерского учета по проведению инвентаризации активов и обязательств……………………………………….5
Характеристика предмета исследования………………………………….5
1.2 Нормативное регулирование проведения инвентаризации активов и обязательств ……………………………………………………………………..10

2 Организация учета по инвентаризации активов и обязательств…………...13
2.1 Порядок проведение инвентаризации и оформления ее результатов…....13
2.2 Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете……………………………………………………………………………....27

3 Совершенствование учета по инвентаризации активов и обязательств и отражения в учете ее результатов……………………………………………...36
3.1 Совершенствование организации бухгалтерского учета…………………36
3.2 Совершенствование бухгалтерского учета по инвентаризации активов и обязательств……………………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

     Инвентаризация  иных видов имущества  и обязательств

     При подготовке годового бухгалтерского отчета инвентаризации также подлежат:

- финансовые вложения;

- расходы будущих периодов;

- незавершенное производство;

- денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности;

- расчеты;

- резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.

     При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. [25]

     Перед началом проведения инвентаризации ценных бумаг составляется инвентаризационная опись по форме № ИНВ-16, в которой приводится перечень, количество и номинальная стоимость ценных бумаг по данным бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации комиссия отражает в этой описи фактическое наличие ценных бумаг и результаты сопоставления с данными бухгалтерского учета. [25]

     В ходе инвентаризации расходов будущих  периодов комиссия по документам устанавливает  сумму, подлежащую отражению на счете  расходов будущих периодов и отнесению  на расходы в течение документально  обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой. По ее результатам оформляется акт по форме № ИНВ-11, в котором перечисляются отдельные виды таких расходов, дата их возникновения и размер, срок погашения, списанная до начала инвентаризации сумма расхода и расчетный остаток расходов, подлежащих списанию в будущем периоде. [25]

     При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, определяется:

А) фактическое наличие заделов и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

Б) фактическая комплектность незавершенного производства (заделов);

В) остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

     Инвентаризация  кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40. [25]

     Проверка  фактического наличия бланков строгой  отчетности производится по их видам, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

     Инвентаризация  денежных средств, находящихся на счетах в банках производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих  балансовых счетах по данным бухгалтерского учета, с данными выписок банков. [25]

     Инвентаризация  счета 57 "Переводы в пути" производится путем сверки числящихся на этом счете  сумм с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий  сопроводительных ведомостей на сдачу  выручки инкассаторам банка и т. п.

     Инвентаризация  расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учета расчетов с банками и  другими организациями по кредитам и займам, с бюджетом по налогам  и сборам, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Инвентаризация расчетов оформляется актом по форме № ИНВ-17, в котором отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности приводится информация о состоянии расчетов по балансу. [25]

     Наконец, инвентаризация резервов предстоящих  расходов и платежей направлена на проверку правильности и обоснованности созданных в организации резервов предстоящих расходов и платежей.

     Результаты  инвентаризации иных видов имущества  отражаются в бухгалтерском учете в выше описанном порядке. Расхождения в суммах дебиторской и кредиторской задолженности списываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы". [25]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Совершенствование  учета по инвентаризации  активов и обязательств  и отражения в учете ее результатов

 

     3.1 Совершенствование  организации бухгалтерского учета

 

     В течение девяностых годов шла  непрерывная работа по совершенствованию  бухгалтерского учета в России, применению международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности. Начали с разработки и внедрения методики бухгалтерского учета для совместных предприятий, во множестве появившихся в конце восьмидесятых годов.

     В 1992 году был предложен и начал  применяться новый план счетов бухгалтерского учета. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из десяти классов с трехзначной нумерацией кодов синтетических счетов, двумя-тремя резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета. Неприемлемое условие такого перехода - полное изменение кодирования применяемых синтетических счетов, что повлечет необходимость переделки компьютерных программ бухгалтерского учета, дезорганизует работу бухгалтеров, аудиторов, налоговых инспекторов и других заинтересованных лиц. В связи с этим была предложена трехзначная система счетов, например, 10.3 - Материалы-топливо и т.д. Было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Вводится новый порядок учета накоплений, финансирования капитальных вложений и формирования капитала организаций и предприятий, создаются возможности для учета операций по капитализации арендного имущества, резервов по сомнительным долгам, расчетов с акционерами, вексельного обращения и некоторых других явлений рыночной экономики. [18]

     Работа  над проектом Закона о бухгалтерском  учете показала, что жесткое регламентирование  методологии и организации бухгалтерского учета неприемлемо. Нужно переходить к новым регламентирующим документам - стандартам бухгалтерского учета. Первым был утвержден стандарт об учетной политике предприятия, содержащий общие правила бухгалтерского учета, повсеместно применяемые в мировой практике финансового учета и отчетности. [18]

     Наконец, был принят стандарт "Бухгалтерская  отчетность организации", который максимально приблизил ее структуру и содержание к международным правилам, принятым в Объединенной Европе и в др. странах. В этом стандарте определено, что достоверной считается бухгалтерская отчетность, основанная на системном бухгалтерском учете, информация которого формируется исходя из принципов и правил, изложенных в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Этот стандарт даст толчок для развития совместных предприятий. [18]

     Мировой и наш небольшой российский опыт бухгалтерского учета в интересах налогообложения свидетельствует о том, что никакие параллельные системы учета не нужны. Тем более что налогооблагаемая прибыль и иные налоговые показатели могут быть получены из бухгалтерской информации путем корректирования бухгалтерских показателей в соответствии с правилами налогообложения расчетным путем и на основе выборки и обобщения необходимых данных из аналитического учета. Сосуществование бухгалтерского и налогового учета в одних и тех же организациях удорожит учет, потребует привлечения новых бухгалтеров, которых и так недостаточно. Неизбежно снижение профессионализма бухгалтерских кадров, что нанесет ущерб всем пользователям бухгалтерской информации, а также интересам фискальной политики. Т.е. в условиях нестабильности экономической ситуации более остро стоит вопрос о состоянии бухгалтерского учета на предприятии, т.к. многие предприятия выходят на международный рынок и это требует скорейшего усовершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и налогового законодательства. [25]

 
 

     3.2 Совершенствование  бухгалтерского учета  по инвентаризации активов и обязательств

 

     На  качество, оперативность и экономичность  проведения инвентаризации значительно  влияет количественный и качественный состав инвентаризационных комиссий. К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, бухгалтера и другие работники, хорошо знающие цены, учёт и отчётность, не маловажное значение имеет образование, а так же стаж работы, непосредственно и стаж работы на занимаемой должности. При проведении контроля материалы инвентаризаций, с целью их достоверности и качества инвентаризационной работы необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях. К ним относятся: 
а) не оговорённое исправление цены, количества и суммы;            
б) подчистки записей, добавление и дописки цифр; 
в) неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам инвентаризационных описей; 
г) не соответствие количества единиц товаров по странице описи количеству, указанному инвентаризационной комиссией; неправильный подсчёт итогов на отдельных страницах и в инвентаризационной описи в целом; 
е) указание в инвентаризационной описи завышенных остатков отдельных товаров; 
ж) записи об остатках определённых ТМЦ в описи на конец отчётного периода в большем объёме, чем записи тех же ТМЦ в описи на начало периода (если по этим товарам не было движения). 
            Для выявления хищений, характеризующиеся указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательно проведённой проверки тех операций, которые содержат отдельные формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов встречной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений. В целях пресечения злоупотреблений и нарушений при составлении инвентаризационных описей и сокращения сроков инвентаризационной работы необходимо совершенствовать технику её проведения. [21]                                                             
           Совершенствование методов проведения инвентаризаций должно быть направлено на применение многочисленных документов, в которые будут записываться данные о наличии ценностей специальным шрифтом, воспринимаемым как человеком, так и компьютером. Определение результата инвентаризации является одним из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации. Между тем некоторые руководители не рассматривают инвентаризационные описи и не дают по ним своего заключения. При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить ТМЦ в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих ТМЦ. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации. Следует рекомендовать инвентаризационной комиссии определить предварительные результаты на месте, немедленно по окончании инвентаризации и до открытия предприятия. Предварительные результаты определяются путём сравнения остатков по товарно-денежному отчёту с фактическими остатками по описи. Предварительные результаты носят оперативный характер и документального отражения не находят. Улучшению качеству проводимых инвентаризаций и повышению отчётности членов инвентаризационной комиссии и работников способствуют контрольные проверки проведённых инвентаризаций. [21]

     Поэтому необходимо проверять выполнение планов контрольных проверок, каковы их результаты, какие применяются меры к лицам, проводившим инвентаризацию на низком уровне. Исследования показывают, что  иногда они проводятся формально  и не компетентными лицами. Контрольные проверки должны возглавлять авторитетные лица. Желательно, чтобы контрольные проверки осуществляли и вневедомственные органы. Проверке должны подлежать ценности, количество которых вызывает сомнение у проверяющего. Рекомендуется проверять одноимённые ценности, находящиеся в одном помещении, но записанные в разных местах инвентаризационной описи, а также ценности, записанные в конце описи. Имели место случаи, когда результаты инвентаризаций искажались по причине некачественной и несвоевременной проверки бухгалтером товарно-денежных отчётов материально ответственных лиц за инвентаризационный период. Что свидетельствует о целесообразности проведения при необходимых обстоятельствах после инвентаризации документальной ревизии, анализа товарных запасов, поступления, реализации и внутреннего перемещения товаров, а так же своевременности и полноты оприходования товаров, отпущенных поставщиками по оплаченным и не оплаченным документам, сдачи выручки. Только при этом условии контрольные проверки будут действенны и достигнуты [21]. В настоящее время широкое распространение при обработке инвентаризационных документов получили самые разнообразные средства вычислительной и организационной техники. Объясняется это прежде всего большим объёмом счётной технической работы, которую необходимо выполнить в сжатые сроки с наименьшими трудовыми запасами.

 
 
 

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательной  и   неотъемлемой частью учета имущества предприятия.

     С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.

          Цели данной работы были достигнуты: были рассмотрены теоретические основы бухгалтерского учета по инвентаризации активов и обязательств; организацию учета по инвентаризации активов и обязательств; выявили пути совершенствования учета по инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в учете.  

         Инвентаризации подлежат все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бюджетном учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

     Проведение  инвентаризации имеет множество  особенностей для различных видов  инвентаризируемых объектов и различных  хозяйственных ситуаций.

     Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском учете», была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания небухгалтерского права (гражданского, авторского, трудового и т.д.).

     Для совершенствования бухгалтерского учета по инвентаризации активов и обязательств на предприятии рекомендуется проведение следующих мероприятий:

     - К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, бухгалтера и другие работники, хорошо знающие цены, учёт и отчётность, не маловажное значение имеет образование, а так же стаж работы, непосредственно и стаж работы на занимаемой должности;

     - При проведении контроля материалы инвентаризаций, с целью их достоверности и качества инвентаризационной работы необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях;

     - При тщательном изучении руководителем инвентаризационных описей представляется возможность определить ТМЦ в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих ТМЦ;

     -  Качественная и своевременная  проверка результатов инвентаризаций бухгалтером товарно-денежных отчётов материально ответственных лиц за инвентаризационный период во избежание искажений в результатах и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

<

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и отражение в учете ее результатов