На практике
достаточно сложно установить стаж работы арбитражного управляющего
именно на стратегическом предприятии,
поскольку ряд указанных предприятий
был перепрофилирован или ликвидирован
и, соответственно, не включен в перечни
стратегических предприятий и организаций.
В таких ситуациях представляется необходимым
обращаться к правовым актам, действовавшим
в период работы арбитражного управляющего
на вышеуказанных предприятиях.
Специальные правила
в отношении квалификационных требований
предусмотрены Федеральным законом
от 24.06.99 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства)
субъектов естественных монополий топливно-энергетического
комплекса"40. Согласно нормам указанного
Закона арбитражным управляющим может
являться физическое лицо, имеющее опыт
работы в организациях ТЭК в сфере транспортировки
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам, транспортировки газа
по трубопроводам, услуг по передаче тепловой
и электрической энергии, а также производства
электрической и тепловой энергии, добычи
природного газа.
Кроме того, в
соответствии с действующим Приказом Минэнерго
Российской Федерации от 15.11.2001 N 320 арбитражный
управляющий обязан иметь аттестат специалиста
для работы в качестве арбитражного управляющего,
выданный Министерством энергетики РФ41. В настоящее время в связи
с упразднением Министерства энергетики
РФ42 указанные аттестаты выдаются
Федеральным агентством по энергетике,
что, на наш взгляд, должно быть закреплено
в соответствующих нормативно-правовых
актах.
Законом о банкротстве
не предъявляются дополнительные требования к арбитражным управляющим,
осуществляющим процедуры банкротства
сельскохозяйственных организаций, что,
по нашему мнению, является его недостатком.
Сельскохозяйственное производство значительным
образом отличается от иных видов производственной
деятельности. Специфика данного производства
выражается в постоянном воздействии
природных и климатических явлений на
результаты деятельности, в его цикличности43.
Поэтому одним
из основных и обязательных требований
к арбитражному управляющему сельскохозяйственной
организации должно стать наличие
у него специальных знаний в указанной
сфере деятельности (а именно в области
растениеводства и животноводства, технологии
переработки сельскохозяйственной продукции)
и опыт руководящей работы на сельхозпредприятии.
Подтверждением факта наличия у арбитражного
управляющего специальных знаний может
стать наличие высшего образования по
сельскохозяйственной специальности
и определенного стажа руководящей работы
в сельскохозяйственной организации.
Л.А. Лысенко
особо обращает внимание на целесообразность предъявления
более высоких требований к внешнему управляющему
сельскохозяйственной организации, поскольку
именно в ходе процедуры внешнего управления
должны быть реализованы в полной мере
все реабилитационные мероприятия и достигнута
цель - восстановление платежеспособности
организации44. А.А. Туркина также отмечает
"необходимость требовать от арбитражного
управляющего, действующего в сельском
хозяйстве, или специального образования,
или хотя бы опыта работы на сельскохозяйственном
производстве"45. Другим вариантом выхода из
ситуации она видит "создание специализированной
СРО, которая, с одной стороны, будет консультировать
арбитражных управляющих, помогать в составлении
ими планов внешнего управления, способствовать
в оценке активов предприятия; с другой
стороны, эта организация будет осуществлять
контроль за деятельностью управляющего
и грамотностью использования земельных
угодий"46. На наш взгляд, данное предложение
достаточно интересно и может быть реализовано
на практике, в особенности в южных регионах
Российской Федерации.
Заключение
Одна из особенностей
правового статуса арбитражного
управляющего заключается в том,
что на стадии внешнего управления
к арбитражному управляющему переходят
определенные полномочия органов управления
должника. На наш взгляд, пункт 3 ст. 53 ГК РФ и
Закон о банкротстве устанавливают особый
случай законного представительства юридического
лица - должника арбитражным управляющим
в процедуре внешнего управления. Вместе
с тем законное представительство возникает
только в тех случаях, когда арбитражный
управляющий реализует (точнее, восполняет
ограниченную) дееспособность самого
должника и действует от его имени, в остальных
случаях арбитражный управляющий может
действовать от собственного имени, и
в этом заключается одна из особенностей
его правового статуса.
