Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение всесторонних теоретических исследований в области организации позаказного метода учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, рассмотрение сущности и сферы применения позаказного метода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Расмотреть понятие и значение калькулирования себестоимости продукции;
2. Раскрыть цель, задачи калькулирования себестоимости;
3. Рассмотреть сущность и сфера применения позаказного метода
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Понятие и значение калькулирования себестоимости продукции 5
1.2. Цели, задачи калькулирования себестоимости
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ И
КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 11
2.1. Сущность и сфера применения позаказанного метода 11
2.2. Организация системы позаказного учета затрат на
производство и калькулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Одновременное использование различных систем оперативного управления производством объективно приводит к увеличению количества планово-учетных единиц, трудоемкости расчетов при увязке технико-экономического и оперативно-производственного планирования, к снижению уровня учета и контроля за ходом производственного процесса.
В целом выявленные тенденции объективно отражают необходимость единства объектов планирования и учета в совокупности с такой же детализацией объектов нормирования, калькулирования и ценообразования. Однако это положение не принимается во внимание при разработке номенклатуры издержек производства по структурным подразделениям, особенно для бригад или внутренних арендных коллективов, так как считается достаточным совпадение планово-учетных единиц и объектов калькулирования в единичных и мелкосерийных производствах соответственно на последней стадии производства — в сборочных цехах и на уровне предприятия.
Отпуск материальных ценностей из центральных складов оформляется разными документами в зависимости от применяемых систем материального обеспечения рабочих мест. В любом случае выдачи осуществляются по предварительно рассчитанным лимитам на основе набора норм расхода материалов, соответствующим специализации и организационной самостоятельности производственных подразделений. При децентрализованной системе отпуска материалов применяются лимитные ведомости полного перечня материалов, используемых в цехе, при централизованной системе — лимитные ведомости для бригады.
Лимит по каждому наименованию материалов рассчитывается вычислительным центром на базе планируемого запуска заготовок, деталей и полуфабрикатов, а также единых норм запасов ресурсов в цеховых кладовых, на рабочих местах и норм расхода сгруппированных по планово-учетным единицам.
Набор норм содержит расчет для номенклатурного и календарного планирования производственных заданий бригадам с учетом планируемых заделов незавершенного производства, его комплектности и потерь, в процессе обработки и выпуска готовых изделий.
Лимитные ведомости выписываются вычислительным центром в двух экземплярах и утверждаются отделом материально-технического снабжения. В экземпляре, предназначенном для склада (лимитная ведомость типовой формы), лимиты отпуска приводятся по наименованиям материалов в целом по цеху, без выделения производственных участков и бригад. Лимитная ведомость для цеха имеет вид машинограммы плановой потребности в материалах для выполнения месячной программы; по участкам и бригадам распечатываются отдельно карты, непосредственно по которым каждый мастер, бригадир может получать материальные ценности на складе или в цеховой кладовой. Они постоянно находятся у цехового экономиста для контроля за обеспеченностью запасами и использованием материалов.
Центральные склады сдают лимитные ведомости в бухгалтерию по мере использования лимита или независимо от этого по окончании отчетного периода. До момента сдачи лимитных ведомостей в конце отчетного месяца кладовщики цеховых кладовых заполняют в документах склада графу "возврат" с одновременной отметкой получения того же количества в лимитной ведомости следующего месяца. Такой порядок позволяет автоматически пересчитывать лимит отпуска материальных ценностей в документах следующего месяца без дополнительного внесения информации об остатках материалов в цеховых кладовых в ЭВМ, не оформляя отдельными первичными документами остатки материальных ценностей в натуральном выражении. В бухгалтерии документы группируются и передаются в вычислительный центр для обработки.
Документы цеха передаются на обработку в ВЦ, минуя бухгалтерию. Там, основываясь на совокупности информации о выдаче материалов со склада и поступлении их на рабочее место в цеховую кладовую, данные первичных документов группируют по тем же признакам, что и документы склада. В случае выявления расхождений печатается машинограмма, реквизиты которой позволяют определить эти расхождения и их виновников. Материалы таких наименований исключаются из расхода центральных складов до поступления из цеха извещений на изменение информации. Один экземпляр машинограммы передается в бухгалтерию для контроля.
Обобщение затрат на рабочую силу производят на основании табелей и документов по учету неявочного времени, нарядов, сменных рапортов, ведомостей выработки, доплатных и простойных листов и тому подобных документов. Прямые трудозатраты рабочей силы накапливают по заказам на основе проставленных на первичных документах шифров затрат.
В целях определения фактических материальных и трудовых затрат, относящихся к конкретному заказу, некоторые предприятия используют комбинированные первичные документы, отражающие движение сырья и материалов внутри цеха. Учет начинается с нулевого уровня управления, то есть с места возникновения информации. В первичных документах сочетается отражение фактического и нормативного расхода материалов, выявление отклонений от действующих на данный период времени норм, оперативное планирование и учет выработки бригадами годной и забракованной продукции, начисление заработной платы за годную продукцию, сданную на склад, в цеховую кладовую или переданную другой бригаде, другому цеху, а также учет поступления полуфабрикатов на склады и в кладовые и учет движения полуфабрикатов внутри цеха.
До начала смены мастер исходя из планового задания бригадам и технологических карт раскроя указывает в средней части рабочего наряда количество запуска по видам заготовок, их код, размер, наименование материла, его номенклатурный номер, вес детали, заготовки по норме.
Каждую партию поданного в централизованном порядке материала оперативный работник склада отмечает в лимитной карте цеха, подтверждая факт доставки. Вместе с материалом на каждую партию выписывается бирка (ярлык) отвеса. Приступая к раскрою, штамповке, бригадир снимает бирку отвеса и прилагает ее к рабочему наряду. Она подтверждает количество поданного материала к рабочим местам бригады. По данным бирок в конце месяца сверяют поступление материальных ценностей со склада в цех.
Раскроенные, отштампованные заготовки бригада предъявляет на контроль ОТК и после этого передает в соответствующую технологическому маршруту контрольно-учетную точку (кладовая, склад, другая бригада). Желательно, чтобы контрольные и учетные точки приемки заготовок совпадали. В таком
случае контролер ОТК проставляет в рабочем наряде количество годных и забракованных заготовок.
Кладовщик, бригадир другой бригады принимает заготовки по счету или массе (весу) и расписывается в рабочем наряде за принятое количество; одновременно заполняются накладная и талон к накладной, которые в виде отрывных документов находятся в нижней части комплексного документа. Накладная остается на складе цеха, кладовой, а талон — у мастера, который отчитывается перед производственно-диспетчерским бюро цеха. Талон служит основанием для оперативно-производственного учета внутри цеха, показывает выполнение производственного задания бригадой за смену, по сквозной бригаде — за сутки.
Масса материала, оставшегося не раскроенным на конец смены, указывается в карте бригады и бирке отвеса. Для упрощения оперативного учета использования материалов конкретной бригадой результат передачи отражается исключением остатка из количества, полученного сменой-сдатчиком, и добавлением к количеству, полученному сменой-приемщиком. Следует отметить, что эта учетная операция эффективно начинает влиять на соблюдение норм запасов материальных ценностей на рабочих местах. Обычно ограничиваются суточной потребностью или потребностью на суточное, сменное производственное задание бригаде.
Фактический расход материала за смену рассчитывается мастером, бригадиром в обычном порядке исходя из остатков на начало смены, поступления за смену и исключения переданных остатков другой смене (все данные приводятся в бирке отвеса). Рабочий наряд сдается экономисту цеха для дальнейшей обработки и обобщения оперативной информации. Экономист цеха рассчитывает нормативный расход материала на фактическое количество заготовок, сданных, переданных в другое организационное подразделение, сопоставляет его с фактическим расходом, выявляя общую величину отклонений. По мере сдачи документов на забракованную продукцию из общей величины отклонений выделяют количество материалов по нормам на окончательно забракованные заготовки. Результаты расчетов записывают в рабочем наряде по причинам и виновникам отклонений в соответствии с классификатором[1].
Оперативный контроль за выходом годных заготовок и своевременным оформлением брака осуществляет производственно-диспетчерское бюро цеха. ПДБ имеет право потребовать от бригадира или мастера участка сдать годные заготовки или комплекты согласно расчету по нормам или же акты на брак в тех случаях, когда из выданных в раскрой материалов не будет сдано в кладовую цеха того количества заготовок, на которое произведен расчет. Оно обязано своевременно составить акт о недостаче материалов или порче по результатам раскроя за смену, сутки. Работники производственно-диспетчерской службы цеха заинтересованы в предупреждении потерь и нерационального расходования материальных ресурсов, так как их материальное стимулирование производится из единого фонда оплаты труда цеха. Туда зачисляется определенная доля экономии и погашается часть перерасходов и потерь, возникших по вине бригады.
Калькуляцию заказа производят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.
Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам с помощью:
• контрольных счетов;
• раздельного учета;
• калькуляции себестоимости по контракту.
Контрольные счета — система учета, предусматривающая открытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядке финансового учета. Аналитические счета затрат представлены карточками набора затрат — "карточками заказов", на которых обобщают прямые затраты, косвенные затраты заносят по истечении отчетного периода по расчетам распределения. Карточку закрывают по мере выполнения всех работ, предусмотренных заказом. Все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.
Раздельный учет — система учета, предусматривающая отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в счетах затрат не делают записей о финансовых операциях. Этот вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.
Калькуляция себестоимости по контракту — система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованное продукции для расчета прибыли за данный период. Здесь же определяется величина неистекших издержек, то есть себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ.
При использовании системы калькуляции по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы принципов:
1. Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта — это низкая достоверность оценки доходов и затрат.
2. Проявлять осмотрительность — убытки, выявленные в отчетном периоде, должны быть отнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода. Если ожидаются убытки, то их сумма включается в себестоимость реализованной продукции после того как установлена вероятность убытков. Например, создается резерв на оплату отпусков рабочих
и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм.
3. Быть осмотрительным при значительных затратах на контракт, выполненный в пределах 35—85%.
Таким образом, система позаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:
• концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;
• изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени.
В настоящее время возросло значение калькулирования прежде всего позаказного метода как инструмента оценки рентабельностиак товаров, уровня выгодности рыночных цен.
Позаказный метод калькулирования себестоимости является методом, который используется для изготовления уникальной или выполняемый по специальному заказу продукции.
Применение позаказного метода калькулирования, как и других методов, возможно только в определенных производственных условиях, главное из которых — действительная обособленность данного объекта калькулирования.
Сущность позаказного метода состоит в том, что планирование и учет производственных затрат осуществляются по отдельному заказу, а внутри его — в разрезе установленной номенклатуры калькуляционных статей расходов.
Принципиальные особенности позаказного метода калькулирования состоят в индивидуализации учета затрат и расчета себестоимости, при которой все прямые затраты группируются в аналитическом учете в строгом соответствии с открытыми заказами; калькуляция полученного продукта составляется после полного завершения работ по заказу, независимо от длительности его выполнения.
Позаказной метод учета и калькуляции себестоимости характеризуется:
• концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;