Принципы калькулирования себестоимости продукции.Роль калькулирования в управлении производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проведение всесторонних теоретических исследований в области организации позаказного метода учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, рассмотрение сущности и сферы применения позаказного метода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Расмотреть понятие и значение калькулирования себестоимости продукции;
2. Раскрыть цель, задачи калькулирования себестоимости;
3. Рассмотреть сущность и сфера применения позаказного метода

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Понятие и значение калькулирования себестоимости продукции 5
1.2. Цели, задачи калькулирования себестоимости
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ И
КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 11
2.1. Сущность и сфера применения позаказанного метода 11
2.2. Организация системы позаказного учета затрат на
производство и калькулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский управленческий учет.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Одновременное использование различных систем оператив­ного управления производством объективно приводит к увели­чению количества планово-учетных единиц, трудоемкости рас­четов при увязке технико-экономического и оперативно-производственного планирования, к снижению уровня учета и контроля за ходом производственного процесса.

В целом выявленные тенденции объективно отражают не­обходимость единства объектов планирования и учета в сово­купности с такой же детализацией объектов нормирования, калькулирования и ценообразования. Однако это положение не принимается во внимание при разработке номенклатуры из­держек производства по структурным подразделениям, особен­но для бригад или внутренних арендных коллективов, так как считается достаточным совпадение планово-учетных единиц и объектов калькулирования в единичных и мелкосерийных про­изводствах соответственно на последней стадии производства — в сборочных цехах и на уровне предприятия.

Отпуск материальных ценностей из центральных складов оформляется разными документами в зависимости от применяемых систем материального обеспечения рабочих мест. В любом случае выдачи осуществляются по предварительно рас­считанным лимитам на основе набора норм расхода материалов, соответствующим специализации и организационной самостоя­тельности производственных подразделений. При децентрали­зованной системе отпуска материалов применяются лимитные ведомости полного перечня материалов, используемых в цехе, при централизованной системе — лимитные ведомости для бригады.

Лимит по каждому наименованию материалов рассчитыва­ется вычислительным центром на базе планируемого запуска заготовок, деталей и полуфабрикатов, а также единых норм за­пасов ресурсов в цеховых кладовых, на рабочих местах и норм расхода сгруппированных по планово-учетным единицам.

Набор норм содержит расчет для номенклатурного и кален­дарного планирования производственных заданий бригадам с учетом планируемых заделов незавершенного производства, его комплектности и потерь, в процессе обработки и выпуска гото­вых изделий.

Лимитные ведомости выписываются вычислительным цен­тром в двух экземплярах и утверждаются отделом материально-технического снабжения. В экземпляре, предназначенном для склада (лимитная ведомость типовой формы), лимиты отпуска приводятся по наименованиям материалов в целом по цеху, без выделения производственных участков и бригад. Лимитная ве­домость для цеха имеет вид машинограммы плановой потреб­ности в материалах для выполнения месячной программы; по участкам и бригадам распечатываются отдельно карты, непо­средственно по которым каждый мастер, бригадир может полу­чать материальные ценности на складе или в цеховой кладовой. Они постоянно находятся у цехового экономиста для контроля за обеспеченностью запасами и использованием материалов.

Центральные склады сдают лимитные ведомости в бухгалте­рию по мере использования лимита или независимо от этого по окончании отчетного периода. До момента сдачи лимитных ведомостей в конце отчетного месяца кладовщики цеховых кла­довых заполняют в документах склада графу "возврат" с одно­временной отметкой получения того же количества в лимитной ведомости следующего месяца. Такой порядок позволяет авто­матически пересчитывать лимит отпуска материальных ценно­стей в документах следующего месяца без дополнительного внесения информации об остатках материалов в цеховых кла­довых в ЭВМ, не оформляя отдельными первичными докумен­тами остатки материальных ценностей в натуральном выраже­нии. В бухгалтерии документы группируются и передаются в вычислительный центр для обработки.

Документы цеха передаются на обработку в ВЦ, минуя бухгалтерию. Там, основываясь на совокупности информации о выдаче материалов со склада и поступлении их на рабочее ме­сто в цеховую кладовую, данные первичных документов груп­пируют по тем же признакам, что и документы склада. В случае выявления расхождений печатается машинограмма, реквизиты которой позволяют определить эти расхождения и их виновни­ков. Материалы таких наименований исключаются из расхода центральных складов до поступления из цеха извещений на из­менение информации. Один экземпляр машинограммы переда­ется в бухгалтерию для контроля.

Обобщение затрат на рабочую силу производят на основа­нии табелей и документов по учету неявочного времени, наря­дов, сменных рапортов, ведомостей выработки, доплатных и простойных листов и тому подобных документов. Прямые тру­дозатраты рабочей силы накапливают по заказам на основе проставленных на первичных документах шифров затрат.

В целях определения фактических материальных и трудовых затрат, относящихся к конкретному заказу, некоторые пред­приятия используют комбинированные первичные документы, отражающие движение сырья и материалов внутри цеха. Учет начинается с нулевого уровня управления, то есть с места возник­новения информации. В первичных документах сочетается отражение фактического и нормативного расхода материалов, выявление отклонений от действующих на данный период вре­мени норм, оперативное планирование и учет выработки бри­гадами годной и забракованной продукции, начисление зара­ботной платы за годную продукцию, сданную на склад, в цеховую кладовую или переданную другой бригаде, другому це­ху, а также учет поступления полуфабрикатов на склады и в кладовые и учет движения полуфабрикатов внутри цеха.

До начала смены мастер исходя из планового задания бригадам и технологических карт раскроя указывает в средней части рабочего наряда количество за­пуска по видам заготовок, их код, размер, наименование матери­ла, его номенклатурный номер, вес детали, заготовки по норме.

Каждую партию поданного в централизованном порядке материала оперативный работник склада отмечает в лимитной карте цеха, подтверждая факт доставки. Вместе с материалом на каждую партию выписывается бирка (ярлык) отвеса. Приступая к раскрою, штамповке, бригадир снимает бирку от­веса и прилагает ее к рабочему наряду. Она подтверждает ко­личество поданного материала к рабочим местам бригады. По данным бирок в конце месяца сверяют поступление материаль­ных ценностей со склада в цех.

Раскроенные, отштампованные заготовки бригада предъяв­ляет на контроль ОТК и после этого передает в соответствую­щую технологическому маршруту контрольно-учетную точку (кладовая, склад, другая бригада). Желательно, чтобы контроль­ные и учетные точки приемки заготовок совпадали. В таком
случае контролер ОТК проставляет в рабочем наряде количест­во годных и забракованных заготовок.             

Кладовщик, бригадир другой бригады принимает заготовки по счету или массе (весу) и расписывается в рабочем наряде за принятое количество; одновременно заполняются накладная и талон к накладной, которые в виде отрывных документов нахо­дятся в нижней части комплексного документа. Накладная остает­ся на складе цеха, кладовой, а талон — у мастера, который отчи­тывается перед производственно-диспетчерским бюро цеха. Талон служит основанием для оперативно-производственного учета внутри цеха, показывает выполнение производственного зада­ния бригадой за смену, по сквозной бригаде — за сутки.

Масса материала, оставшегося не раскроенным на конец сме­ны, указывается в карте бригады и бирке отвеса. Для упрощения оперативного учета использования материалов конкретной брига­дой результат передачи отражается исключением остатка из коли­чества, полученного сменой-сдатчиком, и добавлением к количе­ству, полученному сменой-приемщиком. Следует отметить, что эта учетная операция эффективно начинает влиять на соблюдение норм запасов материальных ценностей на рабочих местах. Обычно ограничиваются суточной потребностью или потребностью на су­точное, сменное производственное задание бригаде.

Фактический расход материала за смену рассчитывается мастером, бригадиром в обычном порядке исходя из остатков на начало смены, поступления за смену и исключения пере­данных остатков другой смене (все данные приводятся в бирке отвеса). Рабочий наряд сдается экономисту цеха для дальней­шей обработки и обобщения оперативной информации. Эко­номист цеха рассчитывает нормативный расход материала на фактическое количество заготовок, сданных, переданных в другое организационное подразделение, сопоставляет его с фактическим расходом, выявляя общую величину отклонений. По мере сдачи документов на забракованную продукцию из общей величины отклонений выделяют количество материалов по нормам на окончательно забракованные заготовки. Резуль­таты расчетов записывают в рабочем наряде по причинам и ви­новникам отклонений в соответствии с классификатором[1].