Общими требованиями
к кандидатуре внешнего управляющего
как арбитражного управляющего являются:
1) наличие гражданства Российской
Федерации; 2) наличие регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя;
3) наличие высшего образования; 4) наличие
стажа руководящей работы не менее чем
два года в совокупности; 5) сдача теоретического
экзамена по программе подготовки арбитражных
управляющих; 6) прохождение стажировки
сроком не менее шести месяцев в качестве
помощника арбитражного управляющего;
7) членство в одной из саморегулируемых;
8) наличие заключенного договора страхования
ответственности на случай причинения
убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Закон о банкротстве
наделяет внешнего управляющего комплексом прав и обязанностей, присущих
всем арбитражным управляющим, а также
правами и обязанностями, которые присущи
только внешнему управляющему.
К специальным правам
и обязанностям внешнего управляющего
статья 99 Закона о банкротства относит:
- право распоряжаться имуществом должника
в соответствии с планом внешнего управления
с ограничениями, предусмотренными Законом
о банкротстве; заключать от имени должника
мировое соглашение; заявлять отказ от
исполнения договоров должника в соответствии
со статьей 102 Закона о банкротстве; предъявлять
в арбитражный суд от своего имени требования
о признании недействительными сделок
и решений, а также о применении последствий
недействительности ничтожных сделок,
заключенных или исполненных должником
с нарушением требований Закона о банкротстве;
- обязанность принять
в управление имущество должника
и провести его инвентаризацию;
разработать план внешнего управления
и представить его для утверждения
собранию кредиторов; вести бухгалтерский,
финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном
порядке возражения относительно предъявленных
к должнику требований кредиторов; принимать
меры по взысканию задолженности перед
должником; вести реестр требований кредиторов;
реализовывать мероприятия, предусмотренные
планом внешнего управления, в порядке
и на условиях, которые установлены Законом
о банкротстве; информировать комитет
кредиторов о реализации мероприятий,
предусмотренных планом внешнего управления;
представить собранию кредиторов отчет
об итогах реализации плана внешнего управления.
Перечень прав и обязанностей
не ограничен рамками данной статьи.
В процессе написания
курсовой работы были выявлены следующие
проблемы правового статуса внешнего
управляющего.
На наш взгляд,
недостаточным образом урегулирован вопрос специальных
требований к кандидатуре внешнего управляющего.
Помимо общих
правил о квалификационных требованиях,
предъявляемых к кандидатуре
арбитражного управляющего, Федеральный
закон "О несостоятельности (банкротстве)",
иные нормативно-правовые акты предусматривают
и особые требования при ведении процедур
банкротства отдельных категорий должников.
Законом о банкротстве
не предъявляются дополнительные требования
к арбитражным управляющим, осуществляющим
процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций, что, по нашему
мнению, является его недостатком. Сельскохозяйственное
производство значительным образом отличается
от иных видов производственной деятельности.
Специфика данного производства выражается
в постоянном воздействии природных и
климатических явлений на результаты
деятельности, в его цикличности47.
Поэтому одним
из основных и обязательных требований
к арбитражному управляющему сельскохозяйственной
организации должно стать наличие
у него специальных знаний в указанной
сфере деятельности (а именно в области растениеводства
и животноводства, технологии переработки
сельскохозяйственной продукции) и опыт
руководящей работы на сельхозпредприятии.
Подтверждением факта наличия у арбитражного
управляющего специальных знаний может
стать наличие высшего образования по
сельскохозяйственной специальности
и определенного стажа руководящей работы
в сельскохозяйственной организации.
Другим вариантом выхода из ситуации видится
создание специализированной СРО, которая,
с одной стороны, будет консультировать
арбитражных управляющих, помогать в составлении
ими планов внешнего управления, способствовать
в оценке активов предприятия; с другой
стороны, эта организация будет осуществлять
контроль за деятельностью управляющего
и грамотностью использования земельных
угодий.
Список использованных источников
и литературы
Нормативные правовые акты:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) // Российская газета. - 20.11.2002. - № 220.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 29.04.2008 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 13.05.2008 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 1.12.2007 г.) // Российская газета. - 2 ноября 2002. - N 209-210.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (в ред. от 18.07.2005 г.) // СЗ РФ. - 1999. - N 26. - Ст. 3179.
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3813.
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 24.07.2008 г.) // Российская газета. – 24.01.1996. - № 14.
- Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // СЗ РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3313.
