Правовой статус внешнего управляющего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - провести комплексное исследование правового статуса внешнего управляющего.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие правового статуса внешнего управляющего.
2. Рассмотреть содержание прав и обязанностей внешнего управляющего.
3. Выявить проблемы правового регулирования статуса внешнего управляющего.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие правового статуса внешнего управляющего 5
1.1. Правовая природа правового статуса внешнего управляющего 5
1.2. Требования, предъявляемые к внешнему управляющему как арбитражному управляющему 12
Глава 2. Права и обязанности внешнего управляющего 18
2.1. Права внешнего управляющего 18
2.2. Обязанности внешнего управляющего 24
Глава 3. Проблемы правового регулирования статуса внешнего управляющего 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Правовой статус внешнего управляющего.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Если рассматривать  арбитражных управляющих в процедуре внешнего управления в качестве особых лиц, управомоченных законом выступать от имени должника (законных представителей должника), то это повлечет единственную коллизию в действующем гражданском законодательстве. Пункт 2 ст. 182 ГК РФ устанавливает, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени. Норма пункта 2 ст. 182 ГК РФ применима к случаям, когда арбитражный управляющий действует в интересах кредиторов и общества (что подтверждает тезис о том, что управляющий не может представительствовать от их имени), но нуждается в уточнении: не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.

Среди исследователей конкурсного  права сторонником изложенной позиции  об отнесении арбитражного управляющего в процедуре внешнего управления к законным представителям должника является А.В. Егоров. Но, по мнению А.В. Егорова, необходимой предпосылкой подобного объяснения является отход от распространенного понимания юридического лица как право- и дееспособного субъекта. Таким образом, ученый предлагает рассматривать сущность юридического лица с позиции теории фикции, не признающей за ним свойства дееспособности, и соответственно сам орган юридического лица определяет как его законного представителя. Следовательно, "оставшись на время без своего исполнительного органа, юридическое лицо не утрачивает дееспособность (ее у него и не было) или возможность ее реализации, а лишается своего законного представителя до тех пор, пока не появится новый"15. На наш взгляд, предлагаемая позиция может быть обоснована и с точки зрения реалистической теории сущности юридического лица (обладающего как правоспособностью, так и самостоятельной дееспособностью). Институт законного представительства в отношении граждан применяется не только в случае полного отсутствия или лишения дееспособности, но и при наличии ограниченной дееспособности (например, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет обладают ограниченной дееспособностью, вправе самостоятельно совершать определенные законом сделки). Должник - юридическое лицо ограничивается в дееспособности в момент введения внешнего управления или конкурсного производства, которую восполняет своими действиями законный представитель должника - арбитражный управляющий.

Одна из особенностей правового статуса арбитражного управляющего заключается в том, что на стадии внешнего управления к арбитражному управляющему переходят определенные полномочия органов управления должникаИз вышеизложенного следует вывод о том, что п. 3 ст. 53 ГК РФ и Закон о банкротстве устанавливают особый случай законного представительства юридического лица - должника арбитражным управляющим в процедуре внешнего управления. Вместе с тем законное представительство возникает только в тех случаях, когда арбитражный управляющий реализует (точнее, восполняет ограниченную) дееспособность самого должника и действует от его имени, в остальных случаях арбитражный управляющий может действовать от собственного имени, и в этом заключается одна из особенностей его правового статуса.

1.2. Требования, предъявляемые к внешнему управляющему как арбитражному управляющему

 

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, в том числе и внешний, - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Закон о банкротстве  установил ряд требований к лицу, претендующему на утверждение его  арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В научной  литературе принято делить указанные  требования на "позитивные" (определяют качества, которыми должен обладать арбитражный управляющий) и "негативные" (определяют качества, которые должны отсутствовать у арбитражного управляющего)16.

"Позитивными" требованиями  являются следующие:

1) наличие гражданства  Российской Федерации (ст. 2, п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

2) наличие регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя  (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

3) наличие высшего  образования (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

5) сдача теоретического  экзамена по программе подготовки  арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

6) прохождение стажировки  сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

7) членство в одной  из саморегулируемых организаций  (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

8) наличие заключенного  договора страхования ответственности  на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

"Негативными" требованиями  являются следующие:

1) наличие судимости  за преступления в сфере экономики,  а также за преступления средней  тяжести, тяжкие и особо тяжкие  преступления (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

2) заинтересованность  по отношению к должнику, кредиторам (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

3) применение к арбитражному  управляющему процедуры банкротства  (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

4) наличие невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

5) дисквалификация или  лишение в порядке, установленном  федеральным законом, права занимать  руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

Однако следует отметить, что помимо деления на "позитивные" и "негативные" требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего ст. 20 Закона о банкротстве, можно разделить на "материальные" и "процессуальные". "Материальные" требования - это требования, установленные п. 1 ст. 20 Закона о несостоятельности, соответствие которым говорит о наличии у лица права осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего. "Процессуальные" требования - это требования, установленные п. 6 ст. 20 Закона о несостоятельности, которым должен соответствовать арбитражный управляющий, для того чтобы быть утвержденным арбитражным судом для проведения процедур банкротства в отношении конкретного должника в конкретном деле о банкротстве. Соответствие "процессуальным" требованиям дает возможность реализовать право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего17.

