Проблемы и пути

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной работе являются различные аспекты совершенствования системы оплаты труда. Курсовой проект имеет своей целью сформировать представление о различных системах оплаты труда и реализующих их механизмах, о контроле исполнительской дисциплины относительно организации системы стимулирующих выплат на предприятии и взаимодействии соответствующих служб для успешного контроля этой дисциплины. Целью также является изучение всевозможных методов совершенствования систем оплаты труда.

Содержание

Введение: 2 стр.
1.Система оплаты труда: 7 стр.
Тарифная система 8 стр.
Нормирование труда 9 стр.
Формы оплаты труда 11стр.
2. Проблемы оплаты труда 20 стр.
3. Пути совершенствования системы оплаты труда на предприятиях

Работа состоит из  1 файл

проблемы и пути соершенствования оплаты труда экономика организации.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление: 
 

Введение:                                                                      2 стр.

1.Система оплаты труда:                                             7 стр.

    1. Тарифная система                                             8 стр.
    2. Нормирование труда                                          9 стр.
    3. Формы оплаты труда                                         11стр.

2. Проблемы оплаты труда                                           20 стр.

3. Пути совершенствования системы оплаты труда на предприятиях                                                                 24 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объектом  исследования в данной работе являются различные аспекты совершенствования  системы оплаты труда. Курсовой проект имеет своей целью сформировать представление о различных системах оплаты труда и реализующих их механизмах, о контроле исполнительской дисциплины относительно организации системы стимулирующих выплат на предприятии и взаимодействии соответствующих служб для успешного контроля этой дисциплины. Целью также является изучение всевозможных методов совершенствования систем оплаты труда.  

Введение

     В условиях перехода к системе рыночного  хозяйствования в соответствии с  изменениями в экономическом  и социальном развитии страны существенно  меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размер оплаты труда , материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также премий, доплат, надбавок и соц. льгот) , начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников формирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за переработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

     Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни  новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

Т. о., трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятия всех организационно-правовых форм устанавливается законодательством.

Уставной  юридической формой регулирования  трудовых отношений, в том числе  и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.

Новыми  направлениями в области соц. гарантий стали индексация доходов  и компенсация потерь населения  в связи с инфляцией. Важное место в соц. защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (соц. страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.). Порядок их финансирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших соц. мероприятий и программ.

Учет  труда и заработной платы по праву  занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

     В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются: в установленные  сроки производить расчеты с  персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионным фондом и фондом занятости.

Учет  труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты соц. характера.

     Оплата  труда – это одно из важнейших  составляющих управления персоналом. От того, насколько эффективно администрация мотивирует своих работников, зависят и производительность, и экономическая эффективность труда, и прибыльная работа организации.

     Реформирование  ранее действующих систем управления экономикой в России повлекло крупные  просчеты и серьезные ошибки, в частности, в организации нормирования и оплаты труда. Это прежде всего проявилось (еще на начальном этапе реформ) в выборе целей, методов и способов практического разрешения организационно экономических проблем, ориентированных на эффективную работу предприятия.

     При выборе целей реформирования оплаты труда обозначилось два совершенно разных подхода: первый состоял в  том, чтобы все вопросы организации  труда и его оплаты сосредоточились  в центре; второй - на уровне предприятия. Последние получили право решения практически вех вопросов организации труда и его оплаты на уровне отдельного предприятия. Последствия таковы: и в том и в другом случае было исключено влияние на уровень оплаты регулирующего воздействия рынка труда, исключен учет отраслевых и территориальных интересов работодателей и работников в вопросах объективного установления уровня и динамики оплаты труда работников, а также поддержания необходимых соотношений в оплате труда.

В ходе подготовки к переходу на рыночные отношения среди управленческой элиты возобладало мнение, что нормы как таковые утрачивают свое значение, поскольку они выполняют главным образом функцию регулирования заработной платы. Подобное утверждение опровергается опытом стран с развитой рыночной экономикой: правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основополагающего элемента - нормирования труда, которое позволяет установить соотношение между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях.

     В практике хозяйствования сложились, по меньшей мере, две тенденции. Первая - это фактически состоявшееся обесценивание рабочей силы, приведшее к тому, что заработная плата не может выполнять свои воспроизводственные функции, то есть обеспечивать работнику условия для нормальной жизнедеятельности. Так, реальная зарплата за последние годы (1992-1997 г.г.) снизилась более чем на 60%. Обесценивание рабочей силы произошло на фоне резкого роста цен. Дальнейшие возможности роста цен исчерпаны, и рост заработной платы может осуществляться лишь за счет снижения норм прибыли. Фактически это означает невозможность в течение определенного периода достижения нормальной цены рабочей силы.

     Вторая - это процесс возникновения и  углубления неоправданной дифференциации заработной платы. Если в 1992 году соотношение в уровнях зарплаты 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой зарплатой было 1:6, то в настоящее время это соотношение достигает 1:20. Неоправданная дифференциация наблюдается по всем категориям работающих, по предприятиям одной отрасли, одной территории, по одноименным предприятиям рыночных форм собственности и в рамках одной из форм собственности.

Тенденции обесценивания рабочей силы и  неоправданной дифференциации в  оплате труда достигли в 1997 году такого размаха, что невольно приходишь к выводу об исчезновении в экономике России заработной платы как экономической категории, о превращении ее в некую социальную выплату работнику, не связанную ни с количеством, ни с качеством результатов труда.

     Цель  данной работы предполагает изучение совершенствования системы оплаты труда в переходный период российской экономики.

Задачи  данной работы заключаются в формировании представлений о проблемах, всегда стоящих перед системами заработной платы:

- повышения  материальной заинтересованности  каждого в выявлении и использовании  резервов эффективности своего  труда, исключения возможностей  получения незаработанных денег;

- устранения  случаев уравнительности в оплате  труда, достижения прямой зависимости заработной платы всех работников от индивидуальных и коллективных результатов труда;

- улучшения  соотношений в оплате труда  работников различных категорий  и профессионально-квалификационных  групп с учетом сложности выполняемых  работ, условий труда, сложившихся приоритетов в оплате труда, учитывающих дефицитность тех или иных профессий, влияние различных групп работающих на достижение высоких конечных результатов и конкурентноспособность производства. В то же время решение этих задач в переходный период от одной экономической системы к другой может затрудняться или отодвигаться на более отдаленный период из-за спада производства, инфляции, структурной перестройки производства, поддержания чрезмерной занятости и других обстоятельств. 

1. Система оплаты труда

     Под системой оплаты труда понимают способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.Оплата труда  каждого работника определяется работодателем в зависимости от количества и качества выполняемой работы и максимальным пределом не ограничивается.

     Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных  выплат, а также соотношения в  их размерах между отдельными категориями  персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Под основной заработной платой принято понимать:

выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;

доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и праздничные  дни и др.;

оплата простоев не по вине работника;

премии, премиальные надбавки и др.

Дополнительная  заработная плата включает выплаты  за непроработанное время, предусмотренные  законодательством о труде и  коллективными договорами:

оплата  времени отпусков;

оплата  времени выполнения государственных и общественных обязанностей;

оплата  перерывов в работе кормящих матерей;

оплата  льготных часов подростков;

оплата  выходного пособия при увольнении и др.

Система оплаты труда включает три основных элемента:

1.тарифную  систему;

2.норму труда;

3.формы  оплаты труда; 

1.1 Тарифная система

Тарифная  система позволяет качественно  оценить труд, служит основой организации  заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и формы  оплаты труда.

Тарифная  система включает:

1.тарифную  ставку, определяющую размер оплаты  труда в час или за день;

2.тарифную  сетку, показывающую соотношение  в оплате труда между различными  разрядами работ и рабочих  (квалификациями);

3.тарифно-квалификационные  справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой.

Выполнение  простейших работ оплачивается по тарифной ставке рабочего 1 разряда. Тарифные ставки рабочих остальных разрядов превышают  этот размер в зависимости от уровня квалификации их труда, т.е. присвоенного тарифного разряда и установленного тарифного коэффициента.

Информация о работе Проблемы и пути