Правовые основы банковского аудита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

В условиях конкуренции, концентрации банковского капитала, создания свободных экономических зон, развития банковской системы при благоприятных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ, обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам особое значение приобретает учет, надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание банковской проверки 4
2. Нормативное регулирование банковского аудита 6
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ 11
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита 12
2.3 Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов) 16
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий 18
2.5 Этика аудитора 20
Заключение 25
Литература

Работа состоит из  1 файл

контр. по банковскому аудиту.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

а) создавать  аудитору (аудиторской фирме) условия  для своевременного и полного  проведения аудиторской проверки, представлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной формах;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской  проверкой нарушения порядка  ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Запрещается предпринимать любые действия с  целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Во время  аудиторской проверки и составления  заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

   Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

  1. самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
  2. в полном объеме проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
  3. получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  4. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в подпунктах “а” и “в” пункта 11 Временных правил аудиторской деятельности;
  5. отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

   Аудиторы (аудиторские фирмы) обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении  аудиторской деятельности требования действующего законодательства;

б) немедленно сообщать заказчику:

о невозможности  своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие наличия родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;

о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской  проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

     Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности  до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

     Аудиторы (аудиторские фирмы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

     Проверяемый экономический субъект имеет  право получать от аудитора (аудиторской  фирмы) исчерпывающую информацию о  требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

    Аудит – это независимая проверка деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее полноты, реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Непосредственное  регулирование аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковского аудита, принимает нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковской системе России, обеспечивает систематический контроль за организацией банковского аудита.

    На  уровне государственного регулирования  аудита для повышения качества его  проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена  стандартизация аудиторской деятельности: были разработаны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии.

    Основное  назначение аудиторских стандартов состоит в закреплении единых основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита, к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации и обеспечивающих определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов обосновать свои действия.

Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабатывались с учетом требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности,

  Аудит кредитных организаций могут  осуществлять аудиторские фирмы  и самостоятельно работающие аудиторы (далее аудиторская фирма (аудитор)), имеющие лицензию Банка России.

  Вопрос  о выдаче лицензии на осуществление  аудиторской деятельности (далее  лицензия) аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Банком России при  условии стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних  пяти в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Литература  

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. 119-ФЗ (в ред. 30.12.01 г.).
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.
  3. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".
  4. Письмо ЦБР от 6 мая 1995 г. № 15-5-2/195 “О порядке выдачи лицензий аудиторским фирмам и аудиторам, работающим самостоятельно”.
  5. Приказ ЦБР от 18 марта 1996 г. № 02-71 “О введении в действие Временного положения об аудиторской деятельности в банковской системе РФ”.
  6. Емельянов Е. Методические рекомендации по внешнему и внутреннему банковскому аудиту – М., 2005. – 256 с.
  7. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2000. - 278 с.
  8. Подольский В.И. Аудит – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 583 с.
  9. Фадейкина Н.В. Банковский контроль и аудит. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 492 с.
  10. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты 1-6 / Комментарий Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС. - 2003. - 184 с.
  11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 409 с.

Информация о работе Правовые основы банковского аудита в РФ