Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление и более углубленное изучение позаказного метода калькулирования себестоимости продукции. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику калькулирования себестоимости продукции;
определить сущность и область применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости;
рассмотреть организацию позаказной системы калькулирования себестоимости;
отразить особенности документирования учетных операций в системе позаказной калькуляции;
проанализировать преимущества и недостатки позаказного калькулирования.
Основной формой сбора (аккумулирования) материальных затрат для целей калькулирования себестоимости заказа при позаказном методе является требование на отпуск материалов, в котором указываются: тип и количество отпускаемых со склада сырья и материалов (количественные показатели); сумма, на которую материалы списываются на производство конкретного заказа (стоимостные показатели); разрешение на их отпуск со склада (основание для передачи материалов со склада в производство). Заполненные требования на отпуск материалов служат основой для отнесения стоимости материалов на затраты основного производства (в случае прямых затрат) или на накладные расходы (в случае косвенных затрат). Сумма прямых материальных затрат вносится в карточку регистрации затрат по заказу.
Иногда применяются идентификационные бирки как средство выделения материалов, используемых для выполнения конкретного заказа. Однако такая форма предполагает идентификацию материалов только в натуральных показателях и не содержит данных по затратам. Основная цель применения идентификационных бирок при позаказной системе калькулирования - контроль надлежащего отнесения затрат, отраженных в других формах.
Подобно нормативам материальных затрат, нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования (производительности) труда и нормативов цены труда (ставок заработной платы). Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы. Наиболее широко применяемыми формами учета труда являются рабочий талон, табель рабочего времени и ведомость начисления заработной платы, которые могут использоваться в различных сочетаниях.
Независимо от применяемых
форм учета трудозатрат для
Накладные расходы включают в себя затраты труда вспомогательных рабочих, стоимость дополнительных материалов и другие косвенные расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ. В себестоимость продукции накладные расходы должны входить по видам работ, так как они распределяются на каждый заказ.
В связи с этим существенной проблемой является процесс установления нормативных ставок распределения производственных накладных расходов. Обычно нормативная ставка распределения накладных расходов базируется на трудочасах основных рабочих или машиночасах работы оборудования. В качестве базы распределения должен выбираться тот фактор, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения, или, иными словами, фактор, вызывающий накладные расходы (например, для освещения и отопления - соответственно площадь и объем помещения и т.п.). Когда соответствующая база выбрана, определяется величина накладных расходов на единицу соответствующего производственного фактора для каждого подразделения.
Полученное значение или ставка распределения накладных расходов используется для определения накладных расходов по каждому заказу,
выполненному в данном подразделении.8
Составление отчета о себестоимости заказа завершает комплекс работ при позаказной системе калькулирования. Его целью является обобщение информации о собранных для выполнения конкретного заказа затратах (как в общей сумме, так и в разрезе элементов затрат). Причем в отчете о себестоимости присутствуют как плановые данные по затратам, так и фактические, что позволяет использовать отчет для оценки работы подразделений и контроля затрат по конкретному заказу.
При позаказной системе отчет о себестоимости решает также еще одну задачу - накопление операций и затрат по подразделениям.
Основные правила при составлении отчётов:
Во-первых, данные, представленные в отчетах, должны быть сопоставимыми. Лучшей базой для сопоставления в управленческом учете признаются стандарты (нормы) и бюджеты (сметы). Поэтому чаще всего отчеты о себестоимости включают сметные и фактические данные и отклонения между ними.
Во-вторых, отчеты не должны
быть слишком детализированными. Основной
ошибкой отчетов о
В-третьих, отчеты
о себестоимости не должны быть слишком
сложными для понимания. Отсутствие
простоты также является одним из
основных их недостатков. Поскольку
отчеты о себестоимости обобщают
сложную взаимосвязь
После окончания выполнения заказа и его технической приемки представителями заказчика, производственным отделом обычно выписывается и рассылается цехам и бухгалтерии предприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, в электротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служит сдаточная накладная.
От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.
Принципиальные преимущества позаказного метода заключаются в следующем.
Во-первых, применение позаказной системы обеспечивает базу для планирования производственных затрат и продажных цен по будущим заказам.
Во-вторых, позаказная система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции может быть использована для оценки эффективности выполнения заказов. Себестоимость продукции по аналогичным заказам можно сравнивать через определенные промежутки времени для того, чтобы определить, остаются ли издержки в ожидаемых пределах. Если наблюдается рост издержек, то детализированная информация в соответствующих учетных регистрах позволит выявить причины такого роста. Иными словами, позаказная система способствует сопоставлению затрат по отдельным заказам, дает возможность выявить наиболее рентабельные заказы как в целом, так и по отдельным операциям в аналогичных заказах.
Вместе с тем, позаказному методу присущи и определенные недостатки.
Во-первых, позаказный метод обычно требует достаточно большого уровня детализации и, следовательно, большей счетной работы, на что затрачиваются определенные средства. Однако стоимость получения точных данных по заказам может не компенсироваться получаемой прибылью, иными словами, может не соблюдаться принцип экономической целесообразности.
Во-вторых, если оно осуществляется в промежуток времени между выполнением отдельных заказов и применительно к различному количеству продукции, производимой по разным заказам. Использование нормативных затрат может частично уменьшить этот недостаток, однако в то же время увеличить стоимость ведения учета.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 6
Закрытое акционерное общество «Альда-сервис» занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомототранспортных средств. В структуре общества организованы два отдела: административный и производственный. Состав и количество работающих и занимаемые должности представлены в штатном расписании.
Должность |
Количество вакансий |
Должностной оклад, руб. |
Администрация Генеральный директор |
1 |
48 000 |
Заместитель директора |
1 |
32 000 |
Главный бухгалтер |
1 |
25 000 |
Бухгалтер |
2 |
12 500 |
Секретарь |
1 |
10 000 |
Инженер по информационным технологиям |
1 |
15 000 |
Экономист |
1 |
20 000 |
Уборщица |
1 |
5000 |
Итого по отделу |
9 |
|
Производственный отдел Начальник отдела |
1 |
30 000 |
Мастер-приемщик |
2 |
20 000 |
Слесарь по ремонту автомашин |
8 |
Оплата по сдельным расценкам |
Жестянщик |
2 | |
Маляр |
2 | |
Эксперт по продаже запчастей |
2 |
20 000 |
Кладовщик |
2 |
20 000 |
Водитель |
1 |
20 000 |
Уборщица |
1 |
7000 |
Итого по отделу |
21 |
|
Всего по обществу |
30 |
На балансе акционерного общества числятся основные средства.
№ п/п |
Наименование оборудования |
Количество |
Первоначальная стоимость, руб. |
1 |
Цифровой тестер |
1 |
60 000 |
2 |
Комплект инструментов |
1 |
40 000 |
3 |
Устройство для подкачки шин |
1 |
25 000 |
4 . |
Компрессор |
1 |
25 000 |
5 |
Гидропресс |
1 |
24 000 |
6 |
Устройство для замены тормозной жидкости |
1 |
15 000 |
7 |
Покрасочная камера |
1 |
40 000 |
8 |
Комплект демонтажа стекол |
1 |
30 000 |
9 |
Прибор измерения люфтов |
1 |
21 000 |
10 |
Стенд «Сход-развал» |
1 |
90 000 |
11 |
Комплект мебели |
1 |
70 000 |
Итого на сумму |
440 000 | ||
12 |
Автомобиль ГАЗ |
1 |
150 000 |
13 |
Комплект мебели для офиса |
1 |
70000 |
14 |
Сейф |
2 |
15 000 |
15 |
Кассовый аппарат |
1 |
25 000 |
16 |
Счетчик банкнот |
1 |
15 000 |
17 |
Компьютер в комплекте |
4 |
40 000 |
18 |
Лазерный принтер |
2 |
20 000 |
19 |
Копировальный аппарат |
2 |
15 000 |
Итого на сумму |
520 000 | ||
Всего на сумму |
960 000 |
Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости