Приемы и методы аудиторского контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Аудиторский контроль способствует проведению хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что подтверждает зарубежный и отечественный опыт. Знание основных приемов аудиторского контроля является важной обязанностью аудитора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Методологические основы аудиторской деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………..……….5
1.1 Понятие аудита, цели и задачи исследования аудиторской деятельности……....…………………………………………………………...…5
1.2. Законодательно-нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации.............….….……..…...10
2. Приемы аудиторского контроля в Российской Федерации..…..…………...16
2.1 Понятие и сущность аудиторского контроля…………….……………......16
2.2 Характеристика приемов аудиторского контроля в Российской Федерации ………………………………………………………………….…….……...……19
Заключение…………………………………………………………….…..…….31
Список использованной литературы……………………………….……..……33

Работа состоит из  1 файл

Приемы аудиторского контроля.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)
ify">  Ошибку  совершает тот аудитор, который  ограничивается беседой только с  главным бухгалтером и его  заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов хозяйственной деятельности, оформленных первичными документами и бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и рассыпаться.

  Именно  поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.

  Второй  вопрос, на который следует ответить при раскрытии приема сбора информации, — когда проводится устный опрос персонала?

  Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу проверки.

  Для ведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной степени психологом, так как его цель — "разговорить" собеседника, выяснить порядок его действий, усердие и квалификацию, "узкие" места в работе и пр.

  Для составления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.

  К сожалению, на многих предприятиях такие  документы, как должностные инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.

  План  и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.

  Каждому направлению учета присущи совершенно особенные виды нарушений. Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.

  Подробный план устного опроса персонала по каждому направлению учета зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:

   1. Какие первичные документы вы  оформляете?

   2. Какие регистры аналитического  учета вы ведете"!

   3. В каком разрезе ведется аналитический  учет по вашему участку учета ?

   4. Для каких регистров синтетического  учета необходима формируемая  вами информация?

   5. Как и кем производится выверка  полученных вами результатов?

   6. Назовите типичные хозяйственные  операции, которые вам приходится  оформлять.

   7. Каков порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных хозяйственных операций?

   8. Знаете ли вы, в формировании  какой строки бухгалтерской отчетности  вам приходится участвовать?

   9. Каким образом происходит контроль  за вашей работой^.

   10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место'?

   11. Имеются ли какие-либо неудобства  в ведении учета, сверке результатов?

  12. Чувствуете ли вы наличие в  вашей работе проблем? Каких? 

  • Проверка  документов
 

  Широко  практикуется получение информации посредством проверки документов, подготовленных независимыми сторонами и клиентом.

  Проверка  документов заключается в том, что  аудитор должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого  рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции. 

  • Прослеживание
 

  Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые события не отражены в первичной документации и системе учета.

  С помощью сканирования аудиторы изучают  нетипичные статьи и события, отраженные в документации клиента. Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.

  Сканирование полезно применять при использовании выборки для принятия аудиторских решений, так как всегда существует вероятность того, что аудиторы не выявят ошибки клиента, выбрав пример, не отражающий всю совокупность статей. Это может привести к принятию аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск, сканируя статьи, не вошедшие в выборку. 
 
 
 

  • Аналитические процедуры
 

  Под аналитическими процедурами подразумеваются  анализ и оценка полученной аудитором  информации, исследование важнейших  финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.

  Об  аналитических процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапа планирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно использовать и на этапе получения информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой отчетности.

  Поскольку определение аналитических процедур довольно расплывчато, многие аудиторы рассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих процедур, как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и студенты в основном концентрируют внимание на процедурах пересчета, осмотра, подтверждения и документирования, в результате которых, как полагают, возникает убедительная информация.

  Необходимо  преодолеть это заблуждение, так  как аналитические процедуры  в действительности весьма эффективны.

  По  мнению аудиторов, аналитические процедуры  помогают выявить 27 % ошибок. Следует  учитывать тот факт, что они  обходятся дешевле, чем более  детализированные процедуры, ориентированные  на документы.

  Типичными видами аналитических процедур являются:

    -сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

    -сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;

    -оценка соотношении между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

    -сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики;

    -сопоставление финансовой и нефинансовой информации (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).

  Процедуры, представляющие точную информацию, имеют  свои недостатки: аудиторы могут оказаться  не настолько компетентными, чтобы  обнаружить необходимые факты; клиенты  могут дать аудиторам подставные адреса или попросить потребителей просто подписать подтверждение и отослать его обратно.

  Таким образом, аудиторская программа  состоит из процедур различных видов, и аналитические процедуры занимают в ней важное место.

  Аудиторы  часто сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего периода и изучают полученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти сопоставления обычно называют комплексными тестами. Такой анализ часто выполняется для амортизационных отчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортизационных отчислений в совокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту величину, можно получить оценку амортизационных отчислений за проверяемый период; если она примерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать эту статью расходов как проверенную при помощи аналитической процедуры.

Приведем  другой пример использования аналитической  процедуры. Многие финансовые счета  парные, т.е. сумма в одном счете  является функцией суммы другого. Некоторые  такие суммы прямо соответствуют одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статья расходов на выплату процентов должна соответствовать определенному обязательству, по которому надо эти проценты выплачивать. Если выплату процентов нельзя соотнести с обязательством, это может означать, что существует неучтенное обязательство или ошибка в другом счете. Если не обнаружены выплаченные или накопленные проценты, соответствующие условиям займа, это может указывать на недооценку расходов, возможное невыполнение договорных обязательств, необходимость корректировки или пояснительного раскрытия. 

  • Подготовка  альтернативного баланса
 

       Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете  готовой продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) аудиторская  организация может составить баланс из расходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).

       Баланс  сырья, материалов и выхода продукции  позволяет аудиторской организации  выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

 

     

Заключение 

           Таким образом, в  заключение курсовой работы мы может  сделать вывод, что аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

     Главной целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     В настоящее время в России нормативное регулирование аудита включает в себя Закон об аудиторской деятельности N 307-ФЗ, принятый Государственной Думой 30.12.2008 г., распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности и методики аудиторской деятельности.

     Контроль  качества аудита - методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

     Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должны определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих  аудиту услуг в соответствии с  федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.

Информация о работе Приемы и методы аудиторского контроля в России