Оперативный контроль за выходом годных заготовок и своевременным оформлением брака осуществляет производст­венно-диспетчерское бюро цеха. ПДБ имеет право потребовать от бригадира или мастера участка сдать годные заготовки или комплекты согласно расчету по нормам или же акты на брак в тех случаях, когда из выданных в раскрой материалов не будет сдано в кладовую цеха того количества заготовок, на которое произведен расчет. Оно обязано своевременно составить акт о недостаче материалов или порче по результатам раскроя за смену, сутки. Работники производственно-диспетчерской служ­бы цеха заинтересованы в предупреждении потерь и нерацио­нального расходования материальных ресурсов, так как их ма­териальное стимулирование производится из единого фонда оплаты труда цеха. Туда зачисляется определенная доля эконо­мии и погашается часть перерасходов и потерь, возникших по вине бригады.

Калькуляцию заказа производят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют сум­мированием затрат.

Сводный учет затрат по заказам организуется по несколь­ким вариантам с помощью:  

• контрольных счетов;

•     раздельного учета;

•     калькуляции себестоимости по контракту.

Контрольные счета — система учета,  предусматривающая открытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядке финансового учета. Аналитические счета затрат представлены карточками набора затрат — "карточками за­казов", на которых обобщают прямые затраты, косвенные затра­ты заносят по истечении отчетного периода по расчетам рас­пределения. Карточку закрывают по мере выполнения всех работ, предусмотренных заказом. Все бухгалтерские записи произво­дят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.

Раздельный учет — система учета, предусматривающая от­дельное открытие счетов в управленческом и финансовом уче­те, при этом в счетах затрат не делают записей о финансовых операциях. Этот вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.

Калькуляция себестоимости по контракту — система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом произ­водства. Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержден­ных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализо­ванное продукции для расчета прибыли за данный период. Здесь же определяется величина неистекших издержек, то есть себестои­мость незавершенных и не сданных заказчику работ.

При использовании системы калькуляции по контракту ре­комендуется придерживаться установленных для этой системы принципов:

1.   Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения кон­тракта — это низкая достоверность оценки доходов и затрат.

2.   Проявлять осмотрительность — убытки, выявленные в отчетном периоде, должны быть отнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода.  Если ожидаются убытки, то их сумма включается в себестоимость реализован­ной продукции после того как установлена вероятность убыт­ков. Например, создается резерв на оплату отпусков рабочих
и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм.

3.   Быть осмотрительным при значительных затратах на кон­тракт, выполненный в пределах 35—85%.

Таким образом, система позаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:

•     концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;

•     изменением   величины  затрат  по   каждой   завершенной партии, а не за промежуток времени.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящее время возросло значение калькулирования прежде всего позаказного метода как инструмента оценки рентабельностиак товаров, уровня выгодности рыночных цен.

Позаказный метод калькулирования себестоимости является методом, который используется для изготовления уникальной или выполняемый по специальному заказу продукции.

Применение позаказного метода калькулирования, как и других методов, возможно только в определенных производственных условиях, главное из которых — дейст­вительная обособленность данного объекта калькулиро­вания.

Сущность позаказного метода состоит в том, что планирование и учет произ­водственных затрат осуществляются по отдельному заказу, а внут­ри его — в разрезе установленной номенклатуры калькуляционных статей расходов.

Принципиальные особенности позаказного метода калькулирования состоят в индивидуали­зации учета затрат и расчета себестоимости, при кото­рой все прямые затраты группируются в аналитическом учете в строгом соответствии с открытыми заказами; калькуляция полученного продукта составляется после полного завершения работ по заказу, независимо от дли­тельности его выполнения.

Позаказной метод учета и калькуляции себестоимости характеризуется:

• концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;

Информация о работе Принципы калькулирования себестоимости продукции.Роль калькулирования в управлении производством