Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости на примере ОАО "Саратовдизельаппарат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические основы и действующую практику позаказного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Данная цель реализуется следующими задачами:
- исследовать общую характеристику и виды позаказной калькуляции затрат;
- отразить особенности документооборота и учетных процедур по учету затрат в системе позаказной калькуляции себестоимости;
- изучить методику калькуляции себестоимости специального заказа, партии товара и контракта.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………3

1. Основные понятия о калькулировании себестоимости.……….………..4

1.1.Роль калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете…………………………………………………………………....4

1.2. Принципы калькулирования, его объект и методы………………….10

1.3. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………………………………………………..……….12

2. Финансово-экономическая характеристика предприятия ОАО "Саратовдизельаппарат"……………………………………………………....16

3. Позаказный метод калькулирования себестоимости …………………..22

3.1. Сущность позаказного метода учета затрат на производство продукции……………………………………………………………....22

3.2. Отражение затрат на счетах бухгалтерского учета при использовании позаказного метода учета………………………………………….……26

3.3. Совершенствование распределения косвенных затрат при позаказном методе………………………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

БУУ.docx

— 94.93 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим теперь порядок учетных  записей в условиях позаказного  метода калькулирования. В развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов, размещенных в данный момент на предприятии. Как отмечалось выше, регистром для организации аналитического учета являются карточки заказов.

Прямые затраты материалов в  соответствии с полученными первичными документами списываются на соответствующие  заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо  относится на соответствующие заказы.

Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление  и т.п.) между отдельными производственными  заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного  периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.

Одно из решений данного вопроса – ждать окончания отчетного периода и затем, зная общую фактическую сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. На практике обычно идут другим путем: косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.

Расчет бюджетной ставки распределения  косвенных расходов выполняется  бухгалтерией накануне наступающего отчетного  периода в три этапа:

1. Оцениваются косвенные расходы  предстоящего периода.

В значительной степени точность этого  прогноза зависит от опыта, знаний и  интуиции бухгалтера-аналитика, так  как, давая подобные прогнозы, необходимо учесть многие факторы – как объективные (не зависящие от деятельности предприятия), так и субъективные (зависящие от него).

2. Выбирается база для распределения  косвенных расходов между отдельными  производственными заказами, и прогнозируется  ее величина. При этом под базой  понимается какой-либо технико-экономический  показатель, который, с точки зрения  руководства предприятия, наиболее  точно увязывает общепроизводственные  косвенные расходы с объемом  готовой продукции.

База для распределения косвенных  расходов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических особенностей его деятельности, характера выполняемых  заказов, их размера, количества и т. д., записывается в учетной политике предприятия и является таковой  в течение всего финансового  года.

3. Рассчитывается бюджетная ставка  путем деления суммы прогнозируемых  косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Отражение затрат на счетах бухгалтерского учета при использовании позаказного метода учета

 

Учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и накладные расходы, а  также распределение накладных  расходов, производимое на требуемом  уровне детализации, но этот процесс  всегда ограничивается конкретным заказом.

Для документирования операций по учету  затрат применяются первичные учетные  документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборные карты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда – расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработной платы. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учета затрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойные листки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационные описи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочные расходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.

Заказы открывают на одно изделие  в индивидуальном и на несколько  изделий в мелкосерийном производстве. Основанием для открытия заказов  служат договоры с заказчиками на изготовление того или иного вида продукции. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальных  бланках, которые затем поступают  в цехи-исполнители заказов и  бухгалтерию. Каждому заказу присваивают  код, который проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим  и др. Следовательно, аналитический  учет ведут в карточках, открываемых  на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьям калькуляции.

Таким образом, основным учетным регистром  является карточка учета заказов. Эта  же карточка может выполнять контрольную  функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.

Охарактеризуем  карточку регистрации затрат по заказу. В карточке регистрации затрат по заказу содержатся номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимый для выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужно произвести. Затраты регистрируются по мере прохождения  изделия по стадиям производства, обычно соотносимым с определенными  структурными подразделениями. Таким  образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказа и  разграничивает персональную ответственность  руководителей подразделений за выполнение заказа.

Во многих случаях  в карточку производственного заказа могут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке  и т.п., а также итоговые данные по затратам, что дополняет отчет  о себестоимости. Очевидно, что степень  детализации информации, необходимой  для обеспечения заказа, варьируется  в зависимости от условий конкретного  контракта или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма  затрат, зарегистрированная в карточках  заказов на конец отчетного периода, будет равна остатку по счету  «Незавершенное производство» на указанную  дату.

Перечень операций, которые должны быть произведены  для исполнения заказа, составляет производственный график. В этой части  данная форма повторяет одну из функций  рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию  операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения  операций к конкретному заказу, поэтому  он также может быть использован  для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в  производстве, так и тех, которые  еще только должны начаться.

Цель производственного  графика – согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия.

После окончания выполнения заказа и его технической приемки  представителями заказчика, производственным отделом обычно выписывается и рассылается  цехам и бухгалтерии предприятия  извещение о закрытии заказа, после  чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу.

От четкости и оперативности  обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения.

Рассмотрим ведение учета на предприятии на примере заказа № 185/4.

В феврале 2011 года предприятие получает заказ от ОАО «КАМАЗ», Заказу присвоен номер 185/4, который в дальнейшем проставляют на всех документах по прямым затратам производства (на лимитно-заборных картах, в требованиях, маршрутных листах и других документах на работы по выполнению заказа). В заказе на изготовление насосов НСШ 20 (47 шт. – изделие А) и клапан пневмотический ( 84 шт. – изделие Б) указано, что изготовление будет осуществляться в цехах предприятия в течении 2 месяцев.

После составления всех необходимых  документов по этому заказу открывается  счет 20 «Основное производство» - субсчет  «заказ  185/4».

Группировку затрат по данному заказу осуществляют в таблице распределения  расхода материалов, заработной платы  в карточках учета производства. Себестоимость одного вида изделий  определяют делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных  изделий. Разделив сумму по каждой статье на количество выпуска, получают постатейную  сумму затрат на одно изделие.

При изготовлении и реализации заказа имели место следующие прямые расходы ( таб. №  6).

 

 

 

 

 

Таб. № 6. Прямые затраты на выполнение заказа № 184/5, тыс. руб.

Расходы

Изделие А

Изделие Б

Всего

Дт 20 -185/4

 

февраль

март

февраль

март

   
  1. Сырье и материалы

20

7

58

-

85

Кт 10

  1. Расходы на оплату труда

48

6

36

6

96

Кт 70

  1. Страховые взносы

16

2

12

2

32

Кт 69

  1. Сумма ам-ции

1

1

2

1

5

Кт 02

  1. Всего

85

16

108

9

218

-


 

Сумма прямых затрат по окончании  месяца остается на счете 20 как незавершенное  производство.

Расходы, которые не могут быть непосредственно  отнесены на конкретный заказ, при данном методе учета относят к косвенным  накладным затратам. Они составляют значительную часть расходов и подразделяются, как правило, на две группы: общепроизводственные (учитывают на счете 25) и общехозяйственные (отражают на счете 26). Их распределяют по заказам согласно принятой базе.

В данном предприятии за базу берется заработная плата рабочих занятых в основном производстве.

Таб. № 7. Косвенные затраты по предприятию  за период выполнения заказа, тыс. руб.

Расходы

февраль

март

Всего:

  1. Общепроизводственные, в т. ч.

221

203

424

Зароботная плата обслуживающего персонала

84

83

167

Страховые взносы

29

28

57

Услуги сторонних организаций

108

92

200

  1. Общехозяйственные расходы, в т. ч.

335

364

699

Зароботная плата АУП

215

207

422

Страховые взносы

73

70

143

Рекламные расходы

16

28

44

Инвентарь и оборудование

7

35

42

Арендная плата

19

19

38

Ам – ция

5

5

10

Всего косвенных расходов:

556

567

1123


 

Далее все косвенные затраты распределяются между заказами согласно принятой базе.

Общая заработная плата рабочих, занятых в основном производстве, составила 819 и 887 тыс. руб. в феврале и марте соответственно.

Далее находим  необходимые коэффициенты.

Февраль – 556/819 = 0.6789

Март  – 567/887 = 0.6392

Далее распределяем косвенные расходы между заказами на 20 счете (данное распределение происходит ежемесячно).

 

Таб. № 8. Распределение косвенных затрат, тыс. руб.

Счет 20 «Основное производство»

Заработная плата рабочих основного  производства

Косвенные расходы

 

февраль

март

февраль

март

Заказ 117/2 в т. ч.

204

332

138

212

Продукция А

70

112

47

72

Продукция Б

70

220

47

140

Продукция В

64

-

34

-

Заказ 132/4, в т. ч.

36

-

24

-

Продукция А

36

-

24

-

Заказ 144/1, в т. ч.

218

214

149

137

Продукция А

107

119

73

76

Продукция Б

42

43

29

28

Продукция В

69

52

47

33

Заказ 152/1, в т. ч.

307

299

208

191

Продукция А

307

299

208

191

Заказ 184/5, в т. ч.

54

42

37

27

Продукция А

48

36

33

23

Продукция Б

6

6

4

4

Всего:

819

887

556

567

Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости на примере ОАО "Саратовдизельаппарат"