- Распоряжение Правительства РФ от 09 января 2004 г. N 22-р «Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций» (в ред. от 30.11.2006 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 3. – Ст. 208.
- Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" // СЗ РФ. – 2003. - № 9. – Ст. 3769.
- Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 "Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих" (в ред. от 11.02.2005 г.) // Российская газета. – 4.06.2003. - N 107.
- Приказ Министерства энергетики РФ от 15 ноября 2001 г. N 320 "Об утверждении форм документов по аттестации специалистов для работы в качестве арбитражных управляющих" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 21.01.2002. - N 3.
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. – 21.01.1998. Утратил силу.
Материалы практики:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2007. - № 3.
- Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2002 г. по делу N Ф04/1523-426/А45-2002 // Официально опубликован не был. СПС КонсультантПлюс.
- Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2004 N КГ-А41/7764 // Официально опубликован не был. СПС Гарант.
- Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2005 по делу N А07-4843/04-Г-РСА/ХРМ // Официально опубликован не был. СПС гарант.
- Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2005 по делу N А07-4843/04-Г-РСА/ХРМ // Официально опубликован не был. СПС Гарант.
Литература:
- Анциферов О. Свои люди - сочтемся? // Бизнес-адвокат. - 2003. - N 4. – С. 15 - 18.
- Авдеев С.С. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих // Юрист. – 2006. - № 7. – С. 45 - 52.
- Витрянский В.В. Предупредить банкротство стратегических организаций // ЭЖ-Юрист. - 2006. - N 21. - С. 2 - 10.
- Голдина И. Требования к кандидатуре арбитражного управляющего // ЭЖ-Юрист. – 2006. - № 35. – С. 45 - 51.
- Говоруха М.А. О правовом статусе арбитражного управляющего в процедурах внешнего управления и конкурсного производства // Юрист. – 2007. - № 8. – С. 15 - 20.
- Дорохина Е.Г. Процессуально-правовые средства при арбитражном управлении // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - N 8. – С. 34 - 41.
- Дорохина Е.Г. Арбитражное управление в системе банкротства: монография. – М.: Издательство "Новый индекс", 2008. – 265 с.
- Зинченко С.А., Галов В.В. Правовой статус арбитражного управляющего в системе органов юридического лица и представительства // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. - 2004. - N 6. – С. 23 - 29.
- Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М., 2006. – 390 с.
- Калинина Е.В. Правовое положение арбитражного управляющего: Автореф. диссер. к.ю.н. - Волгоград, 2005. – 26 с.
- Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2004. – 487 с.
- Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" Под ред. В.В. Залесского. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 329 с.
- Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. М.В. Телюкиной. - М., 2006. – 497 с.
- Ломакин Д.В. Общие положения об органах акционерного общества // Вестник МГУ. - Серия 11. - Право. - 2003. - N 4. - С. 41 – 45.
- Лысенко Л.А. Проблемы несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства сферы сельскохозяйственного производства по законодательству Российской Федерации: автореф. диссер. к.ю.н. - Ростов-на Дону, 2003. – 25 с.
- Мухачев И.Ю. Правовое регулирование деятельности арбитражного управляющего при несостоятельности (банкротстве): Автореф. диссер. к.ю.н. – М., 2004. – 24 с.
- Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: правовое положение регулирования несостоятельности (банкротства), Учебное пособие. - М: Юрист, 2004. – 398 с.
- Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учеб. пособие для вузов. - М., 2006. – 277 с.
- Тай Ю.В. Правовые проблемы арбитражного управления: Автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2005. – 25 с.
- Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). – М., 2005. – 419 с.
- Туркина А.А. Институт несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных товаропроизводителей в российском праве: Автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2003. – 26 с.
- Федоренко Н.В. Правовой статус и роль некоторых субъектов процедуры банкротства в свете Федерального закона 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)»» // Вестник ВАС РФ. – 2005. - № 5. - С.149 - 160.
- Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве: изменения и дополнения Федерального закона "Об акционерных обществах". - М., 2002. – 271 с.
- Эбзеев Б.Б. Участие акционерных обществ в гражданском обороте: автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2001. – 26 с.
- Яковенко Ю.Б. Внешнее управление как восстановительная процедура банкротства: Автореф. диссер. к.ю.н. - Волгоград, 2006. – 25 с.