Рассмотрим  более подробно требования, предъявляемые  к арбитражному управляющему. Арбитражный  управляющий должен быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя; иметь высшее образование; иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих (порядок проведения экзамена регламентирован Правилами проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 30818); пройти стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; являться членом одной из саморегулируемых организаций; обладать специальными знаниями; не управлять делами должника в течение последних трех лет; не являться заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов; не быть дисквалифицированным лицом; не иметь судимостей; заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (ст.20 Закона о банкротстве).

Из всех перечисленных  требований многочисленные дискуссии  вызвало введение саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

Саморегулируемая  организация - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана  гражданами Российской Федерации, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями которой являются регулирование и обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами - арбитражными управляющими (ст. 21 Закона о  банкротстве). Тем не менее, введение саморегулируемых организаций породило множество вопросов, в частности, кто будет выступать в качестве учредителя этих организаций, кто их должен финансировать, на каком основании будут приниматься в эти организации арбитражные управляющие и т.д.

Также, поскольку  прямо не определена организационно-правовая форма, в которой может быть зарегистрирована некоммерческая организация, представляется, что исходя из определенных Федеральным законом "О некоммерческих организациях"19 организационно-правовых форм некоммерческих организаций СРО не может быть создана в форме религиозного объединения, фонда, государственной корпорации, учреждения, автономной некоммерческой организации, объединения юридических лиц. Соответственно, СРО может существовать исключительно в форме некоммерческого партнерства или, что несколько сомнительно, в форме общественной организации (объединения). Судя по имеющимся в Законе о несостоятельности нормам, а также по анализу российского и зарубежного законодательства, саморегулируемые организации представляют собой не новую организационно-правовую форму. Моделью СРО является некоммерческое партнерство20.

С некоторыми нововведениями в Законе, на наш взгляд, трудно согласиться. Речь идет об особых функциях контроля за деятельностью арбитражных управляющих, которыми наделяются СРО, а именно - о внесении ходатайств в арбитражный  суд об отстранении управляющих от исполнения обязанностей. Хотя правильнее было бы указать на то, что основанием для отстранения может быть только неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими обязанностей, возложенных на них законом.

Таким образом, законодатель предъявляет к фигуре внешнего управляющего как арбитражного управляющего комплекс строго регламентированных требований, отсутствие которых лишит лицо возможности приобрести такой статус.

Подведем итог первой главе. Одна из особенностей правового статуса арбитражного управляющего заключается в том, что на стадии внешнего управления к арбитражному управляющему переходят определенные полномочия органов управления должника. На наш взгляд, пункт 3 ст. 53 ГК РФ и Закон о банкротстве устанавливают особый случай законного представительства юридического лица - должника арбитражным управляющим в процедуре внешнего управления. Вместе с тем законное представительство возникает только в тех случаях, когда арбитражный управляющий реализует (точнее, восполняет ограниченную) дееспособность самого должника и действует от его имени, в остальных случаях арбитражный управляющий может действовать от собственного имени, и в этом заключается одна из особенностей его правового статуса.

Общими требованиями к кандидатуре внешнего управляющего как арбитражного управляющего являются: 1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 3) наличие высшего образования; 4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности; 5) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; 6) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; 7) членство в одной из саморегулируемых; 8) наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

 

 

 

Глава 2. Права и обязанности  внешнего управляющего

2.1. Права внешнего  управляющего

 

Закон о банкротстве  наделяет внешнего управляющего комплексом прав, присущих всем арбитражным управляющим, а также правами, которые присущи только внешнему управляющему.

Согласно общей норме  п. 6 ст. 24 Закона о банкротстве осуществлять права и исполнять обязанности  внешний управляющий должен добросовестно  и разумно в интересах не только должника и его кредиторов, но и общества в целом.

В силу п. 3 ст. 24 Закона о  банкротстве, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет  право: созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве; получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Законом о банкротстве; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов; подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

В соответствии с п. 1 статьи 99 Закона о банкротстве внешний  управляющий имеет право:

- "распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом". Приведенный дословно текст абз. 2 п. 1 ст. 99 Закона о банкротстве в сопоставлении с абз. 2 п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве 1998 г.21 свидетельствует о значительном сокращении полномочий внешнего управляющего. Практически все решения внешнего управляющего, направленные на распоряжение имуществом должника, должны не только не выходить за рамки плана внешнего управления, но и контролироваться со стороны собрания кредиторов (комитетом кредиторов) путем согласования соответствующих сделок (ст. ст. 101, 104, 105 Закона о банкротсве);

- разрабатывать проекты и заключать от имени должника мировое соглашение в порядке, предусмотренном главой VIII Закона о банкротстве;

- заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок должника, препятствующих восстановлению его платежеспособности;

- оспаривать в судебном порядке не только действительность сделок, заключенных должником, но и принятые им с нарушением требований Закона о банкротстве решения, а также предъявлять иски о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со ст. 103 Закона о банкротстве недействительными  могут быть признаны следующие категории  сделок.

Информация о работе Правовой статус внешнего управляющего