Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:13, контрольная работа

Описание

Цель выполнения работы – исследование проблем выравнивания бюджетной обеспеченности в международном опыте и в российской практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ 5
2. МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. МЕХАНИЗМ
БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ 10
2.1. Американская модель бюджетного федерализма 10
2.2. Германская модель бюджетного федерализма 11
2.3. Канадская модель бюджетного федерализма 12
2.4. Формирование российской модели бюджетного федерализма 14
2.5. Механизм бюджетного выравнивания 17
3. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИЯМ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 20
3.1. Формы помощи 20
3.2. Порядок планирования и финансирования трансфертов,
субвенций, дотаций и субсидий 22
3.3. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации
26
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

государств.и муницип.финансы проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности.24.09.12doc.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

 

2.5. Механизм бюджетного выравнивания

 

Бюджетное выравнивание представляет собой выравнивание бюджетной обеспеченности региональных и местных бюджетов с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бюджетных услуг гарантированного государством объема и качества вне зависимости от территории проживания.

Бюджетное регулирование - выравнивание финансовых возможностей территорий. Потребность в таком  регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично (по разделённым налоговым ставкам или в процентных долях), для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Межбюджетное регулирование  осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.

Вертикальное выравнивание связано с наделением региональных и муниципальных органов управления финансовыми ресурсами соразмерно их собственным полномочиям, закрепленным за ними федеральным законодательством, а также с предоставлением финансирования для реализации делегированных государственных полномочий.

Горизонтальное выравнивание - это предоставление региональным и муниципальным органам власти финансовой помощи в случае невозможности ими самостоятельно формировать необходимый бюджетный фонд из-за отсталости социально-экономического территориального развития и низкого уровня финансового и налогового потенциала территории.12

Горизонтальное выравнивание в некоторых странах (например, в  Германии) происходит и в порядке централизованного изъятия (через соответствующий расчетный (клиринговый) центр при министерстве финансов ФРГ, минуя федеральный бюджет) по прогрессивной шкале в форме отдельных трансфертов средств из бюджетов, где такая обеспеченность выше среднего уровня, в пользу бюджетов, где она меньше этого уровня.

Межбюджетное регулирование  не ограничивается выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов.

Инструментами бюджетного выравнивания являются:

- нормативные отчисления от регулирующих доходов;

- дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;

- «отрицательные трансферты» - субвенции из нижестоящего бюджета с высокой бюджетной обеспеченностью в вышестоящий бюджет с целью перераспределения данных средств в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для экономически слабых территорий.

 

3. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИЯМ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

3.1. Формы помощи

 

В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Аналогичные нормы регламентируют передачу отдельных видов расходов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Предусмотрен также порядок передачи собственных доходов бюджета одного уровня к бюджетам другого уровня.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах предоставления:

- дотаций на выравнивание  уровня минимальной бюджетной

- обеспеченности субъектов РФ;

- субвенций и субсидий на  финансирование отдельных целевых  расходов;

- бюджетных кредитов;

- бюджетной ссуды на покрытие  временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.13

Дотации на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.

Дотации на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности из федерального региональному бюджету определяются на основе нормативов финансовых затрат по обеспечению минимальных государственных социальных стандартов.

Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ.

Бюджеты всех уровней составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Если не обеспечено финансирование этих стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности:

Система финансовой помощи бюджетам других уровней направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном  создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов. Исходя из этого, она соответствует следующим основным требованиям:

1) разделение финансовой  помощи в зависимости от поставленных  целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и «стимулирующую»;

2) выделение в составе  текущей помощи дотаций, субвенций  и субсидий как основных форм финансовой поддержки;

3) распределение финансовой  помощи должно проводиться по  единой методике на основе  прозрачных формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;

4) в расчетах бюджетной  обеспеченности не должны использоваться  отчетные данные о фактически  произведенных бюджетных расходах (необходима объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг) и фактически поступивших (начисленных) налоговых доходах (необходимы методы сравнения налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития региональной экономики);

5) методики и процедуры  распределения финансовой помощи  должны быть установлены федеральными  законами и принимаемыми на  их основе нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) жесткость бюджетных  ограничений: утверждение всего  объема финансовой помощи конкретным регионам (муниципалитетам) законом о соответствующем бюджете (в абсолютных цифрах), ограничения на перечисление в течение бюджетного года средств, не распределенных между регионами (муниципалитетами) законом о бюджете;

7) максимально возможная  стабильность (предсказуемость) объема  и принципов распределения финансовой  помощи, позволяющая субъектам Федерации (муниципальным образованиям) самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки на среднесрочную перспективу;

8) установление на  федеральном уровне общих принципов  и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.14

 

3.2. Порядок планирования и финансирования трансфертов,

субвенций, дотаций и субсидий

 

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров дотаций  определяется федеральным законом.

Субвенции и субсидии, региональным бюджетам предоставляются на финансирование следующих целевых расходов:

- расходов по федеральным  целевым программам;

- капитальных расходов;

- расходов, передаваемых  из бюджетов других уровней;

- иных целевых расходов.

Целевые бюджетные ссуды  привлекаются субъектами РФ для финансирования кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления ссуд, условия их оплаты и возврата определяются законом о федеральном бюджете.

Если ссуды не погашены до конца года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств  финансовой помощи, оказываемой региональному бюджету в очередном году. Если же региональный бюджет не получает финансовой помощи в очередном году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в региональный бюджет.

Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета  определяется Правительством РФ.

Предоставление финансовой помощи бюджету субъекта РФ дает контрольному органу Минфина РФ, Счетной палате РФ право проводить проверку регионального бюджета. Проверка проводится в обязательном порядке, если субъект РФ получает помощь, превышающую 50% расходов его консолидированного бюджета.

В случаях принятия органами государственной власти субъектов  РФ решений, приводящих к нарушению  порядка зачисления в федеральный  бюджет доходов от уплаты федеральных  налогов, сборов и иных доходов, а  также иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах, Правительство РФ вправе:

- приостанавливать и  уменьшать финансирование из  федерального бюджета федеральных  программ и мероприятий, осуществляемых  на территориях соответствующих субъектов РФ,

- перечисление средств,  предусмотренных разделом «Финансовая  помощь бюджетам других уровней» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, и иных средств федерального бюджета к перечислению в бюджеты субъектов РФ, а также предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- прекращать выдачу  лицензий и квот на экспорт;

- приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.

Правительство РФ вправе направить средства, высвобождаемые по названным основаниям, на оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в связи со сложной социально-экономической ситуацией в субъектах РФ.15

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации предоставляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Дотации из этого фонда предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда регионального развития.

Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально  значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.

В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.

Субвенции из Фонда компенсаций  распределяются с целью обеспечения финансирования расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральными законами. 

Федеральная помощь муниципальным образованиям оказывается также и муниципальным образованиям. Эта поддержка предназначена не только так называемым закрытым поселениям, но и предусматривает передачу в собственность муниципальных образований социальных объектов, ранее находившихся на балансе предприятий и организаций отраслевых ведомств. Кроме того, федеральная поддержка оказывается для решения местных целевых программ отдельных городов и поселков.

Информация о работе Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности