Принципы формирования промежуточной бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельность предприятия. Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях использования прибыли. Значение отчетности состоит и в том, что она является основным источником информации для анализа хозяйственной деятельности организации, базой его. С помощью отчетности анализируется д

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика промежуточной бухгалтерской отчетности…….6
1.1 Назначение и состав промежуточной бухгалтерской отчетности……6
1.2 Нормативное регулирование и принципы формирования показателей промежуточной бухгалтерской отчетности………………………………….9

2. Действующий порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………..15

3. Рекомендации по совершенствованию формирования промежуточной бухгалтерской отчетности…………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………33

Список использованной литературы……………………………….………..37

Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word1.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в главе 11 п. 48 устанавливает, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.  В п. 49 утверждено, что промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.  В п. 51 - организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» регулирует отражение в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Формирование статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность, регулируется ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и другими.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций и профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). К важнейшим документам этого уровня относится Приказ Министерства Финансов РФ от 02.07.2010 № 67 «О формах бухгалтерской отчетности организации». В данном документе представлены образцы форм бухгалтерской отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской отчетности и особенности формирования, порядок ее составления и представления. Важным аспектом указанного документа является право организаций самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предлагаемых образцов форм и с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчетности.

С 2011 года действует Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению». Ранее в бухгалтерском балансе данные приводились на начало и на конец отчетного периода. С 2011года сведения отражаются на отчетную дату указанного периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. В приказе (распоряжении) руководителя, утверждающем учетную политику организации, необходимо указать состав форм бухгалтерской отчетности, методы расчета и оценки элементов отчетности. В приложении к приказу следует представить самостоятельно разработанные организацией формы бухгалтерской отчетности, содержащие сведения, достаточные для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении и финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении.[6]

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней.

Нормативные документы определяют состав, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию и форме.

Требования по содержанию: 1) сопоставимость данных на начало и конец отчетного периода, а также показателей всех форм отчетности; 2) предоставление достоверной и полной информации об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности; достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету;3) недопустимость зачета между статьями актива и пассива, расходами и доходами, если это не предусмотрено правилами бухгалтерского учета; 4) числовые показатели приводятся в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин.

Требования по форме: 1) отчетность состоит из образующих единое целое бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним; 2) включает показатели деятельности филиалов, представительств и других структурных подразделений (целостность бухгалтерской отчетности); 3) содержание форм отчетности применяется последовательно от одного отчетного периода к другому; 4) при недостаточности данных для формирования достоверного представления о финансовом положении, то отчетность может быть дополнена соответствующими показателями; 5) составляется на русском языке и в валюте РФ; средства в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату составления отчетности.[7]

Кроме того, к важнейшим принципам составления промежуточной отчетности (впрочем, как и годовой) является:1) принцип нейтральности отчетности, то есть при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других; 2) последовательность - постоянство избранных способов (методов), закрепленных в учетной политике от одного отчетного периода к другому; важнейшими требованиями к промежуточной отчетности является использование при ее подготовке той же учетной политики, что и для годовой отчетности предприятия; 3) принцип существенности информации - существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации; 4) принцип своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности; 5) принцип осмотрительности - большая готовность к признанию в учета расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов; 6) принцип приоритета содержания над формой - подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования и только потом из правовой формы их оформления; 7) непротиворечивость - данный принцип обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности; 8) принцип рациональности - обеспечивает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.[8]

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 18.09.2006 № 115н, организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками организации).

В настоящее время практикующий бухгалтер должен применять формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н « О формах бухгалтерской отчетности организации» и следовать порядку их заполнения, разъясненному в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных тем же документом. При применении этих форм следует использовать коды статистики, утвержденные совместным приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 № 475/102н. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации № 66н от 02.07.2010 г., начиная с 2011 года организации и предприятия всех форм собственности будут осуществлять бухгалтерскую отчетность по новым формам. И хотя в Приказе Минфина РФ № 66н речь идет об изменениях в годовой бухгалтерской отчетности, промежуточная бухгалтерская отчетность предприятия также должна быть сдана по новым формам, поскольку она является частью годовой. В противном случае возникнет несопоставимость сведений, что неминуемо приведет к путанице и усложнит работу контролирующих органов.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Действующий порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется поэтапно:

1.Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и так далее).

2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге.

3. Исправление выявленных ошибок.

4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции и реализованной продукции (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года.

5. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) на счете 90 «Продажи»

6. Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности и отражение их на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 «Прибыли и убытки».

8. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода.[10]

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, I-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Отчёт о прибылях и убытках составляется на основании изменений приказа Минфина от 18.09.2006 №115–116н. C 2011 года приказом Минфина №66н от 02.07.2010г  утверждена новая Форма №2.

Прежде чем заполнять отчет о прибылях и убытках, необходимо вспомнить основные правила. Первое – все данные надо приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря 2009 г. включительно. При этом в графе 3 должны быть обороты по счетам за 2009 г., а в графе 4 – обороты 2008 года. Второе правило – не следует зачитывать суммы прибыли в счет убытков (и наоборот). Третье правило – отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычитать, записывают в круглых скобках.

Показатели формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках» заполняются на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».[11]

- Доходы и расходы по обычным видам деятельности:

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010).

Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчете выручки нужно учесть суммовые разницы. Такой порядок определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

Выручку отражают без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин, так как согласно пункту 3 ПБУ 9/99 эти налоги не являются доходами.

Также не считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Суммы, поступившие в погашение кредита или займа. В типовой форме Отчета выручка отражается полностью, то есть без расшифровок. В то же время, если предприятие сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого бизнеса. Для этого форму №2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т.д.). При этом расшифровывают только существенные доходы. В пункте 18.1 ПБУ 9 /99 «Доходы организации» сказано, что существенной считается та выручка, которая за отчетный период составляет 5 процентов и более от общей суммы доходов организации.

Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужно показывать в отдельных строках.

Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступившим в соответствии с лицензионными договорами. В этом случае возникает вопрос – как поступать с этими средствами: включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090. В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть.[12]

Например, в ООО «Парусник» реализовало ООО «Нептун» 12 февраля 2009 г. готовую продукцию на сумму  271 400 руб. (в т.ч. НДС –41 400руб.) Право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю в момент отгрузки.  Бухгалтер делает следующие проводки:

Дт 62 Кт 90  271 400 руб. -  выручка от реализации продукции

Дт 90 Кт 68  41 400 руб. – сумма НДС

По строке 010 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в ООО «Парусник» за 1 квартал отчетного года нужно указать 8082 тыс. руб., за 1 квартал предыдущего года – 7984тыс.руб.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020).

Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятельности за отчетный период. Этот показатель указывают в круглых скобках.

Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видим деятельности делятся на:

– материальные;

– затраты па оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизацию;

– прочие.

Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:

– суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);

– затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т.п.);

– суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;

– суммы, выданные в качестве задатка;

– суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.

По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.[13]

При заполнении данной строки имеется один нюанс, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.

Информация о работе Принципы формирования промежуточной бухгалтерской отчетности