Правовой статус внешнего управляющего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - провести комплексное исследование правового статуса внешнего управляющего.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие правового статуса внешнего управляющего.
2. Рассмотреть содержание прав и обязанностей внешнего управляющего.
3. Выявить проблемы правового регулирования статуса внешнего управляющего.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие правового статуса внешнего управляющего 5
1.1. Правовая природа правового статуса внешнего управляющего 5
1.2. Требования, предъявляемые к внешнему управляющему как арбитражному управляющему 12
Глава 2. Права и обязанности внешнего управляющего 18
2.1. Права внешнего управляющего 18
2.2. Обязанности внешнего управляющего 24
Глава 3. Проблемы правового регулирования статуса внешнего управляющего 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Правовой статус внешнего управляющего.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

На практике достаточно сложно установить стаж работы арбитражного управляющего именно на стратегическом предприятии, поскольку ряд указанных предприятий был перепрофилирован или ликвидирован и, соответственно, не включен в перечни стратегических предприятий и организаций. В таких ситуациях представляется необходимым обращаться к правовым актам, действовавшим в период работы арбитражного управляющего на вышеуказанных предприятиях.

Специальные правила  в отношении квалификационных требований предусмотрены Федеральным законом  от 24.06.99 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"40. Согласно нормам указанного Закона арбитражным управляющим может являться физическое лицо, имеющее опыт работы в организациях ТЭК в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче тепловой и электрической энергии, а также производства электрической и тепловой энергии, добычи природного газа.

Кроме того, в  соответствии с действующим Приказом Минэнерго Российской Федерации от 15.11.2001 N 320 арбитражный управляющий обязан иметь аттестат специалиста для работы в качестве арбитражного управляющего, выданный Министерством энергетики РФ41. В настоящее время в связи с упразднением Министерства энергетики РФ42 указанные аттестаты выдаются Федеральным агентством по энергетике, что, на наш взгляд, должно быть закреплено в соответствующих нормативно-правовых актах.

Законом о банкротстве  не предъявляются дополнительные требования к арбитражным управляющим, осуществляющим процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций, что, по нашему мнению, является его недостатком. Сельскохозяйственное производство значительным образом отличается от иных видов производственной деятельности. Специфика данного производства выражается в постоянном воздействии природных и климатических явлений на результаты деятельности, в его цикличности43.

Поэтому одним  из основных и обязательных требований к арбитражному управляющему сельскохозяйственной организации должно стать наличие у него специальных знаний в указанной сфере деятельности (а именно в области растениеводства и животноводства, технологии переработки сельскохозяйственной продукции) и опыт руководящей работы на сельхозпредприятии. Подтверждением факта наличия у арбитражного управляющего специальных знаний может стать наличие высшего образования по сельскохозяйственной специальности и определенного стажа руководящей работы в сельскохозяйственной организации.

Л.А. Лысенко  особо обращает внимание на целесообразность предъявления более высоких требований к внешнему управляющему сельскохозяйственной организации, поскольку именно в ходе процедуры внешнего управления должны быть реализованы в полной мере все реабилитационные мероприятия и достигнута цель - восстановление платежеспособности организации44. А.А. Туркина также отмечает "необходимость требовать от арбитражного управляющего, действующего в сельском хозяйстве, или специального образования, или хотя бы опыта работы на сельскохозяйственном производстве"45. Другим вариантом выхода из ситуации она видит "создание специализированной СРО, которая, с одной стороны, будет консультировать арбитражных управляющих, помогать в составлении ими планов внешнего управления, способствовать в оценке активов предприятия; с другой стороны, эта организация будет осуществлять контроль за деятельностью управляющего и грамотностью использования земельных угодий"46. На наш взгляд, данное предложение достаточно интересно и может быть реализовано на практике, в особенности в южных регионах Российской Федерации.

 

Заключение

 

Одна из особенностей правового статуса арбитражного управляющего заключается в том, что на стадии внешнего управления к арбитражному управляющему переходят  определенные полномочия органов управления должника. На наш взгляд, пункт 3 ст. 53 ГК РФ и Закон о банкротстве устанавливают особый случай законного представительства юридического лица - должника арбитражным управляющим в процедуре внешнего управления. Вместе с тем законное представительство возникает только в тех случаях, когда арбитражный управляющий реализует (точнее, восполняет ограниченную) дееспособность самого должника и действует от его имени, в остальных случаях арбитражный управляющий может действовать от собственного имени, и в этом заключается одна из особенностей его правового статуса.

Общими требованиями к кандидатуре внешнего управляющего как арбитражного управляющего являются: 1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) наличие регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя; 3) наличие высшего образования; 4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности; 5) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; 6) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; 7) членство в одной из саморегулируемых; 8) наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Закон о банкротстве  наделяет внешнего управляющего комплексом прав и обязанностей, присущих всем арбитражным управляющим, а также правами и обязанностями, которые присущи только внешнему управляющему.

К специальным правам и обязанностям внешнего управляющего статья 99 Закона о банкротства относит:

- право распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Закона о банкротстве; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

- обязанность принять  в управление имущество должника  и провести его инвентаризацию; разработать план внешнего управления  и представить его для утверждения  собранию кредиторов; вести бухгалтерский,  финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; вести реестр требований кредиторов; реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве; информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

Перечень прав и обязанностей не ограничен рамками данной статьи.

В процессе написания  курсовой работы были выявлены следующие  проблемы правового статуса внешнего управляющего.

На наш взгляд, недостаточным образом урегулирован вопрос специальных требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Помимо общих  правил о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатуре  арбитражного управляющего, Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве)", иные нормативно-правовые акты предусматривают и особые требования при ведении процедур банкротства отдельных категорий должников.

Законом о банкротстве  не предъявляются дополнительные требования к арбитражным управляющим, осуществляющим процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций, что, по нашему мнению, является его недостатком. Сельскохозяйственное производство значительным образом отличается от иных видов производственной деятельности. Специфика данного производства выражается в постоянном воздействии природных и климатических явлений на результаты деятельности, в его цикличности47.

Поэтому одним  из основных и обязательных требований к арбитражному управляющему сельскохозяйственной организации должно стать наличие  у него специальных знаний в указанной  сфере деятельности (а именно в области растениеводства и животноводства, технологии переработки сельскохозяйственной продукции) и опыт руководящей работы на сельхозпредприятии. Подтверждением факта наличия у арбитражного управляющего специальных знаний может стать наличие высшего образования по сельскохозяйственной специальности и определенного стажа руководящей работы в сельскохозяйственной организации. Другим вариантом выхода из ситуации видится создание специализированной СРО, которая, с одной стороны, будет консультировать арбитражных управляющих, помогать в составлении ими планов внешнего управления, способствовать в оценке активов предприятия; с другой стороны, эта организация будет осуществлять контроль за деятельностью управляющего и грамотностью использования земельных угодий.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации  от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) // Российская газета. - 20.11.2002. - № 220.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 29.04.2008 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 13.05.2008 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"  (в ред. от 1.12.2007 г.) // Российская газета. - 2 ноября 2002. - N 209-210.
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (в ред. от 18.07.2005 г.) // СЗ РФ. - 1999. - N 26. - Ст. 3179.
  6. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3813.
  7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 24.07.2008 г.) // Российская газета. – 24.01.1996. - № 14.
  8. Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // СЗ РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3313.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 09 января 2004 г. N 22-р «Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций» (в ред. от 30.11.2006 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 3. – Ст. 208.
  10. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" // СЗ РФ. – 2003. - № 9. – Ст. 3769.
  11. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 "Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих" (в ред. от 11.02.2005 г.) // Российская газета. – 4.06.2003. - N 107.
  12. Приказ Министерства энергетики РФ от 15 ноября 2001 г. N 320 "Об утверждении форм документов по аттестации специалистов для работы в качестве арбитражных управляющих" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 21.01.2002. - N 3.
  13. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета.  – 21.01.1998. Утратил силу.

Материалы практики:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2007. - № 3.
  2. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2002 г. по делу N Ф04/1523-426/А45-2002 // Официально опубликован не был. СПС КонсультантПлюс.
  3. Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2004 N КГ-А41/7764 // Официально опубликован не был. СПС Гарант.
  4. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2005 по делу N А07-4843/04-Г-РСА/ХРМ // Официально опубликован не был. СПС гарант.
  5. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2005 по делу N А07-4843/04-Г-РСА/ХРМ // Официально опубликован не был. СПС Гарант.

Литература:

  1. Анциферов О. Свои люди - сочтемся? // Бизнес-адвокат. - 2003. - N 4. – С. 15 - 18.
  2. Авдеев С.С. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих // Юрист. – 2006. - № 7. – С. 45 - 52.
  3. Витрянский В.В. Предупредить банкротство стратегических организаций // ЭЖ-Юрист. - 2006. - N 21. - С. 2 - 10.
  4. Голдина И. Требования  к кандидатуре арбитражного управляющего // ЭЖ-Юрист. – 2006. - № 35. – С. 45 - 51.
  5. Говоруха М.А. О правовом статусе арбитражного управляющего в процедурах внешнего управления и конкурсного производства //  Юрист. – 2007. - № 8. – С. 15 - 20.
  6. Дорохина Е.Г. Процессуально-правовые средства при арбитражном управлении // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - N 8. – С. 34 - 41.
  7. Дорохина Е.Г. Арбитражное управление в системе банкротства: монография. – М.: Издательство "Новый индекс", 2008. – 265 с.
  8. Зинченко С.А., Галов В.В. Правовой статус арбитражного управляющего в системе органов юридического лица и представительства // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. - 2004. - N 6. – С. 23 - 29.
  9. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М., 2006. – 390 с.
  10. Калинина Е.В. Правовое положение арбитражного управляющего: Автореф. диссер. к.ю.н.  - Волгоград, 2005. – 26 с.
  11. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2004. – 487 с.
  12. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" Под ред. В.В. Залесского. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 329 с.
  13. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. М.В. Телюкиной. - М., 2006. – 497 с.
  14. Ломакин Д.В. Общие положения об органах акционерного общества // Вестник МГУ. - Серия 11. - Право. - 2003. - N 4. - С. 41 – 45.
  15. Лысенко Л.А. Проблемы несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства сферы сельскохозяйственного производства по законодательству Российской Федерации: автореф. диссер. к.ю.н. - Ростов-на Дону, 2003. – 25 с.
  16. Мухачев И.Ю. Правовое регулирование деятельности арбитражного управляющего при несостоятельности (банкротстве): Автореф. диссер. к.ю.н. – М., 2004. – 24 с.
  17. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: правовое положение регулирования несостоятельности (банкротства), Учебное пособие. - М: Юрист, 2004.  – 398 с.
  18. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учеб. пособие для вузов. - М., 2006. – 277 с.
  19. Тай Ю.В. Правовые проблемы арбитражного управления: Автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2005. – 25 с.
  20. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). – М., 2005. – 419 с.
  21. Туркина А.А. Институт несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных товаропроизводителей в российском праве: Автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2003. – 26 с.
  22. Федоренко Н.В. Правовой статус и роль некоторых субъектов процедуры банкротства в свете Федерального закона 2002 года  «О несостоятельности (банкротстве)»» // Вестник ВАС РФ. – 2005. - № 5. - С.149 - 160.
  23. Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве: изменения и дополнения Федерального закона "Об акционерных обществах". - М., 2002. – 271 с.
  24. Эбзеев Б.Б. Участие акционерных обществ в гражданском обороте: автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2001. – 26 с.
  25. Яковенко Ю.Б. Внешнее управление как восстановительная процедура банкротства: Автореф. диссер. к.ю.н. - Волгоград, 2006. – 25 с.

Информация о работе Правовой статус внешнего управляющего