Правовые основы банковского аудита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

В условиях конкуренции, концентрации банковского капитала, создания свободных экономических зон, развития банковской системы при благоприятных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ, обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам особое значение приобретает учет, надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание банковской проверки 4
2. Нормативное регулирование банковского аудита 6
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ 11
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита 12
2.3 Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов) 16
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий 18
2.5 Этика аудитора 20
Заключение 25
Литература

Работа состоит из  1 файл

контр. по банковскому аудиту.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение   3
1. Сущность  и содержание банковской проверки    4
2. Нормативное  регулирование банковского аудита   6
2.1 Положение  об аудиторской деятельности  в банковской системе РФ   11
2.2 Порядок  лицензирования банковского аудита   12
2.3 Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов)   16
2.4 Меры  воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий   18
2.5 Этика  аудитора    20
Заключение   25
Литература   27

 

     Введение 

    В условиях конкуренции, концентрации банковского  капитала, создания свободных экономических зон, развития банковской системы при благоприятных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ, обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам особое значение приобретает учет, надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Важно установить, обеспечивается ли соблюдение законодательства и других нормативно-правовых актов; минимизация банковских рисков, соблюдение экономических нормативов, надлежащее управление активами и пассивами и какие меры воздействия применяются к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям.

    Аудит – это независимая проверка деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее полноты, реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Коммерческие  интересы банка требуют достоверной  информации о состоянии дел –  для поддержания его устойчивой работы, соблюдения стабильной работы банка, степени делового доверия  к нему со стороны учредителей, акционеров, клиентов и сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и содержание банковской проверки  

     Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов  рыночных отношений. Цель аудита –  решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

В ходе аудиторской проверки устанавливается  правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность  данных пояснительной записки. При этом определяется:

  1. все ли активы и пассивы отражены в отчете;
  2. все ли документы использованы в отчете;
  3. насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

   Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной задачи – составления аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация сотрудничает с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной, “заверяет” всю официальную отчетность банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего – это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка отдельных внутренних подразделений банка).

   В России процесс формирования сети аудиторских  фирм начался в 1987 году. В 1992 году на съезде аудиторов присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно, аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.

   В 1993 году был сделан первый шаг в  направлении создания законодательной  базы и организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. № 2263 утверждены правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” кредитные  организации обязаны проходить  ежегодную аудиторскую проверку (в частности получать аудиторское  заключение установленной формы и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой, обязаны все коммерческие банки).

     Из-за специфики деятельности банков и  других кредитных организаций Приказом Центрального Банка России от 18 марта 1996 года № 02-71 было утверждено “Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”, которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарт для проведения банковского аудита.

Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, а инициативная - по решению экономического субъекта.

Важнейшим условием развития цивилизованного  рынка аудиторских услуг является соответствующий уровень подготовки аудитора. Аудитор должен обладать безупречной репутацией и высокой квалификацией.

    2. Нормативное регулирование банковского аудита 

    Правовое  регулирование внешнего аудита в  Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:

    1.Указом  Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденными данным Указом «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации». Временные правила определили правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого финансового контроля и действуют до принятия Закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность;

  1. Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп 
    «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при 
    Президенте РФ» и утвержденным им «Положением о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ»;
  2. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». Данным постановлением были приняты: «Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» и «Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности»;
  3. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 
    «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденным им «Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
  4. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

    Перечисленные документы являются общими для всех существующих видов аудита (банковского, страхового, инвестиционного и общего). Наряду с такими общими документами, по каждому виду аудита действует отдельное правовое регулирование.

    Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нормативная база, включающая основные документы:

  1. Положение ЦБ РФ от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О порядке 
    составления и представления в Банк России аудиторского заключения 
    по результатам проверки деятельности кредитной организации за год»;
  2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в области банковского аудита, одобренные Экспертным комитетом при ЦБ РФ по 
    банковскому аудиту. К настоящему времени разработан и утвержден 
    один стандарт по банковскому аудиту: Правило (стандарт) № 1 «Поря 
    док составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год» (одобрен Экспертным комитетом при ЦБ РФ 
    по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., протокол № 4).

    В соответствии с вышеназванными документами  организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Основными направлениями деятельности этой комиссии являются разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, содействие реализации «Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», обобщение практики их применения и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности, выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности, организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений.

    Непосредственное  регулирование аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковского аудита, принимает нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковской системе России, обеспечивает систематический контроль за организацией банковского аудита.

    На  уровне государственного регулирования  аудита для повышения качества его  проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена стандартизация аудиторской деятельности: были разработаны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии.

    Основное  назначение аудиторских стандартов состоит в закреплении единых основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита, к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации и обеспечивающих определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов обосновать свои действия.

    Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабатывались с учетом требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности, Центральным банком РФ - один стандарт по банковскому аудиту, названный выше.

    Одобренные  Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ стандарты аудиторской деятельности представлены:

  1. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, утвержденным 9 февраля 1996 г. (протокол № 1) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»;
  2. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 25 декабря 1996 г. (протокол № 6): «Планирование аудита», «Документирование аудита», «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аудиторская выборка», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», «Использование работы эксперта», «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности»;
  3. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, принятыми 
    22 января 1998 г. (протокол № 2), включающими «Аналитические процедуры», «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», «Существенность и аудиторский риск», «Образование аудитора»;

    Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 15 июля 1998 г. (протокол №4): «Внутрифирменный контроль 
качества аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»;

Информация о работе Правовые основы банковского аудита в РФ