Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа
Аудиторский контроль способствует проведению хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что подтверждает зарубежный и отечественный опыт. Знание основных приемов аудиторского контроля является важной обязанностью аудитора.
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Методологические основы аудиторской деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………..……….5
1.1 Понятие аудита, цели и задачи исследования аудиторской деятельности……....…………………………………………………………...…5
1.2. Законодательно-нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации.............….….……..…...10
2. Приемы аудиторского контроля в Российской Федерации..…..…………...16
2.1 Понятие и сущность аудиторского контроля…………….……………......16
2.2 Характеристика приемов аудиторского контроля в Российской Федерации ………………………………………………………………….…….……...……19
Заключение…………………………………………………………….…..…….31
Список использованной литературы……………………………….……..……33
1.2 Законодательно-нормативные
документы, регламентирующие права, обязанности
и ответственность аудитора
В
настоящее время система
Первый уровень – Закон об аудиторской деятельности N 307-ФЗ, принятый Государственной Думой 30 декабря 2008 г. Закон установил понятия об аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В Законе определение понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций. Закон дал понятие аудиторской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов аудиторской деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов, определил порядок государственного регулирования аудита в стране – образование уполномоченного федерального органа по регулированию аудиторской деятельности (ФОГРАД) и Совета аудита при нем.
К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, разъяснения Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, такие как:
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственного деятельности и прежде всего арбитражным судом. Стандарты содержать основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.
Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансам и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.
Пятый уровень – документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.
Итоговым
документом разработанным внутрифирменных
стандартов может быть «Приказ об
утверждении внутрифирменных
К органам, регулирующим аудиторскую деятельность в Российского Федерации можно отнести Уполномоченный Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
Уполномоченный
Федеральный орган – это
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяется Минфин России.
К его функциям сводятся: издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Минфин
России (приказом от 07.03.2002 г. № 47) возложил
выполнение данных функций на созданный
в этом министерстве Департамент
организации аудиторской
Департамент организации аудиторской деятельности является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование, функционирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.
В
целях учета мнения профессиональных
участников рынка аудиторской
Совет по аудиторской деятельности принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа; разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности,; рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа; организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области; рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение (Объединение) представляет собой саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов.
Требования к Объединениям установлены в Федеральном законе от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Закон).
Согласно статье 21 Закона Объединение действует на некоммерческой основе; устанавливает обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики; осуществляет систематический контроль за их соблюдением.
Объединение,
членами которого являются не менее
1000 аттестованных аудиторов и (или)
не менее 100 аудиторских организаций,
вправе подать в уполномоченный федеральный
орган заявление о своей
Таким образом, в заключении первой главы мы может сделать вывод, что аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии, и может быть организована в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.
Главной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В
настоящее время в России формируется
пятиуровневая система
Первый уровень – Закон об аудиторской деятельности N 307-ФЗ, принятый Государственной Думой 30.12.2008 г.
К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, разъяснения Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности.
Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансам и по специальным аудиторским заданиям.
Пятый
уровень – документы, необходимые
для реализации стандартов.
2.1 Понятие
и сущность аудиторского контроля
Аудиторский контроль (аудит) – это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита – установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами.2
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» – основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.
Информация о работе Приемы и методы аудиторского контроля в России