Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является одним из важных элементов в системе бухгалтерского учета и по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Нормативно-правовое и теоретическое обоснование учета
расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………5
1.1 Основные формы безналичных расчетов…………………………………..5
1.2 Задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………….11
1.3 Нормативное регулирование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………...12
2 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………15
2.1 Экономическая характеристика предприятия «Агрохимик»……………..15
2.2 Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ……..19
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ……………………………………………………………………25
3 Пути улучшения состояния расчетов с поставщиками и
подрядчиками в «Агрохимик»………………………….………………..30
Выводы и предложения…...…………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………..36
Приложения………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 96.67 Кб (Скачать документ)

     В безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую  и  электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов  и  действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги.

Для учета  расчетов   с   поставщиками   и   подрядчиками  в «Агрохимик» используется счет 60 « Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками ». Счет – пассивный, сальдо кредитовое, отражает сумму задолженности «Агрохимик» перед поставщиками  по неоплаченным счетам. Оборот по дебету данного счета отражает погашение задолженности, а оборот по кредиту – возникновение новой задолженности.

     К счету 60 « Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками » в «Агрохимик» открыты следующие субсчета:

  • 60-1 « Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками  в рублях»;
  • 60-2 «Авансы выданные в рублях»;
  • 60-3 «Векселя выданные»;
  • 60-6 « Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками  в у. е.»;
  • 60-7 «Авансы выданные в у. е.»;
  • 60-11 « Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками  в валюте»;
  • 60-22 «Авансы выданные в у. е.».

     Счет 60 кредитуется на стоимость фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг  и  работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

    Счет 60 по дебету, на котором отражаются суммы исполнения обязательств, включая авансы  и  предварительную оплату, корреспондирует со счетами учета денежных средств  и  др. При этом суммы выданных авансов  и  предварительной оплаты учитываются обособленно. На данном предприятии  расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками  с применением предварительной оплаты  и  выдачи авансов осуществляются редко.

     В «Агрохимик» используются также  расчеты  с использованием векселей. Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 «Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками» субсчет 3 «Векселя выданные». Данная задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60-3 с кредита счета 51 «Расчетный счет». Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно.

     Записи по кредиту счета 60 производят по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету товарно-материальных ценностей (07, 10, 11  и  15), затрат на производство (20, 23, 25, 26  и  др.), капитальных вложений (08)  и  др.

     Неотфактурованные поставки (т.е. товарно-материальные ценности, расчетные документы по которым от поставщиков не поступили) отражаются в учете на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договоре с учетом уплаченного НДС. После поступления документов на ТМЦ от поставщиков в учете отражается сумма НДС. При этом возможны два варианта:

- если  поступившие документы соответствуют  условиям договора, организация  сторнирует, а затем производит  дополнительную запись только  на сумму НДС;

- если  поступившие документы не соответствуют  условиям договора, то предварительная  бухгалтерская запись сторнируется  полностью и производится на  суммы, соответствующие отгрузочным  документам.

     В таблице 4 приведены операции  по расчету с поставщиками  и подрядчиками в «Агрохимик».

Таблица 4 – Журнал операций по расчету с  поставщиками и подрядчиками в «Агрохимик».

Дебет счета Кредит  счета Наименование  хозяйственной операции
07, 08, 10, 15 60 Отражена себестоимость  ТМЦ в соответствии с расчетными документами (без НДС)
19 60 Отражена сумма  НДС, относящаяся к принятым к  учету ТМЦ
20, 23, 25, 26, 44 60 Приняты к оплате счета поставщика за выполнение работы и оказанные услуги для основного  и вспомогательного производств, для  нужд общепроизводственного и общехозяйственного назначения, для нужд сбыта
60 50, 51, 52, 55 Отражена сумма  оплаты счетов поставщиков с расчетного, валютного счетов,мсписание средств с аккредетивного счета
76 91 Предъявлена притензия поставщику
60 91.1 Отражена суммовая разница как уменьшение кредиторской задолженности и увеличение прочих доходов
91.2 60 Отражена суммовая разница как увеличение кредиторской задолженности и увеличение прочих расходов
60 62, 76 Отражен зачет  в установленном порядке числящихся задолженностей при взаимных расчетах между поставщиками и заказчиками
 

     Синтетический учет может дать ответ на вопрос, каковы обороты по счету 60 « Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками ». Если же нужна более подробная информация, приходится прибегать к учету аналитическому. Объектами аналитического учета могут быть товары, контрагенты, договора  и  любые другие объекты. Целью аналитического учета является сбор информации о том или ином объекте аналитики, разбросанной по разным синтетическим счетам.

     Аналитический учет по счету 60 «Расчеты   с   поставщиками   и   подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а  расчетов  в порядке плановых платежей – по каждому  поставщику   и   подрядчику.

     Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности  поставщикам: по расчетным  документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.

     В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает  документы   поставщиков, принимает отчеты о движении товарно-материальных ценностей от материально ответственных лиц, получает выписки с расчетного счета организации. Это позволяет отразить обязательства, либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств. 
 
 
 
 
 

3 Пути улучшения состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками в «Агрохимик»

    Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с поставщиками и подрядчиками. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами5.

     На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

     Для улучшения организации расчетов с поставщиками и покупателями в «Агрохимик» рекомендуются провести следующие мероприятия:

  1. создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с поставщиками. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
  2. необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчикам, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам - сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения. Ответственными за эту работу должен быть назначен бухгалтер совместно с юристом приказом руководителя;
  3. постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
  4. контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
  5. в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
  6. на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.

     Таким образом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состояния «Агрохимик». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  и предложения

     Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производства. Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность.

     Управлению «Агрохимик» можно  дать следующие предложения по  совершенствованию учета расчетов  с поставщиками и подрядчиками:

  • Следует своевременно создавать резервы сомнительных долгов для списания дебиторской задолженности. Поскольку дебиторская задолженность, в том или ином объеме, существует у предприятия на любой момент времени, и какая-то часть из этого объема, очевидно, будет возвращена, а какая-то - нет, то бухгалтер должен быть найти эту долю и заранее списать ее на потери текущего отчетного периода, полагаясь на опыт или другие критерии. Тогда  в этом случае в учете будет показана реальная, а не "дутая" дебиторская задолженность, а экономическое содержание баланса становится более реальным. С этой целью нужно открыть в учете счет 63 «Резерв по сомнительным долгам» и вести по нему развернутую аналитику.
  • Необходимо более тщательно контролировать состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками. Здесь обязательна регулярная внутренняя проверка  (ревизия), которая проводится на основании приказа руководителя. Собранная комиссия проверяет состояния учета,  проводя сверку по задолженности между «Агрохимиком» и поставщиками. Должно выявляться соблюдение сроков исковой давности,  и в случае ее пропуска или нереальности тех или иных сумм они подлежат зачислению на счет 91 «Прочие доходы  и  расходы». В связи с этим в ходе ревизии или проверки необходимо выявлять все такие суммы, для чего рекомендуется их выписать в отдельную ведомость, которая затем прилагается к общему акту внутренней ревизии или отчету о результатах проверки. Необходимо так же регулярно проводить акты сверки с поставщиками и подрядчиками.
  • Автоматизировать аналитический учет, что может быть организовано с использованием многоуровневой системы субсчетов. Число уровней субсчетов программе «1С: Бухгалтерия» практически не ограничено, так могут открываться счета первого, второго уровня и т.д. Таким образом, при автоматизированной форме в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками совмещаются синтетический и аналитический учет, ликвидируется громоздкий учет по лицевым счетам организаций с составлением оборотных ведомостей, обеспечиваются наглядность и достоверность учета в результате применения позиционного способа записей в реестрах, а при необходимости и в самом журнале-ордере.
  • В бухгалтерии предприятия обязаны систематически следить за соблюдением расчетной дисциплины добиваясь своевременного взыскания дебиторской задолженности и погашения причитающихся кредиторам сумм.
  • В установленные сроки предприятие обязано проводить инвентаризацию расчетов в соответствии с действующими правилами ее проведения.

Информация о работе Расчеты с поставщиками и подрядчиками