Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести комплексное исследование правового статуса внешнего управляющего.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие правового статуса внешнего управляющего.
2. Рассмотреть содержание прав и обязанностей внешнего управляющего.
3. Выявить проблемы правового регулирования статуса внешнего управляющего.
Введение 3
Глава 1. Понятие правового статуса внешнего управляющего 5
1.1. Правовая природа правового статуса внешнего управляющего 5
1.2. Требования, предъявляемые к внешнему управляющему как арбитражному управляющему 12
Глава 2. Права и обязанности внешнего управляющего 18
2.1. Права внешнего управляющего 18
2.2. Обязанности внешнего управляющего 24
Глава 3. Проблемы правового регулирования статуса внешнего управляющего 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы
Если рассматривать
арбитражных управляющих в
Среди исследователей конкурсного права сторонником изложенной позиции об отнесении арбитражного управляющего в процедуре внешнего управления к законным представителям должника является А.В. Егоров. Но, по мнению А.В. Егорова, необходимой предпосылкой подобного объяснения является отход от распространенного понимания юридического лица как право- и дееспособного субъекта. Таким образом, ученый предлагает рассматривать сущность юридического лица с позиции теории фикции, не признающей за ним свойства дееспособности, и соответственно сам орган юридического лица определяет как его законного представителя. Следовательно, "оставшись на время без своего исполнительного органа, юридическое лицо не утрачивает дееспособность (ее у него и не было) или возможность ее реализации, а лишается своего законного представителя до тех пор, пока не появится новый"15. На наш взгляд, предлагаемая позиция может быть обоснована и с точки зрения реалистической теории сущности юридического лица (обладающего как правоспособностью, так и самостоятельной дееспособностью). Институт законного представительства в отношении граждан применяется не только в случае полного отсутствия или лишения дееспособности, но и при наличии ограниченной дееспособности (например, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет обладают ограниченной дееспособностью, вправе самостоятельно совершать определенные законом сделки). Должник - юридическое лицо ограничивается в дееспособности в момент введения внешнего управления или конкурсного производства, которую восполняет своими действиями законный представитель должника - арбитражный управляющий.
Одна из особенностей правового статуса арбитражного управляющего заключается в том, что на стадии внешнего управления к арбитражному управляющему переходят определенные полномочия органов управления должникаИз вышеизложенного следует вывод о том, что п. 3 ст. 53 ГК РФ и Закон о банкротстве устанавливают особый случай законного представительства юридического лица - должника арбитражным управляющим в процедуре внешнего управления. Вместе с тем законное представительство возникает только в тех случаях, когда арбитражный управляющий реализует (точнее, восполняет ограниченную) дееспособность самого должника и действует от его имени, в остальных случаях арбитражный управляющий может действовать от собственного имени, и в этом заключается одна из особенностей его правового статуса.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, в том числе и внешний, - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Закон о банкротстве установил ряд требований к лицу, претендующему на утверждение его арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В научной литературе принято делить указанные требования на "позитивные" (определяют качества, которыми должен обладать арбитражный управляющий) и "негативные" (определяют качества, которые должны отсутствовать у арбитражного управляющего)16.
"Позитивными" требованиями являются следующие:
1) наличие гражданства Российской Федерации (ст. 2, п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);
2) наличие регистрации
в качестве индивидуального
3) наличие высшего образования (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);
4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);
5) сдача теоретического
экзамена по программе
6) прохождение стажировки
сроком не менее шести месяцев
7) членство в одной
из саморегулируемых
8) наличие заключенного
договора страхования
"Негативными" требованиями являются следующие:
1) наличие судимости
за преступления в сфере
2) заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);
3) применение к арбитражному
управляющему процедуры
4) наличие невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);
5) дисквалификация или
лишение в порядке,
Однако следует отметить, что помимо деления на "позитивные" и "негативные" требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего ст. 20 Закона о банкротстве, можно разделить на "материальные" и "процессуальные". "Материальные" требования - это требования, установленные п. 1 ст. 20 Закона о несостоятельности, соответствие которым говорит о наличии у лица права осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего. "Процессуальные" требования - это требования, установленные п. 6 ст. 20 Закона о несостоятельности, которым должен соответствовать арбитражный управляющий, для того чтобы быть утвержденным арбитражным судом для проведения процедур банкротства в отношении конкретного должника в конкретном деле о банкротстве. Соответствие "процессуальным" требованиям дает возможность реализовать право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего17.
Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые к арбитражному управляющему. Арбитражный управляющий должен быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя; иметь высшее образование; иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих (порядок проведения экзамена регламентирован Правилами проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 30818); пройти стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; являться членом одной из саморегулируемых организаций; обладать специальными знаниями; не управлять делами должника в течение последних трех лет; не являться заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов; не быть дисквалифицированным лицом; не иметь судимостей; заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (ст.20 Закона о банкротстве).
Из всех перечисленных требований многочисленные дискуссии вызвало введение саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями которой являются регулирование и обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами - арбитражными управляющими (ст. 21 Закона о банкротстве). Тем не менее, введение саморегулируемых организаций породило множество вопросов, в частности, кто будет выступать в качестве учредителя этих организаций, кто их должен финансировать, на каком основании будут приниматься в эти организации арбитражные управляющие и т.д.
Также, поскольку прямо не определена организационно-правовая форма, в которой может быть зарегистрирована некоммерческая организация, представляется, что исходя из определенных Федеральным законом "О некоммерческих организациях"19 организационно-правовых форм некоммерческих организаций СРО не может быть создана в форме религиозного объединения, фонда, государственной корпорации, учреждения, автономной некоммерческой организации, объединения юридических лиц. Соответственно, СРО может существовать исключительно в форме некоммерческого партнерства или, что несколько сомнительно, в форме общественной организации (объединения). Судя по имеющимся в Законе о несостоятельности нормам, а также по анализу российского и зарубежного законодательства, саморегулируемые организации представляют собой не новую организационно-правовую форму. Моделью СРО является некоммерческое партнерство20.
С некоторыми нововведениями
в Законе, на наш взгляд, трудно согласиться.
Речь идет об особых функциях контроля
за деятельностью арбитражных
Таким образом, законодатель предъявляет к фигуре внешнего управляющего как арбитражного управляющего комплекс строго регламентированных требований, отсутствие которых лишит лицо возможности приобрести такой статус.
Подведем итог первой главе. Одна из особенностей правового статуса арбитражного управляющего заключается в том, что на стадии внешнего управления к арбитражному управляющему переходят определенные полномочия органов управления должника. На наш взгляд, пункт 3 ст. 53 ГК РФ и Закон о банкротстве устанавливают особый случай законного представительства юридического лица - должника арбитражным управляющим в процедуре внешнего управления. Вместе с тем законное представительство возникает только в тех случаях, когда арбитражный управляющий реализует (точнее, восполняет ограниченную) дееспособность самого должника и действует от его имени, в остальных случаях арбитражный управляющий может действовать от собственного имени, и в этом заключается одна из особенностей его правового статуса.
Общими требованиями к кандидатуре внешнего управляющего как арбитражного управляющего являются: 1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 3) наличие высшего образования; 4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности; 5) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; 6) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; 7) членство в одной из саморегулируемых; 8) наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Закон о банкротстве наделяет внешнего управляющего комплексом прав, присущих всем арбитражным управляющим, а также правами, которые присущи только внешнему управляющему.
Согласно общей норме п. 6 ст. 24 Закона о банкротстве осуществлять права и исполнять обязанности внешний управляющий должен добросовестно и разумно в интересах не только должника и его кредиторов, но и общества в целом.
В силу п. 3 ст. 24 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право: созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве; получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Законом о банкротстве; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов; подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.
В соответствии с п. 1 статьи 99 Закона о банкротстве внешний управляющий имеет право:
- "распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом". Приведенный дословно текст абз. 2 п. 1 ст. 99 Закона о банкротстве в сопоставлении с абз. 2 п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве 1998 г.21 свидетельствует о значительном сокращении полномочий внешнего управляющего. Практически все решения внешнего управляющего, направленные на распоряжение имуществом должника, должны не только не выходить за рамки плана внешнего управления, но и контролироваться со стороны собрания кредиторов (комитетом кредиторов) путем согласования соответствующих сделок (ст. ст. 101, 104, 105 Закона о банкротсве);
- разрабатывать проекты и заключать от имени должника мировое соглашение в порядке, предусмотренном главой VIII Закона о банкротстве;
- заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок должника, препятствующих восстановлению его платежеспособности;
- оспаривать в судебном порядке не только действительность сделок, заключенных должником, но и принятые им с нарушением требований Закона о банкротстве решения, а также предъявлять иски о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии со ст. 103
Закона о банкротстве