Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является закрепление и более углубленное изучение позаказного метода калькулирования себестоимости продукции. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику калькулирования себестоимости продукции;
определить сущность и область применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости;
рассмотреть организацию позаказной системы калькулирования себестоимости;
отразить особенности документирования учетных операций в системе позаказной калькуляции;
проанализировать преимущества и недостатки позаказного калькулирования.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 530.50 Кб (Скачать документ)

Основной формой сбора (аккумулирования) материальных затрат для целей калькулирования себестоимости заказа при позаказном методе является требование на отпуск материалов, в котором указываются: тип и количество отпускаемых со склада сырья и материалов (количественные показатели); сумма, на которую материалы списываются на производство конкретного заказа (стоимостные показатели); разрешение на их отпуск со склада (основание для передачи материалов со склада в производство). Заполненные требования на отпуск материалов служат основой для отнесения стоимости материалов на затраты основного производства (в случае прямых затрат) или на накладные расходы (в случае косвенных затрат). Сумма прямых материальных затрат вносится в карточку регистрации затрат по заказу.

Иногда применяются  идентификационные бирки как  средство выделения материалов, используемых для выполнения конкретного заказа. Однако такая форма предполагает идентификацию материалов только в натуральных показателях и не содержит данных по затратам. Основная цель применения идентификационных бирок при позаказной системе калькулирования - контроль надлежащего отнесения затрат, отраженных в других формах.

Подобно нормативам материальных затрат, нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования (производительности) труда и нормативов цены труда (ставок заработной платы). Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы. Наиболее широко применяемыми формами учета труда являются рабочий талон, табель рабочего времени и ведомость начисления заработной платы, которые могут использоваться в различных сочетаниях.

Независимо от применяемых  форм учета трудозатрат для обеспечения  эффективной системы позаказного  калькулирования все они должные содержать следующие данные: дату совершения работы, описание производимой операции, количество отработанных часов и расценкиза труд. Карточки заполняются для каждого отдельного рабочего на каждый день или на каждую операцию, необходимую для производства определенного заказа. Совокупность этих карточек за месяц является основой для учета прямых и косвенных трудовых затрат. Учетные записи должны быть подготовлены таким образом, чтобы обеспечивать накопление трудозатрат в рамках заказа и определенные контрольные суммы.7

Накладные расходы включают в себя затраты труда вспомогательных  рабочих, стоимость дополнительных материалов и другие косвенные расходы, которые не могут быть непосредственно  отнесены на конкретный заказ. В себестоимость продукции накладные расходы должны входить по видам работ, так как они распределяются на каждый заказ.

В связи с этим существенной проблемой является процесс установления нормативных ставок распределения  производственных накладных расходов. Обычно нормативная ставка распределения накладных расходов базируется на трудочасах основных рабочих или машиночасах работы оборудования. В качестве базы распределения должен выбираться тот фактор, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения, или, иными словами, фактор, вызывающий накладные расходы (например, для освещения и отопления - соответственно площадь и объем помещения и т.п.). Когда соответствующая база выбрана, определяется величина накладных расходов на единицу соответствующего производственного фактора для каждого подразделения.

Полученное значение или  ставка распределения накладных  расходов используется для определения  накладных расходов по каждому заказу,

 выполненному в данном подразделении.8

Составление отчета о себестоимости заказа завершает комплекс работ при позаказной системе калькулирования. Его целью является обобщение информации о собранных для выполнения конкретного заказа затратах (как в общей сумме, так и в разрезе элементов затрат). Причем в отчете о себестоимости присутствуют как плановые данные по затратам, так и фактические, что позволяет использовать отчет для оценки работы подразделений и контроля затрат по конкретному заказу.

При позаказной системе  отчет о себестоимости решает также еще одну задачу - накопление операций и затрат по подразделениям.

Основные правила при  составлении отчётов:

Во-первых, данные, представленные в отчетах, должны быть сопоставимыми. Лучшей базой для  сопоставления в управленческом учете признаются стандарты (нормы) и бюджеты (сметы). Поэтому чаще всего отчеты о себестоимости включают сметные и фактические данные и отклонения между ними.

Во-вторых, отчеты не должны быть слишком детализированными. Основной ошибкой отчетов о себестоимости  является включение в них слишком  большого числа деталей, что чаще вводит в заблуждение, чем облегчает работу. Существует также опасность слишком широкого обобщения данных, что может давать представление о перспективах развития, но не обеспечивать достаточного понимания проблемы. Таким образом, при составлении отчетов о себестоимости следует придерживаться разумной достаточности детализации данных.

В-третьих, отчеты о себестоимости не должны быть слишком  сложными для понимания. Отсутствие простоты также является одним из основных их недостатков. Поскольку  отчеты о себестоимости обобщают сложную взаимосвязь технических  концепций, учетных процедур и действий счетных работников, осуществляющих функции управленческого учета, а руководство предприятия, как правило, не владеет всеми тонкостями такого учета, именно по качеству представляемых отчетов, оценивается деятельность бухгалтерии.

После окончания выполнения заказа и его технической приемки представителями заказчика, производственным отделом обычно выписывается и рассылается цехам и бухгалтерии предприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, в электротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служит сдаточная накладная.

От четкости и оперативности обработки и  движения документов в конечном итоге  зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

  • 2.2. Преимущества и недостатки позаказного калькулирования

  • Принципиальные преимущества позаказного метода заключаются в следующем.

    Во-первых, применение позаказной системы обеспечивает базу для планирования производственных затрат и продажных цен по будущим заказам.

    Во-вторых, позаказная система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции может быть использована для оценки эффективности выполнения заказов. Себестоимость продукции по аналогичным заказам можно сравнивать через определенные промежутки времени для того, чтобы определить, остаются ли издержки в ожидаемых пределах. Если наблюдается рост издержек, то детализированная информация в соответствующих учетных регистрах позволит выявить причины такого роста. Иными словами, позаказная система способствует сопоставлению затрат по отдельным заказам, дает возможность выявить наиболее рентабельные заказы как в целом, так и по отдельным операциям в аналогичных заказах.

    Вместе с тем, позаказному методу присущи и определенные недостатки.

    Во-первых, позаказный метод обычно требует достаточно большого уровня детализации и, следовательно, большей счетной работы, на что затрачиваются определенные средства. Однако стоимость получения точных данных по заказам может не компенсироваться получаемой прибылью, иными словами, может не соблюдаться принцип экономической целесообразности.

    Во-вторых, если оно осуществляется в промежуток времени между выполнением отдельных заказов и применительно к различному количеству продукции, производимой по разным заказам. Использование нормативных затрат может частично уменьшить этот недостаток, однако в то же время увеличить стоимость ведения учета.

    ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Задача 6

    Закрытое акционерное  общество «Альда-сервис» занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомототранспортных средств. В структуре общества организованы два отдела: административный и производственный. Состав и количество работающих и занимаемые должности представлены в штатном расписании.

    Должность

    Количество

    вакансий

    Должностной оклад, руб.

    Администрация

    Генеральный директор

    1

    48 000

    Заместитель директора

    1

    32 000

    Главный бухгалтер

    1

    25 000

    Бухгалтер

    2

    12 500

    Секретарь

    1

    10 000

    Инженер по информационным технологиям

    1

    15 000

    Экономист

    1

    20 000

    Уборщица

    1

    5000

    Итого по отделу

    9

     

    Производственный  отдел 

    Начальник отдела

    1

    30 000

    Мастер-приемщик

    2

    20 000

    Слесарь по ремонту автомашин

    8

    Оплата по сдельным расценкам

    Жестянщик

    2

    Маляр

    2

    Эксперт по продаже запчастей

    2

    20 000

    Кладовщик

    2

    20 000

    Водитель

    1

    20 000

    Уборщица

    1

    7000

    Итого по отделу

    21

     

    Всего по обществу

    30

     

     

    На балансе акционерного общества числятся основные средства.

    № п/п

    Наименование оборудования

    Количество

    Первоначальная стоимость, руб.

    1

    Цифровой тестер

    1

    60 000

    2

    Комплект инструментов

    1

    40 000

    3

    Устройство для подкачки шин

    1

    25 000

    4 .

    Компрессор

    1

    25 000

    5

    Гидропресс

    1

    24 000

    6

    Устройство для замены тормозной жидкости

    1

    15 000

    7

    Покрасочная камера

    1

    40 000

    8

    Комплект демонтажа  стекол

    1

    30 000

    9

    Прибор измерения люфтов

    1

    21 000

    10

    Стенд «Сход-развал»

    1

    90 000

    11

    Комплект мебели

    1

    70 000

    Итого на сумму

    440 000

    12

    Автомобиль ГАЗ

    1

    150 000

    13

    Комплект мебели для  офиса

    1

    70000

    14

    Сейф

    2

    15 000

    15

    Кассовый аппарат

    1

    25 000

    16

    Счетчик банкнот

    1

    15 000

    17

    Компьютер в комплекте

    4

    40 000

    18

    Лазерный принтер

    2

    20 000

    19

    Копировальный аппарат

    2

    15 000

    Итого на сумму

    520 000

    Всего на сумму

    960 000

    Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости