Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа
Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельность предприятия. Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях использования прибыли. Значение отчетности состоит и в том, что она является основным источником информации для анализа хозяйственной деятельности организации, базой его. С помощью отчетности анализируется д
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика промежуточной бухгалтерской отчетности…….6
1.1 Назначение и состав промежуточной бухгалтерской отчетности……6
1.2 Нормативное регулирование и принципы формирования показателей промежуточной бухгалтерской отчетности………………………………….9
2. Действующий порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………..15
3. Рекомендации по совершенствованию формирования промежуточной бухгалтерской отчетности…………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………….………..37
Приложения……………………………………………
Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в главе 11 п. 48 устанавливает, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. В п. 49 утверждено, что промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В п. 51 - организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» регулирует отражение в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.
Формирование статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность, регулируется ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и другими.
Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций и профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). К важнейшим документам этого уровня относится Приказ Министерства Финансов РФ от 02.07.2010 № 67 «О формах бухгалтерской отчетности организации». В данном документе представлены образцы форм бухгалтерской отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской отчетности и особенности формирования, порядок ее составления и представления. Важным аспектом указанного документа является право организаций самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предлагаемых образцов форм и с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчетности.
С 2011 года действует Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению». Ранее в бухгалтерском балансе данные приводились на начало и на конец отчетного периода. С 2011года сведения отражаются на отчетную дату указанного периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует.
Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы о
Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней.
Нормативные документы определяют состав, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию и форме.
Требования по содержанию: 1) сопоставимость данных на начало и конец отчетного периода, а также показателей всех форм отчетности; 2) предоставление достоверной и полной информации об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности; достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету;3) недопустимость зачета между статьями актива и пассива, расходами и доходами, если это не предусмотрено правилами бухгалтерского учета; 4) числовые показатели приводятся в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин.
Требования по форме: 1) отчетность состоит из образующих единое целое бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним; 2) включает показатели деятельности филиалов, представительств и других структурных подразделений (целостность бухгалтерской отчетности); 3) содержание форм отчетности применяется последовательно от одного отчетного периода к другому; 4) при недостаточности данных для формирования достоверного представления о финансовом положении, то отчетность может быть дополнена соответствующими показателями; 5) составляется на русском языке и в валюте РФ; средства в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату составления отчетности.[7]
Кроме того, к важнейшим принципам составления промежуточной отчетности (впрочем, как и годовой) является:1) принцип нейтральности отчетности, то есть при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других; 2) последовательность - постоянство избранных способов (методов), закрепленных в учетной политике от одного отчетного периода к другому; важнейшими требованиями к промежуточной отчетности является использование при ее подготовке той же учетной политики, что и для годовой отчетности предприятия; 3) принцип существенности информации - существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации; 4) принцип своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности; 5) принцип осмотрительности - большая готовность к признанию в учета расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов; 6) принцип приоритета содержания над формой - подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования и только потом из правовой формы их оформления; 7) непротиворечивость - данный принцип обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности; 8) принцип рациональности - обеспечивает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.[8]
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 18.09.2006 № 115н, организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками организации).
В настоящее время практикующий бухгалтер должен применять формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н « О формах бухгалтерской отчетности организации» и следовать порядку их заполнения, разъясненному в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных тем же документом. При применении этих форм следует использовать коды статистики, утвержденные совместным приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 № 475/102н. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации № 66н от 02.07.2010 г., начиная с 2011 года организации и предприятия всех форм собственности будут осуществлять бухгалтерскую отчетность по новым формам. И хотя в Приказе Минфина РФ № 66н речь идет об изменениях в годовой бухгалтерской отчетности, промежуточная бухгалтерская отчетность предприятия также должна быть сдана по новым формам, поскольку она является частью годовой. В противном случае возникнет несопоставимость сведений, что неминуемо приведет к путанице и усложнит работу контролирующих органов.[9]
Глава 2. Действующий порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности.
Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется поэтапно:
1.Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и так далее).
2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге.
3. Исправление выявленных ошибок.
4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции и реализованной продукции (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года.
5. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) на счете 90 «Продажи»
6. Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности и отражение их на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 «Прибыли и убытки».
8. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода.[10]
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, I-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Отчёт о прибылях и убытках составляется на основании изменений приказа Минфина от 18.09.2006 №115–116н. C 2011 года приказом Минфина №66н от 02.07.2010г утверждена новая Форма №2.
Прежде чем заполнять отчет о прибылях и убытках, необходимо вспомнить основные правила. Первое – все данные надо приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря 2009 г. включительно. При этом в графе 3 должны быть обороты по счетам за 2009 г., а в графе 4 – обороты 2008 года. Второе правило – не следует зачитывать суммы прибыли в счет убытков (и наоборот). Третье правило – отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычитать, записывают в круглых скобках.
Показатели формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках» заполняются на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».[11]
- Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010).
Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчете выручки нужно учесть суммовые разницы. Такой порядок определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).
Выручку отражают без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин, так как согласно пункту 3 ПБУ 9/99 эти налоги не являются доходами.
Также не считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Суммы, поступившие в погашение кредита или займа. В типовой форме Отчета выручка отражается полностью, то есть без расшифровок. В то же время, если предприятие сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого бизнеса. Для этого форму №2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т.д.). При этом расшифровывают только существенные доходы. В пункте 18.1 ПБУ 9 /99 «Доходы организации» сказано, что существенной считается та выручка, которая за отчетный период составляет 5 процентов и более от общей суммы доходов организации.
Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужно показывать в отдельных строках.
Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступившим в соответствии с лицензионными договорами. В этом случае возникает вопрос – как поступать с этими средствами: включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090. В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть.[12]
Например, в ООО «Парусник» реализовало ООО «Нептун» 12 февраля 2009 г. готовую продукцию на сумму 271 400 руб. (в т.ч. НДС –41 400руб.) Право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю в момент отгрузки. Бухгалтер делает следующие проводки:
Дт 62 Кт 90 271 400 руб. - выручка от реализации продукции
Дт 90 Кт 68 41 400 руб. – сумма НДС
По строке 010 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в ООО «Парусник» за 1 квартал отчетного года нужно указать 8082 тыс. руб., за 1 квартал предыдущего года – 7984тыс.руб.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020).
Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятельности за отчетный период. Этот показатель указывают в круглых скобках.
Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видим деятельности делятся на:
– материальные;
– затраты па оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизацию;
– прочие.
Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:
– суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);
– затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т.п.);
– суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;
– суммы, выданные в качестве задатка;
– суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.
По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.[13]
При заполнении данной строки имеется один нюанс, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.
Информация о работе Принципы формирования промежуточной бухгалтерской отчетности