Порядок составления консолидированной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является методика составления консолидированной отчетности. Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение порядка составления консолидированной бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленных целей были определены следующие основные задачи:
- дать определение консолидации и определить необходимость составления консолидированной отчетности;
- рассмотреть виды консолидированной отчетности и их особенности;
- ознакомиться с этапами консолидации и методами консолидации предприятий;
- на примере дочерней компании ООО «Квота» составить консолидированный баланс.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…... 3 3
1. Понятие консолидации финансовой отчетности.................................... 5
2. Виды консолидированной (сводной) отчетности….……………..….... 8
3. Требования и правила составления сводной отчетности…….……….. 15
4. Этапы консолидации, методы составления консолидированной отчетности………………………………………..…………………………..
18
5. Порядок составления консолидированного баланса на примере дочернего предприятия ООО «Квота»………………………………..……
28
Заключение ……………………………………………….…………….……
32
Список использованной литературы …………………………….…….…..
34

Работа состоит из  1 файл

Курсовик БФО.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)
  • описания и количества выпущенных акций наряду с процентом акций каждого предприятия, дающих право голоса, обмененных с целью объединения долей капитала;
  • суммы активов и обязательств, внесенных каждым предприятием;
  • сведений о доходе от продаж, другой выручке от производственной деятельности, чрезвычайных статьях и чистой прибыли или убытке каждого предприятия до даты объединения, которые включаются в чистую прибыль или убыток, отраженных в финансовых отчетах объединенного предприятия.

      Консолидированная отчетность включает помимо баланса консолидированный отчет о прибылях и убытках. При составлении такого отчета финансовые результаты деятельности объединяющихся компаний, их представление будут зависеть от способа объединения — покупки или слияния.

      При покупке финансовые результаты включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках только с даты приобретения, а при слиянии — за весь финансовый год.

      Следует отметить, что слияние является более  предпочтительным для предприятий, стремящихся максимизировать показатели продаж, прибылей, активов и минимизировать расходы в результате такого объединения.

      Следующий этап консолидации — консолидация отчетности предприятий, проработавших какой-то срок в составе группы.

      При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с необходимостью элиминирования статей.

      Статьи, подлежащие элиминированию, – это статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики деятельности группы.

      Внутрифирменные операции схожи с операциями между подразделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении дивидендов. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках, как и внутрифирменные остатки по расчетам.

      При составлении консолидированной  отчетности подлежат элиминированию следующие  расчеты:

  • задолженность по еще не внесенным в уставный капитал вкладам;
  • авансы полученные или выданные;
  • займы компаний, входящих в группу;
  • взаимная дебиторская и кредиторская задолженности компаний группы (поскольку единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской задолженности сама себе);
  • другие активы и ценные бумаги;
  • расходы и доходы будущих периодов;
  • непредвиденные операции.

      Если  суммы дебиторской задолженности  одной компании полностью соответствуют  суммам кредиторской задолженности  другой компании, входящей в группу, то они взаимно элиминируются.

      При составлении последующих консолидированных отчетов о прибылях и убытках корректировки проводятся в четырех основных направлениях:

      1) исключение промежуточных результатов,  вызванных внутригрупповыми продажами;

      2) амортизация деловой репутации, возникшей при создании группы;

      3) амортизация отклонения справедливой  стоимости активов и обязательств от их балансовой стоимости, включенного в состав данных статей при первичной консолидации;

      4) выделение доли меньшинства в результатах деятельности дочернего общества.

      При инвестировании менее 100% в капитал  покупаемого предприятия возникает  так называемая доля меньшинства. Это  доля сторонних акционеров, которая  в консолидированной отчетности должна отражаться отдельно от капитала группы.

      Доля  меньшинства и чистых активов консолидированных дочерних предприятий должна быть определена и отдельно представлена в сводном балансе. Доля меньшинства в прибылях (убытках) дочерних предприятий за отчетный период должна быть определена и отдельно представлена в Отчете о прибылях и убытках.

      Доля  меньшинства при этом в сводном  балансе определяется расчетным путем исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации акций в их общем количестве. Величина капитала дочернего общества определяется как итог раздела III «Капитал и резервы» его бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».

      В сводном балансе показатель доли меньшинства отражается за итогом раздела III баланса. В сводном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации; эта доля определяется расчетным путем исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве.

      В сводном отчете о прибылях и убытках  показатель доли меньшинства показывается отдельной статьей по вписываемой строке; доходы и расходы также выделяются отдельной статьей. Доходы и расходы группы в сводном отчете приводятся за минусом соответствующих доходов и расходов меньшинства.

      Если  показатель доли меньшинства в убытках  дочернего общества больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества, то на сумму разницы уменьшается величина резервного капитала (при его недостаточности — добавочного, затем уставного) дочернего общества, включаемого в сводную бухгалтерскую отчетность.

      К сводному балансу и отчету о прибылях и убытках деятельности группы прилагается пояснительная записка, в составе которой дается перечень всех дочерних обществ с раскрытием ряда данных (наименования обществ, места государственной регистрации или ведения хозяйственной деятельности, величины уставного капитала, доли участия основного (преобладающего) в этих обществах или в их уставном капитале).

      В записке приводится также стоимостная  оценка на отчетную дату влияния приобретения или выбытия дочерних или зависимых обществ на финансовое положение группы и на финансовые показатели группы за отчетный период.

      В пояснительной записке к консолидированной  бухгалтерской отчетности головная организация приводит также расшифровку своих вложений в разрезе каждого зависимого общества (в разделе, посвященном финансовым вложениям):

  • данные о наименовании зависимого общества,
  • его юридический адрес,
  • величина уставного капитала,
  • доля головной организации в общей сумме вклада, а также изложение намерений о дальнейшем участии.

      Пояснительная записка к сводной отчетности содержит также объяснения тех случаев, когда показатели дочерних и зависимых обществ отражаются в сводной бухгалтерской отчетности непосредственно как финансовые вложения, к которым не применяются рассмотренные принципы и правила консолидации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Порядок составления  консолидированного  баланса на примере  дочернего предприятия  ООО «Квота» 

      Примером  составления одного из вариантов  консолидированного баланса может служить схема, представленная в таблице 2.

      Таблица 2

      Таблица по составлению консолидированного баланса

Статьи  баланса Материнская компания ООО «Квота» (дочернее предприятие) Собственный капитал дочернего предприятия, принадлежащий Элиминирование Консолидированный баланс
 
 
Актив Пассив Актив Пассив группе (70%) меньшинству (30%) Актив Пассив Актив Пассив
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 . Внеоборотные активы: 129520    9830    - - 105 4725 134730   
1.1. Деловая репутация  0    0    - - 105 - 105   
1.2. Основные средства 97532    8400    - - - - 105932   
1.3. Инвестиции в дочерние общества 4725    0    - - - 4725 -   
1.4. Прочие внеоборотные активы 27263    1430    - - - - 28693   
2. Оборотные активы  193099    10555    - - - - 203654   
Баланс 322619 - 20385 - - - - - 338384 -
3. Капитал и резервы:     135078    7730 - - - -    135869
3.1. Уставный капитал    65004    2915 2040.5 874,5    2040.5    65004
3.2. Добавочный капитал     23942    940 658 282    658    23942
3.3. Резервный капитал    14081    1720 1204 516    1204    14081
3.4. Нераспределенная прибыль прошлых лет    16476    1025 717.5 307.5    717.5    16476
3.5. Нераспределенная прибыль отчетного  периода     15575    1130 791 339          16366
4. Доля меньшинства - - - - - - - - - 2319
5. Прочие пассивы    187541    12655 - - - - - 200196
Баланс - 322619 - 20385 5411 2319 - - - 338384
 

      Здесь рассматривается случай, когда анализируемая организация приобрела 70% обыкновенных акций предприятия ООО «Квота», и инвестиции основного общества в дочернее составили 4725 тыс. руб.

      1. Определяется балансовая стоимость  собственного капитала дочернего предприятия ООО «Квота» на дату приобретения акций материнской анализируемой организацией:

      уставный  капитал + добавочный капитал + резервный капитал + нераспределенная прибыль прошлых лет = 2915 + 940 + + 1720 + 1025 = 6600 тыс. руб.

      2. Рассчитывается балансовая стоимость доли собственного капитала дочернего общества «Квота»:

      0,70 х 6600 тыс. руб. = 4620 тыс. руб.

      3. Сравнивается величина инвестиций материнской анализируемой организации в дочернее предприятие и балансовая стоимость приобретенной доли собственного капитала дочернего предприятия; рассчитывается денежная оценка деловой репутации, возникающей при консолидации:

      4725 тыс. руб. - 4620 тыс. руб. = 105 тыс. руб. Эта величина отражается в активе консолидированного баланса.

      4. Из консолидированного баланса  группы полностью исключаются показатели по статье «Инвестиции в дочерние общества» в сумме 4725 тыс. руб.

      При этом 4620 тыс. руб. элиминируются с балансовой стоимостью доли собственного капитала дочернего общества, купленной материнской организацией. Поэтому эта часть собственного капитала дочернего общества «Квота» в консолидированном балансе не отражается.

      Оставшиеся 105 тыс. руб. инвестиций в дочернее предприятие отражаются в статье «Деловая репутация предприятия» консолидированного баланса.

      5. Определяется доля меньшинства,  которая включает две составляющие:

      30% балансовой стоимости собственного  капитала дочернего предприятия, т.е. 0,30 х 6600 тыс. руб. = 1980 тыс. руб.;

      30% от прибыли, полученной дочерним  предприятием после продажи его  акций материнской анализируемой  организации, т.е. «послепродажная» прибыль (отчетного периода) = 0,30 х 1130 = 339 тыс. руб.

      Таким образом, доля меньшинства составляет 1980 тыс. руб.+ 339 тыс. руб. = 2319 тыс. руб. Эта сумма отражается в консолидированном балансе отдельной строкой пассива.

Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности