Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 01:39, лекция
Распределительные счета – служат для обобщения и контроля отдельных видов издержек предприятия и распределения их по отчетным периодам.
4. Распределительные счета – служат для обобщения и контроля отдельных видов издержек предприятия и распределения их по отчетным периодам.
4.1. Собирательно-
4.2. Бюджетно-распределительные
- предназначены для
5. Сопоставляющие
счета – позволяют выявлять
валовые обороты по
5.1. Операционно-результатные – отражают результат отдельных хозяйственных операций.
5.2. Финансово-результатные – показывают результат всей хозяйственной деятельности.
План счетов – систематизированный перечень счетов, построение системы бухгалтерского учета на предприятии. План счетов включает в себя балансовые (8 разделов) и забалансовые. Каждому счету присвоен определенный номер, который называется кодом или шифром. Шифры синтетических балансовых счетов– 2хзначные, а забалансовые – 3хзначные.
Для правильного применения плана счетов разработана инструкция. В ней приведена краткая характеристика счетов, их структура, назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактах хозяйственной жизни и порядок отражения наиболее распространенных операций. Каждая организация разрабатывает свой рабочий план счетов, выбирая те синтетические счета, которые ей необходимы для постановки учета. Для учета специфических операций предприятия могут при необходимости вводить дополнительные коды счетов.
Состав
и порядок введения счетов аналитического
учета планом счетов не регламентируется,
а определяется организацией и зависит
от потребностей ее финансово-хозяйственной
деятельности.
Первичное наблюдение охватывает оценку и критерии отбора факторов хозяйственной жизни, однозначное толкование объектов и событий, отражаемых в учете; совмещение во времени, оформление наблюдения и изменение факторов хозяйственной жизни; способы контроля за наблюдением и передачей фактов хозяйственной жизни для дальнейшей обработки. По результатам первичного наблюдения приступают к составлению документов.
В состав документов входят:
Все записи в бухгалтерском учете осуществляются на основе первичных документов, затем сведения из них переносятся в учетные регистры, в которых они систематизируются.
В конце отчетного периода по данным прежних регистров заполняется отчетность.
Первичные учетные документы – оформленное в установленном порядке письменное свидетельство, которое подтверждает совершенный факт хозяйственной жизни и придает ему юридическую силу.
Документы состоят из отдельных элементов, называемых реквизитами. Совокупность реквизитов определяет его форму. К учету принимаются только правильно оформленные документы, составленные в соответствии с формой и в которых заполнены все реквизиты.
Унифицированные
документы – типовые документы,
утвержденные в установленном порядке
и предназначенные для
Формы
первичных документов непредусмотренных
альбомами унифицированных
Процесс отражения, совершаемый экономическим субъектом операций первичных документов, называется документированием хозяйственных операций.
Движение документов с момента их возникновения (получения) до сдачи в архив называется документооборот.
Этапы документооборота
Процесс документооборота регулируется графиком документооборота, составляемый главным бухгалтером и руководителем.
График документооборота – схема или перечень работ по созданию проверки и обработки документов, выполняемых службами с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
Поступившие в бухгалтерию документы до записи в учетные регистры подвергаются бухгалтерской обработке, проводимой в 3 этапа:
После переноса содержание первичных документов в учетные регистры происходит их гашение. Все документы после окончательной бухгалтерской обработки подшиваются в папки и передаются на хранение в текущий архив. Сдача документов в архив сопровождается актом. Ответственность за документарный фонд предприятия несет его руководитель.
Учетные регистры – документы для регистрации и группировки данных бух. учета о наличии средств и операциях с ними.
Классификация:
Бухгалтерские книги – вид учетных регистров синтетического и аналитического учета, представляющий собой сброшюрованные и пронумерованные одноформатные листы бумаги, заверенные подписью главного бухгалтера и имеющие двухстороннее строение: одна сторона – для дебетовых, а другая – для кредитовых записей.
Карточки – отдельные листы (бланки), разграфленные для нужд учета, изготовленные из картона или бумаги определенного размера, что дает возможность организовать картотеки. В карточках обычно ведут аналитический учет. В зависимости от формы и назначения карточки бывают контокоррентные (предназначены для учета объектов показатели которых дают в общей сумме), многографные (применяются для учета объектов где требуется детализация показателей по дебету и кредиту счета), инвентарные (для учета объекта основных средств), количественно-суммового учета (для учета ТМЦ по их количеству и сумме), складского учета (для количественного учета ТМЦ на складах).
Сводные листы – применяются в качестве учетных регистров для всех видов учетных записей, каждый лист имеет соответствующее название (журнал-ордер, ведомость) и указание периода его действия.
Хронологические регистры – используют для записи хозяйственных операций. По мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию без определенной группировки по счетам. Они обеспечивают контроль за полнотой бухгалтерских записей и сохранностью поступающих документов. Виды хронологических регистров: регистрационный журнал, книга учета хозяйственных операций, книга покупок и продаж.
Систематические регистры – регистры, в которых документы регистрируются в определенной системе. Они используются для отражения обнародованных по экономическому содержанию хозяйственных операций и подразделяются на систематические регистры синтетического учета и систематические регистры аналитического учета.
Комбинированные регистры – сочетают хронологические и систематические записи.
Синтетические регистры – в них записи ведутся только в денежном выражении с указанием бухгалтерской проводки, даты и номера документа без пояснительного текста (главная книга и журналы-ордера)
Аналитические регистры – используют для записи по аналитическим счетам. В них указывают номер, дату документа и краткое содержание хозяйственной операции (карточки, книги и ведомости).
Односторонние регистры – регистры с объединением отдельных граф дебетовых и кредитовых записей (карточки для учета расчета). Учет ведется на одном листе в денежных натуральных измерителях или одновременно в обоих. Применяются в синтетическом и аналитическом учете.
Двусторонние регистры – регистры, в которых счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице - дебет, на правой - кредит). Используется только при ручном способе учета в синтетическом и аналитическом учете. Применяются в основном при ведении учета в книгах.
Многографные регистры – используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета.
Линейные регистры – являются разновидностью многографных регистров. Каждый аналитический счет отражается только в одной строке, что дает возможность разделить синтетический счет на неограниченной количество аналитических счетов.
Шахматные регистры – используются для одновременного отражения суммы по дебету одного счета и кредиту другого. Каждая сумма записывается на пересечении строки и колонки.
Регистры открывают в начале финансового года. Записывают сальдо на начало года (берут из предыдущих регистров), в конце каждого месяца по каждой графе подсчитывается сумма итогов, записывается в специально отведенных для этого строках и графах регистров и выводится сальдо для составления бухгалтерской отчетности. Одна из задач подсчета итогов – проверка их правильности.
Сущность способа: вначале бухгалтерская проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красной пастой. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красной пастой, вычитаются из итогов, тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Способ применяется и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но при увеличенной сумме операции, а также для корректировки учетных данных по отдельным счетам.